Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
В настоящее время наибольшую обеспокоенность вызывает углубление процессов духовно-нравственной деградации в России, и как следствие этого – кардинальное изменение прежних ценностей и ценностных ориентаций.
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы
влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание
дошкольников
1.1 Возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста 6
Особенности влияния пейзажной живописи
на нравственное воспитание дошкольников 9
Глава 2 Пейзажная живопись Забайкалья в
развитии, воспитании, обучении детей
Художественные особенности культуры
Забайкалья 14
Влияние пейзажной лирики на восприятие
детьми живописи 21
Руководство рисованием природы Забайкалья детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа
3.1 Констатирующий эксперимент 33
3.2 Формирующий эксперимент 36
3.3 Качественно-количественный анализ 42
Заключение 44
Литература 46
Приложение
? - задание выполнено не полностью.
Итоги диагностики показывают, что дети, после проведенной работы, почти в полной мере овладели представлениями о природе родного края, овладели техническими навыками в ее изображении, а также пришли к пониманию необходимости любить и ценить родную природу и культуру, что позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей развитие их психических процессов стало протекать на более высоком уровне.
Если в начале года в дети не знали местных художников и писателей или знали частично, не могли вспомнить практически ни одного стихотворения забайкальских поэтов, не умели работать по картинам, не использовали в рассказах о картине поэтических слов, то к концу года мы можем ясно увидеть резкий скачок в их знаниях и умениях. Таким образом, к подготовительной группе мы пришли с довольно хорошими результатами.
Мы изучили и проанализировали психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме. Это позволило нам показать правильное понимание изучаемой проблемы, определить цели, задачи, объект и предмет исследования.
Мы определили, что во все времена культура родного края была, есть и будет одним из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Во-первых, она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков духовный мир, мысли, чувства наших предков. Во-вторых, высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали изобразительное искусство важным средством воспитания, развития и обучения детей.
В дошкольном
возрасте происходит
История произвела
строгий отбор тех
Изучая
культуру Забайкалья, дети постигают
окружающий мир родного края.
Приобщение к изображению
В первой
главе своей работы мы
Итогом
нашей работы стало
Практическая
значимость нашей работы
Таким образом, наша гипотеза о том, что систематическое использование заданий и упражнений, содержащих ознакомление с пейзажной живописью Забайкалья, создает необходимые основы для более успешного протекания процесса нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, подтвердилась.
Но мы
не думаем останавливаться на
достигнутом, а продолжать
1.Аветисян Л. Природа и воспитание дошкольников (Текст)/ Л. Аветисян// Дошкольное воспитание.-1988.- №6.- с.27-31
2.Беседы с родителями
о нравственном воспитании
3.Воспитание и обучение в детском саду (Текст)/ И.П.Запорожец, Л.Г.
Маркова.- М.: Просвещение, 1976.- 378 с.
4. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (Текст)/С.В. Петерина.-М.: Просвещение, 1986.- 96с.
5. Воспитание детей (Текст)/ М.В. Бениаминова.-М.: Медицина, 1981.-287с.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Текст)/ Р.С. Буре, А.М. Виноградова.-М.: Просвещение, 1980.- 233с.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.- М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
8. Гальперин П.А. К
исследованию
9. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада. //под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1989.- 239 с.
10. Дьякова В. Музыкальный
фольклор как средство
11.Детская психология (Текст): адаптация ребенка в современном мире/
Л.И.Петрова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 335с.
12. Дошкольная педагогика (Текст): учеб. пособие для учащ. Пед.
училищ/ Ф.А. Сохин (и др.): под ред. В.И. Ядэшко.-М.: Просвещение,
1978.- 416с.
13.Дошкольникам о живописи (Текст)/ Р.М. Чумичева.- М.: Просвещение, 1992.- 126с.
14.Запорожец И.П., Маркова Л.Г. Воспитание и обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 1976.- 378 с.
15.Иванникова Т. Воспитание культуры поведения у дошкольников (Текст)/ Т. Иванникова// Дошкольное воспитание.- 1990.- № 11.- с.10-12
16.Исаева Л. Использование русского народного творчества в воспитании детей (Текст)/ Л. Исаева // Дошкольное воспитание.- 1988.- №5.- с.85-87
17.Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников (Текст)/ Т.Г. Казакова.-М.: Педагогика, 1983.- 112с.
18. Копцева Т. Природа и художник (Текст)/ Т. Копцева// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 17.- с.7-14
19. Копцева Т. Природа и художник (Текст)/ Т.Копцева// Дошкольное воспитание.- 2009.- № 18.- с.9-16
20.Нравственное воспитание в детском саду (Текст)/ В.Г. Нечаева, Р.И. Маркова.- М.: Просвещение, 1984.- 272с.
21. Общая психология (Текст): учебник для студ. пед. институтов/ А.В. Петровский (и др.): под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 464с.
22.Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами культуры Забайкалья (Текст)/ Е.В. Жукова, Е.Н. Зимина.-Чита: Заб.ГГПУ, 2007.- 90с.
23. Обучение дошкольников технике рисования (Текст)/ Т.С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России, 2007.- 176с.
24.Поэтический образ природы в детском рисунке (Текст)/ Л.В. Компанцева.- М.: Просвещение, 1985.- 96с.
25.Психология и педагогика (Текст)/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- Спб.: Питер, 2000.- 432с.
26.Психологический энциклопедический словарь (Текст)/ М.И. Еникеев.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 560с.
27. Психология (Текст): учебник для студ. сред. Учеб. заведений/ И.В. Дубровина (и др.): под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академия, 2001.- 464с.
28. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет (Текст)/ И.А. Лыкова.- М.: «Карапуз-дидактика», 2007.- 144с.
29. Региональные особенности русского фольклора Забайкалья (Текст): кн. 2./ В.С. Левашов.- Чита: Заб. ГПУ, 1997.- 144с.
30. Рисование (Текст)/ С.Г.Ашикова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1998.- 64с.
31. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //Дошкольное воспитание.- 2006.- № 1.- с. 21
32. Соколова Л.В., Некрылова
А.Ф. Воспитание ребенка в
33. Сидорчук Т.А. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ. //Ребенок в д/с.- 2006.- № 5.- с. 10
34. Талызина Н.Ф.
35. Художники Забайкалья (Текст)/ Е.С. Бушуева.- Чита: Степанов М.А., 2003.- 65с.
36. Четырехэтажная тайга (Текст)/ Г. Граубин.- Иркутск: 2-е изд., 1995.- 173с.
37. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том 1. (Текст).-Новосибирск: Наука, 2000.- 302с.
Приложение
Стихи Забайкальских поэтов и писателей для детей.
Г. Граубин
Как полотно простынное,
А ели в шерстке инея,
Как в белых свитерах.
Под щит, морозом кованный,
Ветрами утрамбованный,
Скрипит, скрипит снежок.
Как головешки, вороны
На зимние диковины
Смотреть забавно мне!
Вот мама входит весело
С мороженым бельем:
Его сушить повесила,
Оно взялось колом.
И я трясусь от хохота:
Сорвавшись на меня
Летят с железным грохотом
А следом – чудо новое:
Был папа на реке
Принес домой в мешке.
Как гири, в бочку падают
Кого же не обрадует
Оно покрылось инеем
Сливаясь с занавесками,
Река сломалась!
Я на берег бегом,
А в речке льдины кружатся,
Стоит веселый гром.
В какой-то шалой дикости
Ползет за рядом ряд.
На землю льдины выползти,
Как нерпы, норовят.
Проходит льдина длинная,
В ней прорубь нашу зимнюю,
Каток, лыжню мою!
А в роще, будто гвоздики
Вбивают в деревца:
Стучат клесты без роздыху,
Снуют коньки, сверкая,
Травинки носит дрозд –
Идет страда великая:
Постройка птичьих гнезд!
Из почек солнце вынуло
Зарозовели примулы
Быстрей в стволах березовых
Тягучий сок течет.
И в небе пахнет грозами,
И все сильней печет.
Недаром лапки свесили
Лапчатки над водой…
И я подумал: весело
На свете жить весной.
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольнико посредством изображения природы Забайкалья