Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования, науки и молодежной

политики Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

    Выпускная квалификационная работа

                                студентки              vi              курса

специальность:050709  Дошкольное образование

Кибиревой Юлии Сергеевны

 

                         Нравственное воспитание дошкольников

                    посредством изображения природы Забайкалья

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите:                                                 Руководитель:

Заведующий ПЦК                                                     Татарова Н.А.

   _______________                                                               

           подпись

«     »______200_г

                                                                                                         

Чита 2010

                                      Оглавление

Введение                                                                                           3

Глава 1 Психолого-педагогические основы

                влияния пейзажной живописи

                 на нравственное воспитание 

                 дошкольников                              

 1.1  Возрастные психологические особенности

         детей дошкольного  возраста                                                  6                                                           

    1. Особенности влияния пейзажной живописи

на нравственное воспитание дошкольников                       9                                                                                                             

                                            

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья  в

                развитии, воспитании, обучении детей                                

    1. Художественные особенности культуры

Забайкалья                                                                            14

    1. Влияние пейзажной лирики на восприятие

детьми живописи                                                                  21                           

    1. Руководство рисованием природы Забайкалья                                    детей старшего дошкольного возраста                              26                                          
    2. Глава 3 Опытно-экспериментальная работа

                 3.1 Констатирующий эксперимент                                            33

                 3.2 Формирующий эксперимент                                                36

                 3.3 Качественно-количественный анализ                                 42                                                                                                          

Заключение                                                                                  44

              Литература                                                                                   46

               Приложение                                                           

 

 

                       

                                      

                                              Введение

     В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

    Существование любого общества, согласно обоснованиям ученых, возможно лишь при условии, когда подавляющая часть его граждан следует общепринятым ценностям, нормам и навыкам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. В обществе же человек становится личностью и проявляется как личность в процессе обучения и воспитания. В образовательном процессе происходит и приобщение каждого к культурным ценностям определенных этносов, превращение индивидов в носителей и выразителей этих ценностей.

     Возродить социокультурные идеалы и традиционные для России ценности в условиях нынешней депопуляции возможно только через глубокое знание и понимание родного языка, отечественной литературы и изобразительного искусства, в которых особенное место занимает культура родного края.

    В этом сложном процессе  художественное  развитие детей  дошкольного возраста представляет  собой первую ступень, и происходит  оно также путем приобщения  ребенка к изобразительному искусству.

    Одним из основных  путей рассмотрения данной проблемы является системно-структурный подход, изучение влияния изобразительного искусства на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

    Для этого мы обратились к  народной культуре и, в первую очередь, к культуре Забайкалья.

Во все времена культура родного края была, есть и будет одним из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Во-первых, она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков духовный мир, мысли, чувства наших предков. Во-вторых, высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали изобразительное искусство важным средством воспитания, развития и обучения детей.

     В дошкольном возрасте  происходит удивительный по своему  значению для развития ребенка процесс приобщения и овладения культурой родного края. Успехи в овладении ребенком культурным наследием своего народа за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны.

Ребенок усваивает родной язык, родную литературу и изобразительное искусство родного края. Богатейшая сокровищница открывается перед ним в блестящих произведениях народного творчества. История произвела строгий отбор тех произведений, которые могли жить века.

     Изучая культуру Забайкалья, дети постигают окружающий мир родного края. Приобщение к изображениям природы Забайкалья способствует развитию восприятия, мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, инициативу. Дети учатся быть добрыми, ласковыми, учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех.

     Культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых, родителей, воспитателей во многом зависит ее состояние. Нужно сохранить традиции, накопленные народом, которые являются мостом, связывающим поколения.

     Все вышесказанное  позволяет понять актуальность исследовательской работы, направленной на изучение роли и места культуры Забайкалья в современной педагогике.

     Каким образом изобразительное искусство Забайкалья  влияет на развитие и воспитание детей дошкольного возраста?

     Предмет исследования: Пейзажная живопись Забайкалья и ее использование в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

     Объект исследования: влияние культуры Забайкалья на художественное и нравственное развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста.

 

     Цель исследования: изучить и экспериментально доказать влияние изобразительного искусства Забайкалья на развитие и воспитание детей.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. изучить учебно-методическую литературу;
  2. рассмотреть особенности пейзажной живописи Забайкалья;
  3. Раскрыть влияние пейзажной живописи Забайкалья на нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
  4. проверить на практике возможность использования пейзажной живописи Забайкалья для нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
  5. разработать методические рекомендации по использованию пейзажной живописи Забайкалья для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

В основу нашей исследовательской  работы была положена гипотеза: если систематически использовать задания и упражнения, содержащие ознакомление с пейзажной живописью Забайкалья, то процесс нравственного воспитания детей будет протекать более успешно. Практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании проблемы и разработки системы заданий и упражнений, направленных на процесс воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

     Методы исследования:

  1. Теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение передового педагогического опыта.

2.   Эмпирические: наблюдение, тестирование, эксперимент.

    

 

 

 

       

 

          Глава 1 Психолого-педагогические основы

                                нравственного  воспитания

                           детей дошкольного возраста

                                             

         1.1   Возрастные психологические  особенности детей

                                         дошкольного возраста

                                       

     Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к  себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка,- содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но, прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправдано. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

     Образовательные  учреждения, а, следовательно, и  практическая психология образования охватывают дошкольное детство и детство школьное.

     В этом  заложен определенный смысл, так  как системы обучения и воспитания  строятся не на пустом месте,  в них отражаются опыт и  знания особенностей детей, накопленные  и отработанные многими поколениями.

     Каждый  возрастной период имеет свою  особую ценность, свой потенциал  развития, свое значение в обеспечении  перехода на следующий возрастной  этап. Можно ускорить и интенсифицировать  прохождение тех или иных этапов  развития, но нельзя миновать  ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Что же является движущими силами психологического развития ребенка дошкольного возраста?

     Дошкольный  возраст сензитивен к тем видам  обучения и способам познания, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления [19, 123]. Поэтому фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, яркости конкретных впечатлений, которые получает ребенок от взаимодействия с людьми, природой, культурой сегодня, сейчас. Дошкольник живет напряженной жизнью в настоящем: каждый день приносит ему множество непонятностей, загадок, над которыми надо подумать, обилие впечатлений, некоторые из которых очаровывают, другие – возмущают, третьи – заставляют переживать и даже плакать. Я.Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни.

     Образовательная  среда, которую организуют взрослые  и в которой обитает ребенок,  состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей – из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

     С момента  рождения человек оказывается  в предметном мире, огромная часть  которого, особенно ближайшее окружение  ребенка, создана человеком, а сам мир – населен людьми. Таким образом, с самого рождения ребенок погружается в мир, который расчленен и организован в соответствии с культурой общества и культурой семьи. Эта организация окружающего мира уже на первых порах оказывает влияние на формирование, в частности, богатства переживаний ребенка в чувственной сфере [14, 172].

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья