Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

 

 

                                                                                         Таблица № 4

Название дидактической

игры

Кол-во обучений

Кол-во повторений

Календарные

сроки

  «Край Забайкальский» (2 вар.)

          2

             2

       сентябрь

 

«Что растет в Забайкалье»

          1

             2

       сентябрь

«Цветик-семицветик»

          1

             2

        октябрь

 «Составь пейзаж » (2 вар.)

    

            2

 

             2

 

       октябрь

  «Составь картину»(2 вар.)

 

            2

 

            2

 

       ноябрь

    «Собери палитру осенних красок»

            1

            1

       ноябрь

    «Зимние цвета»

            1

            2

       декабрь

         «Карусель»

            1

            2

       декабрь

        «Метелица»

            1

            2

       январь

   «Часть и целое»           ( 2 вар.)

 

            2

 

            3

 

       январь

       «Времена года»

 

           1

 

             2

 

       февраль

     «Подбери картинку к стихотворению»            (2 вар.)

 

           2

 

             2

 

       февраль

      «Малая родина»

           2

             3

         март

 «Весна-весняночка»

 

            1

 

             2

 

          март

  «Первые цветы»                    

            3

             3

        апрель

       «Определи настроение» (2 вар.)

            2

             2

       апрель

       «Сложи радугу»

            1

             2

          май

«Радужный хоровод»

             1

              2

           май


 

Содержание некоторых  занятий и дидактических игр  приведено в приложении.

     Анализ  календарных планов, проведенный  методистом нашего детского сада, выявил такую проблему:

У некоторых воспитателей не наблюдается рационального чередования работы по внедрению регионального компонента в деятельность  детей для их нравственного воспитания, данные занятия и игры планируются спонтанно, без учета распределения по времени (так, отмечено, что работа планируется в основном только на прогулках, тогда как в утренние часы и во второй половине дня эта работа не находит отражения в планах). На основе этого мы разработали примерную схему (циклограмму) планирования работы по ознакомлению с культурой Забайкалья в течение недели. [1, 54].

  

 

 

 

 

 

                                      Циклограмма работы.

                                                                                    Таблица № 5

День недели

       Утро

   Прогулки

 Вторая половина дня

понедельник

Хоз.-быт. труд, режимные процессы с  использованием рассказов о местных обычаях.

Подвижные и хороводные игры народов Забайкалья (русские).

Разучивание пальчиковой гимнастики по стихам местных поэтов.

вторник

Настольно-печат.игры (см. таб.№ 4)

Подвижные игры народов Забайкалья (буряты).

Изобразительная деятельность детей по картинам.

Среда

Игры малой подвижности с  использованием загадок о малой родине.

Подвижные игры народов Забайкалья (эвенки).

Кружковая работа (театральная студия «Подсолнушки»).

Четверг

Индивид. работа с детьми по составлению  описаний картин.

Хороводные и подвижные игры, основанные на знаниях местных обычаев.

Составление календаря времен года (с использованием закличек).

Пятница

Разучивание новых стихотворений и повторение пройденных.

Труд в природе с использованием пословиц и поговорок, характерных для природы Забайкалья.

Кружковая работа (кружок «Рукодельница» - знакомство с народным рукоделием).


 

Наша работа была бы неполноценной, если бы мы не привлекли к ней  родителей. После проведенного анкетирования  мы выяснили, что большинство родителей имеет смутные представления о местных поэтах, писателях, художниках, не может рассказать своим детям о разнообразии природы Забайкалья. Для этой цели мы организовали для родителей всеобуч.

 

                   Организация работы с родителями.

                                                                                     Таблица № 6

    №

      Мероприятие

  Форма работы

        Дата

     1

«Роль пейзажной живописи в развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста».

   Родительское  

     собрание 

 

    Сентябрь 

      2

«Что мы знаем о Забайкалье»

Папка-передвижка

    Октябрь

     3

«Знаем ли мы местных поэтов и  писателей?».

   Консультация

     Ноябрь

     4

«Возвращение к истокам».

   Консультация

     Декабрь

     5

«Великолепный пейзаж своими руками».

    Практикум

     Январь

     6

«Поэтический образ природы  в детском рисунке ».

 

       Лекция

 

     Февраль

     7

«Занятия с детьми».

    Консультация

       Март

     8

«А у нас перепляс».

      Конкурс

      Апрель

     9

«Итоги работы за год».

   Родительское

      собрание

        Май


 

Привлекая родителей  к совместной деятельности, мы приготовили  с ними:

  1. дидактические игры по изобразительной деятельности:

а) «Радужный хоровод»;

б) «Часть и целое»;

в) «Времена года».

    2) атрибуты для дыхательной гимнастики:

          а) «Веселые шарики»;

          б) «Разноцветные бабочки»;

          в) разные султанчики и вертушки.

Кроме того, родители изготовили для танцев бурятские и эвенкийские костюмы, собрали коллекцию самодельных кукол в национальных костюмах народов, проживающих в Забайкалье, и изготовили книгу рисунков о родной природе от детей и взрослых под названием «Мое Забайкалье».

 

     Таким образом, в течение года мы проводим планомерную работу по всестороннему использованию регионального компонента в нравственном воспитании и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, что позволяет нам добиться необходимых результатов.

               

 

            3.3 Качественно-количественный анализ эксперимента

 

Таким образом, мы провели  воспитательно-образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста. В конце года мы провели контрольную  диагностику психического развития детей и знаний детей о природе  родного края, их отношения к родному краю и их технических навыков и умений в изображении природы Забайкалья, и получили следующие результаты:

 

                                                                                         Таблица № 7                           

Ф.И. ребенка

Развитие психических процессов

         Рисование

внимание

память

воображение

мышление

предметное

сюжетное

Работа кистью

Различными изо-материалами

цветоведение

   1

Дамба Б.

-   +

   ?

    _

   ?

  +

    _

    +

         _

    +

   2

Ульяна Б.

    +

    +

     _

   +

  +

    _

    +

         +

   +

   3

Света Б.

    +

   +

?    ?

   +

  +

    ?

  _

_          +

    _

   4

Алеша Б.

  ?

   +

     +

   +

   ?

    +

    +

-          ?

    +

   5

Влад Б.

    +

   _

   +

   +

   _

    +

     +

         _

+

   6

Яна В.

    _

   +

     +

   +

  +

   +

     _

         +

    +


 

                                                                                         

 

                                                                                                   

Таблица № 8

Ф.И. ребенка

Отношение к родному  краю

Знание регионального компонента

Анализ, оценка

Писатели Забайкалья

Стихи  местных поэтов наизусть

Художники Забайкалья

Названия картин

Природа Забайкалья

     1

Дамба Б.

      +

_

+

+

_

+

     _

     2

Ульяна Б.

     +

+

+

+

+

+

    +

      3

Света Б.

     +

+

+

_

+

+

     +

      4

Алеша Б.

     +

_

+

+

_

+

     +

      5

Влад Б.

     _

+

+

_

+

+

     _

      6

Яна В.

     +

+

+

+

+

+

     +


                                                                                    

Условные обозначения:

+ - задание выполнено  успешно;

-  - задание не выполнено;

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья