Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

     Изобразительность  как черта художественного образа  помогает реально представить  цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т.е. внешние признаки объектов и явлений действительности. Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребенок, наличием в произведении таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы. Известно, что динамичные образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии [ 36, 50].

Природа раскрывается в  поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам  понятно, что «темный лес» нужно  изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.

Стихотворения о природе  помогают ребенку правильно представить  себе ту или иную ситуацию, разместить изображение на листке бумаги. Определенные слова указывают часто на место  происходящего действия. Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие-то индивидуальные особенности образа. В этом также помогают изобразительные средства поэтического произведения.

     «Действующие» образы природы вызывают ассоциации с действиями самих детей, что облегчает им изображение природы в рисунках.

В детских однотемных рисунках наблюдаются некоторые  индивидуальные различия, связанные  с особенностями восприятия и  изобразительных умений детей. Дети, которые глубже воспринимают цвет и  форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведении привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовывать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.

    Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению  лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети 5 лет передают  лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Своеобразно,  творчески передают дошкольники пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, двух-трех линий; могут изобразить линию горизонта, рисуя реки, возвышенные места, широкое или узкое пространство неба.

Иногда ребята могут  дополнять картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время дня, года.

 

    Таким образом,  можно сделать вывод, что выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Дети начинают понимать эту красоту, связывают ее с тем, что лес – богатство Забайкальского края, т.е. у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен научиться с детства. Педагог должен показать детям образец гуманного отношения ко всему живому. Восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы родного края, на котором базируется и нравственное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                2.3  Руководство рисованием природы Забайкалья детей

                                   старшего дошкольного возраста

 

     Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в систему народного образования и являются важным звеном, в котором закладывается фундамент развития личности.

     В детском  саду умственное, нравственное и  эстетическое воспитание детей  осуществляется и в процессе изобразительной деятельности.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании  природы родного края должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами Забайкалья.

      Одной  из форм систематической работы  по нравственно-эстетическому воспитанию  являются занятия сюжетно-тематическим  рисованием, основная цель которых  – развитие умственной активности  и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование с использованием литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное, т.е. известное содержание в новой трактовке. Без помощи взрослого дети часто затрудняются определить художественные средства, которые поэт использует при описании природы, или не уделяют им должного внимания, что, в свою очередь, ведет к невыразительности образов.

    Существует  несколько основных методов, которые  используются для развития нравственно-эстетического восприятия и детского творчества. К ним относятся: наблюдение явлений и объектов природы, беседа о поэтических образах, рассматривание картин о природе, показ приемов изображения, анализ рисунков.

     Рассмотрим  специфику каждого метода.

Наблюдения природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития нравственно-эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажей.

Для более целенаправленного  знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы о их содержании и различных средствах выразительности.

Чтобы средства выразительности  поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы.

     Для изображения пейзажа  дети могут использовать гуашь,  акварель, им доступно применение  таких изобразительных материалов, как угольный карандаш, сангина, восковые мелки, пастель. Они знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.

Воспитатель, прежде чем учить детей, должен сам овладеть способом работы с различными красками – гуашью, акварелью. Так, в гуашевую краску добавляют воду, разбавляя ее до нужной густоты, а чтобы добиться различных оттенков цвета, следует смешать ее с белилами, которые создают более светлый тон различных оттенков. Очень часто используется такой прием, как накладывание краски на краску. Это помогает ребенку передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке.

Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывают на другую прямо на рисунке. Так можно нарисовать небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение зелени солнцем, изобразить землю, окрашенную разными оттенками.

     Старшие дошкольники  учатся сочетать оттенки цветов  с фоном рисунка.

Можно рекомендовать некоторые способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивание краски, размыва и т.д.

Если гуашевые краски целесообразнее давать детям для изображения  таких времен года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей можно использовать акварель.

     Очень важно при  изображении пейзажа избегать  штампов в прорисовке неба, земли.  В этом поможет способ накладывания краски на цветной фон, на другую краску и способ прорисовки цветных пятен, полученных путем размывки, мазков. Иногда воспитатель дает для рисования готовый фон, используя цветную бумагу. Но большей выразительности достигают рисунки, на которых фон изображен самими ребятами в соответствии с темой и содержанием работы.

     Рисование  по сырому фону акварелью уместно  проводить при изображении осеннего или весеннего пейзажа. Переход одного цвета в другой во влажном мазке рекомендуется использовать для рисования цветов, листьев, а контрастные цвета используются для выражения разобщенности предметов в картине (осенняя листва на фоне голубого неба и т.д.).

     Важным  приемом обучения является также анализ детских рисунков. Он может проходить по-разному.

При оценке детских рисунков воспитатель исходит из следующих  критериев:

- передача цветом оттенков  окраски образов природы, общего  колорита, настроения маленького  рисовальщика;

- разнообразие композиции;

- изображение формы,  ее характерных признаков, деталей;

- передача пропорций предмета, его размеров;

- наличие выразительных  образов.

Благодаря анализу работ  детям становится понятнее образ, развивается  аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие живописи в целом [23, 27].

     Использование  этих методов с целью развития  детского творчества на основе  пейзажной живописи в разных  возрастных группах имеет свою  специфику.

 

                                   Организация процесса занятия.

                                                

     В структуре  типичного занятия можно выделить  три части:

      1) вступительная  часть – указания педагога, беседа  с детьми;

      2) руководство процессом выполнения работы;

      3) заключительная  часть – просмотр и оценка  детских работ.

     Проведение  занятия требует создания спокойной  обстановки, четкой организации  детей, соответствующей эмоциональной  атмосферы.

     Первая часть занятия.

Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана [24, 44].

     Структура  этой части занятия примерно  такова:

  1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
  2. Анализ изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.
  3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

В эти три части  каждый раз вкладывается новое содержание.

     Первые  слова, с которыми педагог обращается  к детям, должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать.

Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами. Однообразие снижает восприимчивость  детей, а следовательно, и интерес  к занятию.

Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы – дети отвечают. Плохо, когда педагог все объясняет  и рассказывает сам, не вызывая детей  на ответы, на разговор и не давая  пищи детскому уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания [19, 9].

     Конкретные  указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Педагог возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении того, что как можно нарисовать. Он вызывает отдельных детей к мольберту для показа. Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания им дает воспитатель.

     Руководство процессом выполнения работы.

     В процессе  выполнения детьми самой работы  педагог должен руководить занятием  в целом, а также уделять  внимание отдельным детям, не  упуская из виду ни того, ни  другого. У одних детей работа  спорится и протекает ровно,  у других тотчас после начала ее возникают трудности:  у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней выполнено хорошо.

     После того  как педагог убедился, что он  наладил работу группы в целом,  он может на время перейти  к индивидуальному руководству.  Однако спешить с помощью особенно  не стоит, так как желательно, чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения.  Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего-либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья