Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
Изобразительность
как черта художественного
Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.
Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображение на листке бумаги. Определенные слова указывают часто на место происходящего действия. Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие-то индивидуальные особенности образа. В этом также помогают изобразительные средства поэтического произведения.
«Действующие» образы природы вызывают ассоциации с действиями самих детей, что облегчает им изображение природы в рисунках.
В детских однотемных рисунках наблюдаются некоторые индивидуальные различия, связанные с особенностями восприятия и изобразительных умений детей. Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно. Например, изображая осенний лес, они представляют его целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведении привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовывать их, не всегда заботясь о выразительности и целостности образа.
Рисуя пейзаж,
ребенок стремится к отражению
лишь характерных, на его
Иногда ребята могут
дополнять картину о
Таким образом,
можно сделать вывод, что выраз
2.3 Руководство рисованием природы Забайкалья детей
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в систему народного образования и являются важным звеном, в котором закладывается фундамент развития личности.
В детском саду умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется и в процессе изобразительной деятельности.
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы родного края должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами Забайкалья.
Одной
из форм систематической
Существует
несколько основных методов,
Рассмотрим специфику каждого метода.
Наблюдения природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития нравственно-эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажей.
Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы о их содержании и различных средствах выразительности.
Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы.
Для изображения пейзажа
дети могут использовать гуашь,
Воспитатель, прежде чем учить детей, должен сам овладеть способом работы с различными красками – гуашью, акварелью. Так, в гуашевую краску добавляют воду, разбавляя ее до нужной густоты, а чтобы добиться различных оттенков цвета, следует смешать ее с белилами, которые создают более светлый тон различных оттенков. Очень часто используется такой прием, как накладывание краски на краску. Это помогает ребенку передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке.
Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывают на другую прямо на рисунке. Так можно нарисовать небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение зелени солнцем, изобразить землю, окрашенную разными оттенками.
Старшие дошкольники
учатся сочетать оттенки
Можно рекомендовать некоторые способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивание краски, размыва и т.д.
Если гуашевые краски целесообразнее давать детям для изображения таких времен года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей можно использовать акварель.
Очень важно при
изображении пейзажа избегать
штампов в прорисовке неба, земли.
В этом поможет способ
Рисование
по сырому фону акварелью
Важным приемом обучения является также анализ детских рисунков. Он может проходить по-разному.
При оценке детских рисунков воспитатель исходит из следующих критериев:
- передача цветом оттенков
окраски образов природы,
- разнообразие композиции;
- изображение формы,
ее характерных признаков,
- передача пропорций предмета, его размеров;
- наличие выразительных образов.
Благодаря анализу работ детям становится понятнее образ, развивается аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие живописи в целом [23, 27].
Использование этих методов с целью развития детского творчества на основе пейзажной живописи в разных возрастных группах имеет свою специфику.
Организация процесса занятия.
В структуре
типичного занятия можно
1) вступительная часть – указания педагога, беседа с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы;
3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ.
Проведение
занятия требует создания
Первая часть занятия.
Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана [24, 44].
Структура этой части занятия примерно такова:
В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание.
Первые
слова, с которыми педагог
Не рекомендуется начинать
каждое занятие одними и теми же
словами. Однообразие снижает
Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Воспитатель задает вопросы – дети отвечают. Плохо, когда педагог все объясняет и рассказывает сам, не вызывая детей на ответы, на разговор и не давая пищи детскому уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания [19, 9].
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Педагог возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении того, что как можно нарисовать. Он вызывает отдельных детей к мольберту для показа. Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания им дает воспитатель.
Руководство процессом выполнения работы.
В процессе
выполнения детьми самой
После того
как педагог убедился, что он
наладил работу группы в целом,
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья