Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9

Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

?  - задание выполнено  не полностью.

 

Итоги диагностики показывают, что дети, после проведенной работы, почти в полной мере овладели представлениями о природе родного края, овладели техническими навыками в ее изображении, а также пришли к пониманию необходимости любить и ценить родную природу и культуру, что позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей развитие их психических процессов стало протекать на более высоком уровне.

Если в начале года в дети не знали местных художников и писателей или знали частично, не могли вспомнить практически ни одного стихотворения     забайкальских поэтов, не умели работать по картинам, не использовали в рассказах о картине поэтических слов, то к концу года мы можем ясно увидеть резкий скачок в их знаниях и умениях. Таким образом, к подготовительной группе мы пришли с довольно хорошими результатами.  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                              Заключение.

     Мы изучили и проанализировали психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме. Это позволило нам показать правильное понимание изучаемой проблемы, определить цели, задачи, объект и предмет исследования.

     Мы определили, что во все времена культура родного края была, есть и будет одним из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Во-первых, она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков духовный мир, мысли, чувства наших предков. Во-вторых, высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали изобразительное искусство важным средством воспитания, развития и обучения детей.

     В дошкольном  возрасте происходит удивительный  по своему значению для развития  ребенка процесс приобщения и овладения культурой родного края. Ознакомление детей с картинами разных художников Забайкалья (Ю. Круглов, Л. Выходцева, В. Форов, В. Скроминский)  влияет на становление у дошкольников личностного нравственно-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса. Сегодня, как никогда, одной из основных задач является задача формирования у детей нравственных эмоций и чувств. Неисчерпаемым источником развития таких чувств является пейзажная живопись художников Забайкалья.

 История произвела  строгий отбор тех произведений, которые могли жить века.

     Изучая  культуру Забайкалья, дети постигают  окружающий мир родного края. Приобщение к изображению природы  Забайкалья способствует развитию  восприятия, мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, инициативу. Дети учатся быть добрыми, ласковыми, учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Детей волнует красота пейзажа, они способны определить нравственную ценность содержания картины.

     В первой  главе своей работы мы показали  возрастные психологические особенности  детей дошкольного возраста, дали понятие влияния живописи художников Забайкалья на нравственное воспитание дошкольников; во второй главе мы отразили огромное значение пейзажной живописи Забайкалья в воспитании и развитии детей. В третьей главе мы отразили результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной нами.

     Итогом  нашей работы стало систематизирование  практического материала: занятий,  игр по возможности более глубокого использования регионального компонента в изобразительной деятельности для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; разработка методических рекомендаций для педагогов по планированию и организации данной работы.

     Практическая  значимость нашей работы заключается  в том, что позволяет использовать  накопленный материал для дальнейшей работы.

 

     Таким образом,  наша гипотеза о том, что  систематическое использование  заданий и упражнений, содержащих ознакомление с пейзажной живописью Забайкалья, создает необходимые основы для более успешного протекания процесса нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, подтвердилась.

     Но мы  не думаем останавливаться на  достигнутом, а продолжать нашу  работу по данной проблеме.

    

 

 

 

 

 

                                              

                                              Литература

 

1.Аветисян Л. Природа и воспитание дошкольников (Текст)/ Л. Аветисян// Дошкольное воспитание.-1988.- №6.- с.27-31

2.Беседы с родителями  о нравственном воспитании дошкольника  (Текст)/Л.Ф. Островская.-М.: Просвещение, 1987.- 144с.

3.Воспитание и обучение в детском саду (Текст)/ И.П.Запорожец, Л.Г.          

   Маркова.- М.: Просвещение, 1976.- 378 с.

4. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (Текст)/С.В. Петерина.-М.: Просвещение, 1986.- 96с.

5. Воспитание детей  (Текст)/ М.В. Бениаминова.-М.: Медицина, 1981.-287с.

6. Воспитание нравственных  чувств у старших дошкольников (Текст)/ Р.С.      Буре, А.М. Виноградова.-М.: Просвещение, 1980.- 233с.

7. Гербова В.В. Занятия  по развитию речи в старшей  группе детского сада.- М.: Просвещение, 1984.- 175 с.

8. Гальперин П.А. К  исследованию интеллектуального  развития ребенка. // Вопросы психологии.- 1969.- № 1.- с. 67

9. Детские подвижные  игры народов СССР: Пособие для  воспитателя     детского  сада. //под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 239 с.

10. Дьякова В. Музыкальный  фольклор как средство нравственно-эстетического  воспитания детей. //Дошкольное воспитание.- 1989.- № 6.- с.77

11.Детская психология (Текст): адаптация ребенка в современном мире/

      Л.И.Петрова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 335с.

12. Дошкольная педагогика (Текст): учеб. пособие для учащ. Пед.

      училищ/ Ф.А. Сохин (и др.): под ред.  В.И. Ядэшко.-М.: Просвещение,

      1978.- 416с.

13.Дошкольникам о живописи (Текст)/ Р.М. Чумичева.- М.: Просвещение, 1992.- 126с.

14.Запорожец И.П., Маркова Л.Г. Воспитание и обучение в детском саду.-   М.: Просвещение, 1976.- 378 с.

 

15.Иванникова Т. Воспитание культуры поведения у дошкольников (Текст)/ Т. Иванникова// Дошкольное воспитание.- 1990.- № 11.- с.10-12        

16.Исаева Л. Использование русского народного творчества в     воспитании детей (Текст)/ Л. Исаева // Дошкольное воспитание.- 1988.- №5.- с.85-87

17.Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников (Текст)/ Т.Г. Казакова.-М.: Педагогика, 1983.- 112с.

18. Копцева Т. Природа и художник (Текст)/ Т. Копцева// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 17.- с.7-14

19. Копцева Т. Природа и художник (Текст)/ Т.Копцева// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 18.- с.9-16

20.Нравственное воспитание в детском саду (Текст)/ В.Г. Нечаева, Р.И. Маркова.- М.: Просвещение, 1984.- 272с.

21. Общая психология (Текст): учебник для студ. пед. институтов/ А.В. Петровский (и др.): под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 464с.

22.Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами культуры Забайкалья (Текст)/ Е.В. Жукова, Е.Н. Зимина.-Чита: Заб.ГГПУ, 2007.- 90с.

23. Обучение дошкольников технике рисования (Текст)/ Т.С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России, 2007.- 176с.

24.Поэтический образ природы в детском рисунке (Текст)/ Л.В. Компанцева.- М.: Просвещение, 1985.- 96с.

25.Психология и педагогика (Текст)/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- Спб.: Питер, 2000.- 432с.

26.Психологический энциклопедический словарь (Текст)/ М.И. Еникеев.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 560с.

27. Психология (Текст): учебник для студ. сред. Учеб. заведений/ И.В. Дубровина (и др.): под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академия, 2001.- 464с.

28. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет (Текст)/ И.А. Лыкова.- М.: «Карапуз-дидактика», 2007.- 144с.

29. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья (Текст): кн. 2./ В.С. Левашов.- Чита: Заб. ГПУ, 1997.- 144с.

30. Рисование (Текст)/ С.Г.Ашикова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1998.- 64с.

31. Савенков А. Исследовательские  методы обучения в дошкольном  образовании. //Дошкольное воспитание.- 2006.- № 1.- с. 21

32. Соколова Л.В., Некрылова  А.Ф. Воспитание ребенка в русских  традициях.- М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003.- 172 с.

33. Сидорчук Т.А. Развитие  творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ. //Ребенок в д/с.- 2006.- № 5.- с. 10

34. Талызина Н.Ф. Психодиагностика: теория и практика.- М.: Просвещение, 1986.- 214 с.

35. Художники Забайкалья (Текст)/ Е.С. Бушуева.- Чита: Степанов М.А., 2003.- 65с.

36. Четырехэтажная тайга (Текст)/ Г. Граубин.- Иркутск: 2-е изд., 1995.- 173с.

37. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том 1. (Текст).-Новосибирск: Наука, 2000.- 302с.  

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Стихи Забайкальских поэтов и писателей для детей.

 

                                   Г. Граубин

                                             Зима.

                            Как полотно простынное,

                                 Пороша на полях.

                             А ели в шерстке инея,

                              Как в белых свитерах.

                         Под щит, морозом кованный,

                                     Забился ручеек.

                          Ветрами утрамбованный,

                          Скрипит, скрипит снежок.

                            Как головешки, вороны

                                  На этой белизне.

                              На зимние диковины

                            Смотреть забавно мне!

                          Вот мама входит весело

                            С мороженым бельем:

                             Его сушить повесила,

                               Оно взялось колом.

                              И я трясусь от хохота:

                               Сорвавшись на меня

                        Летят с железным грохотом

                                 Трусы и простыня!

                             А следом – чудо новое:

                                    Был папа на реке

                                 И воду родниковую

                              Принес домой в мешке.

                            Как гири, в бочку падают

                                Большие глыбы льда.

                                  Кого же не обрадует

                                     Стучащая вода.

                                 Я подышал на синее

                                     Оконное стекло –

                               Оно покрылось инеем

                                      И сразу расцвело.

                               Сливаясь с занавесками,

                                Возник пейзаж лесной…

                                   И я подумал: весело

                                 Бывает жизнь зимой.

 

 

 

                                         Весна.

                                 Река сломалась!

                                         В ужасе

                               Я на берег бегом,

                      А в речке льдины кружатся,

                              Стоит веселый гром.

                       В какой-то шалой дикости

                             Ползет за рядом ряд.

                      На землю льдины выползти,

                             Как нерпы, норовят.

                       Проходит льдина длинная,

                                И вдруг я узнаю

                      В ней прорубь нашу зимнюю,

                            Каток, лыжню мою!

                       А в роще, будто гвоздики

                             Вбивают в деревца:

                      Стучат клесты без роздыху,

                                Долдонят без конца.

                          Снуют коньки, сверкая,

                           Травинки носит дрозд –

                            Идет страда великая:

                        Постройка птичьих гнезд!

                          Из почек солнце вынуло

                                Пахучие листки.

                            Зарозовели примулы

                                В низине у реки.

                     Быстрей в стволах березовых

                               Тягучий сок течет.

                          И в небе пахнет грозами,

                             И все сильней печет.

                          Недаром лапки свесили

                            Лапчатки над водой…

                             И я подумал: весело

                           На свете жить весной.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья