Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

     Особой заслугой забайкальцев является создание ими собственных, полностью самостоятельных оригинальных произведений разных жанров. С 30-х – 70-х г.г. 19 в. в роли собирателя живописи в Забайкалье выступил местный краевед – Нерчинский купец М.А. Зензинов. В эти годы в Забайкалье создалась благодатная почва для возникновения удивительно творческой атмосферы. По мере возможностей забайкальцы стремились к разнообразию и улучшению культурно-эстетической атмосферы края.

     Большой вклад в изучение изобразительного искусства населения края внес неутомимый исследователь Восточной Сибири – доктор медицины Н.И. Кашин. Крупнейшим собирателем и исследователем народного творчества сибиряков был профессор М.К. Азадовский. [12, 45].

     На протяжении нескольких  лет Г.С.Виноградов изучал культуру Забайкалья. Он дал детальное и единственное в своем роде по кропотливости анализа, широте охвата материалов исследование забайкальского культурного наследия. Во всех своих работах Виноградов ставил общие вопросы изучения культуры Забайкалья в тесной связи двух «факторов»: этнографии и традиционного творчества сибиряков. Он писал: «… в росписи и художественной резьбе на плоскости преобладали архаичные геометрические узоры (квадраты, круги, сегменты, треугольники, линии, точки, зигзаги и др.) в самых различных сочетаниях. Они символизировали солнце, вспаханное и засеянное поле, струи дождя и др., с которыми ассоциировались живительные силы природы. В скульптурной резьбе имели место головы птиц, коня (крючья-курицы, конец охлупня). Все эти изображения издревле считались у славян оберегом. Постепенно, к концу XIX в., смысловое значение этих узоров и фигур утрачивалось, приобретая чисто декоративный характер.

     В художественной резьбе по дереву (в бытовых изделиях) в техническом отношении имели место все виды углубленной (выемчатой) резьбы: геометрическая (трехгранная и двугранная), скобчатая (ногтевидная), контурная: В конце XIX в. в оформлении наличников, подкарнизных досок и других архитектурных элементов имели распространение выемчатая, плоская резьба в сочетании с прорезью и накладная резьба. Постепенно широкое распространение получает пропильная резьба. С помощью этих видов техники резьбы выполнялись не только простые геометрические узоры, но и более сложные растительные мотивы. Постепенно в оформлении и архитектурных элементов, и мебели, и бытовой утвари применяется токарная художественная обработка.

     Геометрическая роспись внешних элементов дома, интерьера, а также предметов быта и мебели постепенно сменялась более сложной, представленной растительными мотивами. В интерьере жилища длительное время сохранялась роспись с традиционным русским мотивом — цветком, прорастающим из вазона. В такую роспись вплетались антропоморфные и зооморфные изображения. Для росписи характерна яркость и полихромность (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый цвета). Роспись интерьеров была женским занятием. Часто этим занимались мастера с Урала, которые работали по найму на Алтае, в Забайкалье. Поэтому бытовая роспись забайкальцев напоминает урало-алтайскую…» [22, 272].

     Помимо знатоков и исследователей, особое влияние на развитие культуры Забайкалья оказали и местные художники.

     Узнаем  поподробнее о некоторых из  них.

     Первым  самодеятельным художником нашего  края считается Рязанцев Прокопий Николаевич (1829-1897).

П.Н. Рязанцев родился  в Нерчинске в многодетной, бедной мещанской семье. Здесь же, в родном городе, самостоятельно постигнув «азы творчества», рано определился как талантливый художник. Уже с первых робких шагов в изобразительном искусстве он привлек к себе и своему творчеству пристальное внимание передовых людей города (Чаусов, Крюков, Зензинов, Бутин), которые не остались безучастными наблюдателями, а всесторонне способствовали развитию природных художественных дарований мальчика. Творчество П.Н. Рязанцева занимает свое особое и весьма значительное место в культуре и изобразительном искусстве Забайкалья. Мы знаем такие его картины, как «Старый Цугольский дацан», «Философский диспут в Цугольском дацане», «Перевал», «Стойбище Агинского тайши на берегу реки Аги, в устье пади Бырка» [21, 18].

     П.Н. Рязанцев  недолгое время был первым  учителем и наставником Николая Ивановича Верхотурова (1865-1944), ставшего впоследствии широко известным забайкальским художником, удостоенным звания академика. Широкую известность он получил как автор художественных полотен на сибирские и революционные темы: «Расчет», «Накануне казни» и т.д. Многие из его произведений сейчас хранятся в Москве.

     Одним из  талантливых учеников П.Н. Рязанцева  является Афиноген Пантелеймонович Колосов, который из преподавателя искусств Нерчинского уездного училища смог вырасти до уровня известного художника края. Он много и плодотворно работал: рисовал виды Амура и прекрасные таежные пейзажи, делал портретные зарисовки коренного населения (гиляков) и их быта.

     Владимир Иванович Форов (родился в 1931 г. в г. Чите).

В 1958 г. окончил Иркутское  художественное училище, с 1959 г. живет  и работает в Чите. Персональные выставки проходили в Чите в 1991, 1992, 1995, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002 гг. В 1982 г. ему первому из забайкальских художников было присвоено звание «Заслуженный художник России». За годы творчества им созданы десятки произведений в живописи, графике, монументальном искусстве. Как живописец работает в основном в жанре пейзажа. Его пейзаж может соприкасаться с сюжетной картиной или играть в ней существенную роль как изображение места действия, подчеркивая, а иногда и выявляя при этом, эмоциональный тон произведения. Основные произведения: «Вековые камни», «Забайкальские дали», «Суровый Удокан», «Теплый вечер», «Ворота Алханая» и т.д.

     Самодеятельный  художник Комаров Николай Панкратьевич родился в 1939 г. на ст. Урульга Карымского района Читинской области. К рисованию он проявлял интерес со школьной скамьи, но получить профессиональное художественное образование не было возможности. Серьезно Н.П. Комаров стал заниматься творчеством в 60-е годы. В Художественном фонде Н.П. Комаров познакомился с профессиональными читинскими художниками А.В. Стелькиным, В.П. Костионовым, Р.М. Цымбало, Я.И. Шплатовым, Ю.А. Кругловым и др., которые помогали советами, материалами и собственным примером жизни в искусстве. Пейзаж – основной жанр, которому отдает предпочтение Н.П. Комаров, причем «чистый» природный пейзаж, написанный с натуры. Многие натурные зарисовки («Харамангутские утесы», «Река Оленгуй», «Река Ингода» и др.) можно считать «природными документами», которые представляют первозданность и суровую красоту родного Забайкалья.

     Шплатов Ян Иванович (родился в 1937 г.). Художник-живописец. Заслуженный художник России. С 1961 г. живет и работает в Чите. В разные периоды творчества обращался к пейзажу, натюрморту, портрету. Наибольших успехов добился в области пейзажного жанра. Сюжеты его картин внешне непритязательны, но им в полной мере всегда свойственны гармоничная, обычно сдержанная цветовая гамма, лаконичная трактовка формы, композиционная уравновешенность. Каждая его работа отличается деликатностью живописной речи, задушевностью образов и неприхотливостью мотива.

     Людмила Ивановна Выходцева. Родилась на станции Новая. Окончила Центральную детскую художественную школу Читы, а в 1964 г. – Иркутское художественное училище. Сюжеты для своих произведений Людмила Ивановна находит в природе и истории родного края.  «Природа Забайкалья неповторима», - говорит художница. На ее картинах – и хрупкие легкие одуванчики, и яркие язычки жарков, и нежный яблоневый цвет.  «Душа весеннего цвета» - это название одного ее вернисажа как нельзя лучше отражает личность художницы [15, 64].

 

     Таким образом, можно сделать вывод, что художественной особенностью культуры Забайкалья является убедительная образность, эмоциональная насыщенность формы, ее пластическое богатство, поэтичность, кажущаяся простота и доступность работ местных художников. Их произведения помогают увидеть красоту мира в самых разных, порой неожиданных ее проявлениях. Образы, предоставляемые нам художниками, глубоки и волнующи, им характерна зрелость мысли и чувства, они всегда решены в лирико-философском аспекте осмысления проблем бытия.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

      

 

 

 

 

 

             2.2  Влияние пейзажной лирики на восприятие

                                      детьми живописи.                                                               

 

     Детский  сад, как учреждение общественного  воспитания детей, представляет  благоприятные возможности для развития творчества уже тем, что ребенок живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх, занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием.

     Возможность развития творческой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, в частности, о родном крае.

     Творчество – наиболее сложный вид деятельности ребенка. Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы [24, 19].

Эмоционально-творческое настроение у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно  воспетая в стихах образность природы  помогает ребенку увидеть волнующую  прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Сопоставляя жизненные  явления с их воспроизведением в  поэзии, дошкольник опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Примеры чуткого понимания природы родного края и гуманного отношения к ней дают забайкальские поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело знакомит ребят.

      Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства изобразительной деятельностью детей. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались.

     Охарактеризуем  методику работы по развитию  восприятия пейзажной лирики  о природе родного края. На  пятом году жизни дошкольник  уже имеет некоторый опыт восприятия  образов живой природы, ему  понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. С детьми старшего возраста работа по развитию понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребенка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Педагог имеет возможность свободно использовать репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. С детьми проводятся экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам родной природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.

Живое наблюдение природы  подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание картин о природе  конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с картиной и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.

     При организации работы по развитию восприятия детьми пейзажей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Какие же требования предъявляются к отбору поэтических пейзажных произведений для дошкольников?

Прежде всего они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному пониманию детьми окружающей действительности, накоплению определенного запаса знаний. А это имеет большое значение и для творческой изобразительной деятельности дошкольников.

     Стихи следует  подбирать доступные и понятные  детям по тематике, содержанию, языку.  Кроме того, информация, заложенная  в поэтических строчках, должна  формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, т.е. неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника. Наиболее понятны детям произведения таких забайкальских поэтов, как Граубин, Вишняков, Головатый, Макаров, Кузнецов и др.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья