Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
Особой заслугой забайкальцев является создание ими собственных, полностью самостоятельных оригинальных произведений разных жанров. С 30-х – 70-х г.г. 19 в. в роли собирателя живописи в Забайкалье выступил местный краевед – Нерчинский купец М.А. Зензинов. В эти годы в Забайкалье создалась благодатная почва для возникновения удивительно творческой атмосферы. По мере возможностей забайкальцы стремились к разнообразию и улучшению культурно-эстетической атмосферы края.
Большой вклад в изучение изобразительного искусства населения края внес неутомимый исследователь Восточной Сибири – доктор медицины Н.И. Кашин. Крупнейшим собирателем и исследователем народного творчества сибиряков был профессор М.К. Азадовский. [12, 45].
На протяжении нескольких лет Г.С.Виноградов изучал культуру Забайкалья. Он дал детальное и единственное в своем роде по кропотливости анализа, широте охвата материалов исследование забайкальского культурного наследия. Во всех своих работах Виноградов ставил общие вопросы изучения культуры Забайкалья в тесной связи двух «факторов»: этнографии и традиционного творчества сибиряков. Он писал: «… в росписи и художественной резьбе на плоскости преобладали архаичные геометрические узоры (квадраты, круги, сегменты, треугольники, линии, точки, зигзаги и др.) в самых различных сочетаниях. Они символизировали солнце, вспаханное и засеянное поле, струи дождя и др., с которыми ассоциировались живительные силы природы. В скульптурной резьбе имели место головы птиц, коня (крючья-курицы, конец охлупня). Все эти изображения издревле считались у славян оберегом. Постепенно, к концу XIX в., смысловое значение этих узоров и фигур утрачивалось, приобретая чисто декоративный характер.
В художественной резьбе по дереву (в бытовых изделиях) в техническом отношении имели место все виды углубленной (выемчатой) резьбы: геометрическая (трехгранная и двугранная), скобчатая (ногтевидная), контурная: В конце XIX в. в оформлении наличников, подкарнизных досок и других архитектурных элементов имели распространение выемчатая, плоская резьба в сочетании с прорезью и накладная резьба. Постепенно широкое распространение получает пропильная резьба. С помощью этих видов техники резьбы выполнялись не только простые геометрические узоры, но и более сложные растительные мотивы. Постепенно в оформлении и архитектурных элементов, и мебели, и бытовой утвари применяется токарная художественная обработка.
Геометрическая роспись внешних элементов дома, интерьера, а также предметов быта и мебели постепенно сменялась более сложной, представленной растительными мотивами. В интерьере жилища длительное время сохранялась роспись с традиционным русским мотивом — цветком, прорастающим из вазона. В такую роспись вплетались антропоморфные и зооморфные изображения. Для росписи характерна яркость и полихромность (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый цвета). Роспись интерьеров была женским занятием. Часто этим занимались мастера с Урала, которые работали по найму на Алтае, в Забайкалье. Поэтому бытовая роспись забайкальцев напоминает урало-алтайскую…» [22, 272].
Помимо знатоков и исследователей, особое влияние на развитие культуры Забайкалья оказали и местные художники.
Узнаем поподробнее о некоторых из них.
Первым
самодеятельным художником
П.Н. Рязанцев родился в Нерчинске в многодетной, бедной мещанской семье. Здесь же, в родном городе, самостоятельно постигнув «азы творчества», рано определился как талантливый художник. Уже с первых робких шагов в изобразительном искусстве он привлек к себе и своему творчеству пристальное внимание передовых людей города (Чаусов, Крюков, Зензинов, Бутин), которые не остались безучастными наблюдателями, а всесторонне способствовали развитию природных художественных дарований мальчика. Творчество П.Н. Рязанцева занимает свое особое и весьма значительное место в культуре и изобразительном искусстве Забайкалья. Мы знаем такие его картины, как «Старый Цугольский дацан», «Философский диспут в Цугольском дацане», «Перевал», «Стойбище Агинского тайши на берегу реки Аги, в устье пади Бырка» [21, 18].
П.Н. Рязанцев недолгое время был первым учителем и наставником Николая Ивановича Верхотурова (1865-1944), ставшего впоследствии широко известным забайкальским художником, удостоенным звания академика. Широкую известность он получил как автор художественных полотен на сибирские и революционные темы: «Расчет», «Накануне казни» и т.д. Многие из его произведений сейчас хранятся в Москве.
Одним из
талантливых учеников П.Н.
Владимир Иванович Форов (родился в 1931 г. в г. Чите).
В 1958 г. окончил Иркутское художественное училище, с 1959 г. живет и работает в Чите. Персональные выставки проходили в Чите в 1991, 1992, 1995, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002 гг. В 1982 г. ему первому из забайкальских художников было присвоено звание «Заслуженный художник России». За годы творчества им созданы десятки произведений в живописи, графике, монументальном искусстве. Как живописец работает в основном в жанре пейзажа. Его пейзаж может соприкасаться с сюжетной картиной или играть в ней существенную роль как изображение места действия, подчеркивая, а иногда и выявляя при этом, эмоциональный тон произведения. Основные произведения: «Вековые камни», «Забайкальские дали», «Суровый Удокан», «Теплый вечер», «Ворота Алханая» и т.д.
Самодеятельный художник Комаров Николай Панкратьевич родился в 1939 г. на ст. Урульга Карымского района Читинской области. К рисованию он проявлял интерес со школьной скамьи, но получить профессиональное художественное образование не было возможности. Серьезно Н.П. Комаров стал заниматься творчеством в 60-е годы. В Художественном фонде Н.П. Комаров познакомился с профессиональными читинскими художниками А.В. Стелькиным, В.П. Костионовым, Р.М. Цымбало, Я.И. Шплатовым, Ю.А. Кругловым и др., которые помогали советами, материалами и собственным примером жизни в искусстве. Пейзаж – основной жанр, которому отдает предпочтение Н.П. Комаров, причем «чистый» природный пейзаж, написанный с натуры. Многие натурные зарисовки («Харамангутские утесы», «Река Оленгуй», «Река Ингода» и др.) можно считать «природными документами», которые представляют первозданность и суровую красоту родного Забайкалья.
Шплатов Ян Иванович (родился в 1937 г.). Художник-живописец. Заслуженный художник России. С 1961 г. живет и работает в Чите. В разные периоды творчества обращался к пейзажу, натюрморту, портрету. Наибольших успехов добился в области пейзажного жанра. Сюжеты его картин внешне непритязательны, но им в полной мере всегда свойственны гармоничная, обычно сдержанная цветовая гамма, лаконичная трактовка формы, композиционная уравновешенность. Каждая его работа отличается деликатностью живописной речи, задушевностью образов и неприхотливостью мотива.
Людмила Ивановна Выходцева. Родилась на станции Новая. Окончила Центральную детскую художественную школу Читы, а в 1964 г. – Иркутское художественное училище. Сюжеты для своих произведений Людмила Ивановна находит в природе и истории родного края. «Природа Забайкалья неповторима», - говорит художница. На ее картинах – и хрупкие легкие одуванчики, и яркие язычки жарков, и нежный яблоневый цвет. «Душа весеннего цвета» - это название одного ее вернисажа как нельзя лучше отражает личность художницы [15, 64].
Таким образом, можно сделать вывод, что художественной особенностью культуры Забайкалья является убедительная образность, эмоциональная насыщенность формы, ее пластическое богатство, поэтичность, кажущаяся простота и доступность работ местных художников. Их произведения помогают увидеть красоту мира в самых разных, порой неожиданных ее проявлениях. Образы, предоставляемые нам художниками, глубоки и волнующи, им характерна зрелость мысли и чувства, они всегда решены в лирико-философском аспекте осмысления проблем бытия.
2.2 Влияние пейзажной лирики на восприятие
Детский
сад, как учреждение
Возможность развития творческой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, в частности, о родном крае.
Творчество – наиболее сложный вид деятельности ребенка. Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы [24, 19].
Эмоционально-творческое настроение у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается прежде всего на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Примеры чуткого понимания природы родного края и гуманного отношения к ней дают забайкальские поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело знакомит ребят.
Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства изобразительной деятельностью детей. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались.
Охарактеризуем
методику работы по развитию
восприятия пейзажной лирики
о природе родного края. На
пятом году жизни дошкольник
уже имеет некоторый опыт
Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с картиной и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.
При организации работы по развитию восприятия детьми пейзажей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Какие же требования предъявляются к отбору поэтических пейзажных произведений для дошкольников?
Прежде всего они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному пониманию детьми окружающей действительности, накоплению определенного запаса знаний. А это имеет большое значение и для творческой изобразительной деятельности дошкольников.
Стихи следует
подбирать доступные и
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья