Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
Министерство образования, науки и молодежной
политики Забайкальского края
ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
специальность:050709 Дошкольное образование
Кибиревой Юлии Сергеевны
Нравственное воспитание дошкольников
посредством изображения природы Забайкалья
Допустить к защите:
Заведующий ПЦК
_______________
подпись
« »______200_г
Чита 2010
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного
возраста
6
на нравственное воспитание
дошкольников
9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Забайкалья
детьми живописи
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ
42
Заключение
Литература
Приложение
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Существование любого общества, согласно обоснованиям ученых, возможно лишь при условии, когда подавляющая часть его граждан следует общепринятым ценностям, нормам и навыкам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. В обществе же человек становится личностью и проявляется как личность в процессе обучения и воспитания. В образовательном процессе происходит и приобщение каждого к культурным ценностям определенных этносов, превращение индивидов в носителей и выразителей этих ценностей.
Возродить социокультурные идеалы и традиционные для России ценности в условиях нынешней депопуляции возможно только через глубокое знание и понимание родного языка, отечественной литературы и изобразительного искусства, в которых особенное место занимает культура родного края.
В этом сложном процессе
художественное развитие детей
дошкольного возраста
Одним из основных
путей рассмотрения данной проб
Для этого мы обратились к народной культуре и, в первую очередь, к культуре Забайкалья.
Во все времена культура родного края была, есть и будет одним из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Во-первых, она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков духовный мир, мысли, чувства наших предков. Во-вторых, высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали изобразительное искусство важным средством воспитания, развития и обучения детей.
В дошкольном возрасте
происходит удивительный по
Ребенок усваивает родной язык, родную литературу и изобразительное искусство родного края. Богатейшая сокровищница открывается перед ним в блестящих произведениях народного творчества. История произвела строгий отбор тех произведений, которые могли жить века.
Изучая культуру Забайкалья, дети постигают окружающий мир родного края. Приобщение к изображениям природы Забайкалья способствует развитию восприятия, мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, инициативу. Дети учатся быть добрыми, ласковыми, учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех.
Культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых, родителей, воспитателей во многом зависит ее состояние. Нужно сохранить традиции, накопленные народом, которые являются мостом, связывающим поколения.
Все вышесказанное позволяет понять актуальность исследовательской работы, направленной на изучение роли и места культуры Забайкалья в современной педагогике.
Каким образом изобразительное искусство Забайкалья влияет на развитие и воспитание детей дошкольного возраста?
Предмет исследования: Пейзажная живопись Забайкалья и ее использование в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: влияние культуры Забайкалья на художественное и нравственное развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить и экспериментально доказать влияние изобразительного искусства Забайкалья на развитие и воспитание детей.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
В основу нашей исследовательской работы была положена гипотеза: если систематически использовать задания и упражнения, содержащие ознакомление с пейзажной живописью Забайкалья, то процесс нравственного воспитания детей будет протекать более успешно. Практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании проблемы и разработки системы заданий и упражнений, направленных на процесс воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, эксперимент.
Глава 1 Психолого-педагогические основы
нравственного воспитания
детей дошкольного возраста
1.1 Возрастные психологические особенности детей
дошкольного возраста
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка,- содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но, прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправдано. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.
Образовательные
учреждения, а, следовательно, и
практическая психология
В этом
заложен определенный смысл,
Каждый
возрастной период имеет свою
особую ценность, свой потенциал
развития, свое значение в обеспечении
перехода на следующий
Дошкольный
возраст сензитивен к тем
Образовательная
среда, которую организуют
С момента рождения человек оказывается в предметном мире, огромная часть которого, особенно ближайшее окружение ребенка, создана человеком, а сам мир – населен людьми. Таким образом, с самого рождения ребенок погружается в мир, который расчленен и организован в соответствии с культурой общества и культурой семьи. Эта организация окружающего мира уже на первых порах оказывает влияние на формирование, в частности, богатства переживаний ребенка в чувственной сфере [14, 172].
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья