Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Работа состоит из  3 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Слава Х.

7 лет.

Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности;

Состояние ребенка  после родов: асфиксия  средней тяжести;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития.

Семья полная,  один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада.

Оля Т.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка  после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Тимур Г.

– 6 лет

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка  после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Карина А.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка  после родов: удовлетворительное;

Перенесенные травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Вова Г.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Валера Б.

6 лет.

Патология беременности и родов: гистоз;

Состояние ребенка  после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.


 

Павел Д.

6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка  после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад посещает.


 

Итак, анализ медицинской документации позволил нам сделать вывод, что  у всех испытуемых экспериментальной  группы отмечен отягощенный акушерский анамнез: 50% детей в анамнезе имеют  угрозу выкидыша, 40% - гистоз, 30% - затяжные роды, 60% - асфиксию.

 

2.2. Методика обследования  состояния фонематических представлений  у детей дошкольного возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

Основной целью констатирующего исследования являлось выявление особенностей фонематических представлений дошкольников с ФФН. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..

В ходе исследования осуществлялось целенаправленное фиксирование фонематических процессов у детей и проводилась оценка этих реакций с помощью следующих критериев:

3 балла – задание выполнил;

2 балла – задание выполнено  частично;

1 балл – задание выполнено  с помощью учителя;

0 баллов – задание не выполнено.

Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.

Логопедическое обследование включало в себя: обследование звукопроизношения и исследование языкового анализа и синтеза.

Направление исследования:

1.Обследование звукопроизношения:

характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

2.Исследование языкового анализа:

1). Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой  материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто  льют дожди. Зимой в поле уныло  воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой  корзиной.

2).Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в  слове.

Задания:

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.

Примерный речевой материал:

мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать  картинки, в названиях которых  3 слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово,  предложение, произнесенное логопедом  по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле лежат кни?ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревъ-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

3) Фонематический анализ.

Исследуется состояние  простых и сложных форм фонематического анализа.

3.1. Выделение звука из слова.

Задания:

– Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

– Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в  слове.

Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука  в слове.

Задание:

– Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. 

Задания:

– Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества  звуков в словах (количественный  анализ).

Задание:

– Сколько звуков в  словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места  звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Задания:

– Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

– Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[б][о][л];    [г][в][о][з'][д'][и];    [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т];    [п][л][о][щ][а][д'][и]

5. Фонематические  представления  (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Задания:

– Назвать слова, в  которых есть звук [ш].

– Назвать слова, в  которых 4 звука, 5 звуков.

  • Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар? скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

 

2.3. Анализ результатов констатирующего исследования

 

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнил;

2 балла – задание выполнено частично;

1 балл – задание выполнено  с помощью логопеда;

0 баллов – задание не выполнено.

Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов.

 

 

  1. Особенности звукопроизношения.

Рассмотрим результаты исследования звукопроизношения детей с ФФН в таблице:

Таблица 3.

 

Особенности звукопроизношения  детей с ФФН

 

Имя ребенка 

Звуки

С

С’

З

З

Ц

Ш

Ж

Щ

Д

Д

Р

Л

Х

Аня К.

м/з

м/з

м/з

м/з

+

+

+

+

+

+

Горл.

-

+

Витя Е.

+

+

+

+

+

Искаж

+

Искаж

+

+

-

+

+

Таня А.

+

+

бок

бок

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Слава Х.

м/з

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Оля Т.

м/з

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Тимур Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Горл

+

+

Карина А.

+

+

+

+

+

Искаж

+

Искаж

+

+

+

+

+

Вова Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Валера Б.

м/з

м/з

м/з

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Павел Д.

м/з

м/з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+


 

Таким образом, из таблицы видно, что  все 10 детей экспериментальной группы имеют нарушения звукопроизношения  различного вида. Отразим полученные данные в диаграмме:

 

 

Диаграмма 1.

Особенности звукопроизношения  детей с ФФН

 

Итак, из диаграммы видно, что чаще всего у детей с ФФН встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма - у Ани межзубное произнесение [с], [з]; Таня - боковое произнесение [з] [з’]; у Славы, Оли и Павла межзубный [с], [с’]; у Валеры межзубный [с], [с’], [з], [з’].

На втором месте ротацизм – у Ани и Тимура отмечен горловой звук [р], у Славы и Вити – отсутствует [р].

С такой же частотой отмечен ламбдацизм – у Ани, Тани, Оли и Вовы отсутствует  [л].

Реже всего встречаются искажения звуков - так у Вити и Карины отмечено искаженное произнесение [ш] и [щ].

 

2. Исследование языкового  анализа и синтеза

Рассмотрим состояние фонематического  восприятия испытуемых:

 

 

Таблица 4.

Особенности фонематического  восприятия

 

Имя ребенка 

Особенности восприятия слогов

Особенности восприятия

слов

1

Аня К.

2

2

2

Витя Е.

1

1

3

Таня А.

2

1

4

Слава Х.

2

2

5

Оля Т.

2

2

6

Тимур Г.

2

2

7

Карина А.

1

1

8

Вова Г.

1

1

9

Валера Б.

1

1

10

Павел Д.

2

1


 

Итак, из таблицы видно, что все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов и слов. Рассмотрим какие затруднения испытывали дети:

Аня К.- Не может различать на слух слоги та и да на и ба, ка и га

Витя Е.- путает слоги  да и та;озвончает д; приглушает г

Таня А. Заменяет слоги ка на та и га на да

Слава Х. - Затрудняется в повторе всех слогов, г, д приглушает

Оля Т. - Затруднялась в повторе всех слогов, к,т озвончает

Тимур Г. - Не может различать на слух слоги та и да на и ба, ка и га

Карина А. - путает слоги да и та; озвончает д; приглушает г

Вова Г. - Заменяет слоги ка на та и га на да

Валера Б. - Затруднялся в повторе всех слогов, г, д приглушает

Павел Д. - путает слоги да и та; к,т озвончает

Затем мы провели исследование языкового  анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:

Таблица 5.

Особенности языкового  анализа детей с ФФНР

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием