Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа
Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.
Слава Х. |
7 лет. |
Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности; Состояние ребенка после родов: асфиксия средней тяжести; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Семья полная, один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада. |
Оля Т. |
6 лет. |
Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Тимур Г. |
– 6 лет |
Патология беременности и родов: нет; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Карина А. |
6 лет. |
Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Вова Г. |
6 лет. |
Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Валера Б. |
6 лет. |
Патология беременности и родов: гистоз; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Павел Д. |
6 лет. |
Патология беременности и родов: нет; Состояние ребенка после родов: удовлетворительное; Перенесенные травмы, операции,: нет; Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный. Семья полная, второй ребенок в семье, детский сад посещает. |
Итак, анализ медицинской документации позволил нам сделать вывод, что у всех испытуемых экспериментальной группы отмечен отягощенный акушерский анамнез: 50% детей в анамнезе имеют угрозу выкидыша, 40% - гистоз, 30% - затяжные роды, 60% - асфиксию.
2.2. Методика обследования
состояния фонематических
Основной целью констатирующего исследования являлось выявление особенностей фонематических представлений дошкольников с ФФН. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..
В ходе исследования осуществлялось целенаправленное фиксирование фонематических процессов у детей и проводилась оценка этих реакций с помощью следующих критериев:
3 балла – задание выполнил;
2 балла – задание выполнено частично;
1 балл – задание выполнено с помощью учителя;
0 баллов – задание не выполнено.
Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.
Логопедическое обследование включало в себя: обследование звукопроизношения и исследование языкового анализа и синтеза.
Направление исследования:
1.Обследование звукопроизношения:
характер нарушения
2.Исследование языкового анализа:
1). Анализ состава предложения.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Примерный речевой материал:
Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.
2).Слоговой анализ и синтез.
Определить количество слогов в слове.
Задания:
2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.
Примерный речевой материал:
мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.
2.2. Отобрать
картинки, в названиях которых
3 слога (картинки не называются)
Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.
2.3. Произнести слитно слово,
предложение, произнесенное
Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.
Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле лежат кни?ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревъ-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
3) Фонематический анализ.
Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.
3.1. Выделение звука из слова.
Задания:
– Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
– Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?
3.2. Выделение первого звука в слове.
Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?
3.3. Выделение последнего звука в слове.
Задание:
– Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?
3.4. Определение места звука (
Задания:
– Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?
– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?
3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
Задание:
– Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?
3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).
Задания:
– Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?
– Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.
4. Фонематический синтез.
Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
[б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]
5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).
Задания:
– Назвать слова, в которых есть звук [ш].
– Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар? скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
2.3. Анализ результатов констатирующего исследования
Критерии оценки:
3 балла – задание выполнил;
2 балла – задание выполнено частично;
1 балл – задание выполнено с помощью логопеда;
0 баллов – задание не выполнено.
Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.
Рассмотрим результаты исследования звукопроизношения детей с ФФН в таблице:
Таблица 3.
Особенности звукопроизношения детей с ФФН
Имя ребенка |
Звуки | ||||||||||||
С |
С’ |
З |
З |
Ц |
Ш |
Ж |
Щ |
Д |
Д |
Р |
Л |
Х | |
Аня К. |
м/з |
м/з |
м/з |
м/з |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горл. |
- |
+ |
Витя Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Искаж |
+ |
Искаж |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Таня А. |
+ |
+ |
бок |
бок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Слава Х. |
м/з |
м/з |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Оля Т. |
м/з |
м/з |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Тимур Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горл |
+ |
+ |
Карина А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Искаж |
+ |
Искаж |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вова Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Валера Б. |
м/з |
м/з |
м/з |
м/з |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Павел Д. |
м/з |
м/з |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Таким образом, из таблицы видно, что
все 10 детей экспериментальной группы
имеют нарушения
Диаграмма 1.
Особенности звукопроизношения детей с ФФН
Итак, из диаграммы видно, что чаще всего у детей с ФФН встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма - у Ани межзубное произнесение [с], [з]; Таня - боковое произнесение [з] [з’]; у Славы, Оли и Павла межзубный [с], [с’]; у Валеры межзубный [с], [с’], [з], [з’].
На втором месте ротацизм – у Ани и Тимура отмечен горловой звук [р], у Славы и Вити – отсутствует [р].
С такой же частотой отмечен ламбдацизм – у Ани, Тани, Оли и Вовы отсутствует [л].
Реже всего встречаются искажения звуков - так у Вити и Карины отмечено искаженное произнесение [ш] и [щ].
2. Исследование языкового анализа и синтеза
Рассмотрим состояние
Таблица 4.
Особенности фонематического восприятия
№ |
Имя ребенка |
Особенности восприятия слогов |
Особенности восприятия слов |
1 |
Аня К. |
2 |
2 |
2 |
Витя Е. |
1 |
1 |
3 |
Таня А. |
2 |
1 |
4 |
Слава Х. |
2 |
2 |
5 |
Оля Т. |
2 |
2 |
6 |
Тимур Г. |
2 |
2 |
7 |
Карина А. |
1 |
1 |
8 |
Вова Г. |
1 |
1 |
9 |
Валера Б. |
1 |
1 |
10 |
Павел Д. |
2 |
1 |
Итак, из таблицы видно, что все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов и слов. Рассмотрим какие затруднения испытывали дети:
Аня К.- Не может различать на слух слоги та и да на и ба, ка и га
Витя Е.- путает слоги да и та;озвончает д; приглушает г
Таня А. Заменяет слоги ка на та и га на да
Слава Х. - Затрудняется в повторе всех слогов, г, д приглушает
Оля Т. - Затруднялась в повторе всех слогов, к,т озвончает
Тимур Г. - Не может различать на слух слоги та и да на и ба, ка и га
Карина А. - путает слоги да и та; озвончает д; приглушает г
Вова Г. - Заменяет слоги ка на та и га на да
Валера Б. - Затруднялся в повторе всех слогов, г, д приглушает
Павел Д. - путает слоги да и та; к,т озвончает
Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:
Таблица 5.
Особенности языкового анализа детей с ФФНР