Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа
Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.
Фронтальные занятия
На фронтальных занятиях изучались звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.
Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов:
Работа по развитию фонетической стороны речи проводилась одновременно с работой по различению фонем родного языка.
Подготовка к овладению грамотой
В процессе овладения, фонетической стороной речи в занятия постепенно включались упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки, из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития.
1 период обучения
Индивидуальная и подгрупповая работа проводилась ежедневно, фронтальные занятия по произношению – 2 раза в неделю.
На фронтальных занятиях изучались гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппъ, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот – ль.
В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Развитие слуховой дифференциации звуков речи
Рассмотрим подробнее
С целью преодоления этой формы
нарушений звукопроизношения
Например, в стихотворении «Свист и шум» по принципу противопоставления «обыгрываются» звуки С и Ш. В двух первых четверостишиях дано «нагнетание» звука С, что позволяет лучше уловить особенности его звучания, в двух следующих четверостишиях – звука Ш. В последнем четверостишии противопоставляются оба эти звука и подводится общий итог в отношении особенностей их звучания (один звук – свист, другой – шум).
Свист и шум
В словах на «с» – повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно:
«Собака», «сумка», «сахар», «лист».
Теперь тебе все ясно?
Так ветер осенью свистит,
Стучась в стекло с разбегу,
И свистом словно говорит:
«Насыплю скоро снегу!»
В словах на «ш» – совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
«Шалаш», «подушка», «решето»,
«Шуршим», «решаем, «пишем»…
Так на ветру шумит камыш,
Шипит наш кот со звуком «ш»,
И если мышку уследишь,
То тоже ты услышишь «ш-ш-ш»..
Чтоб «с» услышать в слове «лист»,
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке «с» – один лишь свист,
А в «ш» – шипенье, шорох, шум!
В стихотворении «Свист и цокот»
аналогичным образом
Особое внимание здесь следует обратить на более протяжное звучание С по сравнению с Ц.
Свист и цокот
Звук «с» – это просто свист,
Он плавно, спокойно звучит:
«Собака», «сосулька», «лист»,
А «ц» – как цокот копыт.
Звук «с» мы можем тянуть,
Послушайте: «с-с-с», «с-с-с», «с-с-с».
А «ц» спешит «улизнуть»,
Срывается – «ц», «ц», «ц».
Тревожен цокот копыт,
И звук их отрывист и строг.
Подкова о камень стучит
«Цок-цок», «цок-цок», «цок-цок»
И чтобы точно узнать,
Где «с», а где «ц» звучит,
Старайся ухом поймать
То свист, то цокот копыт.
Теперь попробуй понять.
И правильный дать ответ,
Где цокот, где свист прозвучат
В словах «сок-цок» и «свет-цвет»?
Последние слова должны быть отдельно предъявлены ребенку для слухового восприятия. То же самое должно делаться и во всех других подобных случаях.
В стихотворении «Звонок и жук» подчеркивается различие в звучании звуков З и Ж. В первой части стихотворения нагнетаются слова со звуком З, во второй - со звуком Ж. При этом указывается и на основные различия в звучании звуков (звук З - более высокий и более звонкий, а Ж звучит ниже и несколько глуше).
Звонок и жук
Звенит, звенит, звенит звонок!
Зовет, зовет он на урок!
Звонка призывный звучный звон
Созвал друзей со всех сторон.
В звонке высокий, звонкий звук,
Он разливается вокруг.
Тот звук ты мысленно прикинь:
«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»,
«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»!
Запомни тот задорный звон,
Он с детства каждому знаком,
Он к знаньям весело манит,
В ушах звенит, звенит, звенит...
Когда же зажужжит вдруг жук,
То у жука пониже звук,
И глуше будет жук жужжать,
Как будто жук слегка прижат.
Жука жужжанье нас тревожит,
Мы ждем, что жук ужалить может,
Но жук живет совсем без жала,
Напрасно жук жужжит, пожалуй!
В стихотворении «Шелк - щелк» противопоставляются звуки III и HI и подчеркиваются особенности их звучания. Затем в качестве проверки - детям предлагается задание на слуховую дифференциацию двух слов, различающихся только этими звуками (здесь имеется в виду ленинградский, то есть «взрывной» вариант произнесения звука Ш).
Шелк – щелк
«Пещера» и «ящик»,
«Кощей» и «щенок» –
Здесь слышится «щ», несомненно,
В словах же «машина», «мешок» и «шнурок»
Звук «ш» мы уловим мгновенно.
«Трещать» и «пищать», «помещать» и «вращать»,
«Выращивать», «щелкать» и «щупать»,
А также еще «ощущать», «навещать», –
Здесь «щ» можно сразу «прощупать».
В других же словах - «шутим», «пишем», «шумим»,
«Решаем», «шагаем» и «дышим»,
А также «спешим», «совершим», «насмешим» -
Звук «ш» мы отчетливо слышим.
Звук «ш» словно тише, он только шипит,
Как мышка шуршит осторожно,
А в «щ» еще что-то прощально трещит
И щелкает как-то тревожно.
И чтоб не оставить звук «ш» для щенка,
Понять в этих звуках толк,
Научимся шум отличать от щелчка,
Послушайте: «шелк – щелк»!
В стихотворении «Капли-барабаны»
П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж.
В конце стихотворения подводится общий итог, где еще раз подчеркивается основной различительный признак в звучании звонких и глухих согласных (громко – тихо). При чтении этого стихотворения все отдельные согласные звуки должны произноситься без всяких призвуков («п», а не «пэ», «б», а не «бэ», и т.д.).
Капли – барабаны
Глухие звуки звучат глухо,
Голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.
Послушаем вместе: «пугаться», «пускать»,
Здесь голоса нет в звуке «п»,
А в слове «бороться» и в слове «бежать»
Слышится звонкое «б».
Можно все звонкие прокричать,
Попробуем: «б», «в», «г»!
Глухие же можно лишь прошептать,
Послушайте: «п», «ф», «к»…
В стихотворении «Нежный или злой»? обыгрываются мягкие и твердые согласные и подчеркиваются основные различительные признаки каждой из этих групп звуков (мягкие согласные, по сравнению с твердыми, звучат несколько выше и протяжнее, продолжительнее). В конце стихотворения также дается проверочное задание для. детей.
Нежный или злой
Есть мягкие звуки и твердые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твердые – словно грубее и ниже,
Как будто твердые - злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
«Ель», «капель», «мель», «метель».
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: «стол», «укол»!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее – он даже зол.
Он строг и отрывист, звучит очень кратко,
Как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки,
Послушайте: «молот», «лук»!
А мягкий звук задержать еще можно,
Он не спешит уходить,
Прощается с нами он осторожно,
Его мы можем продлить.
Послушайте: «свежесть», «близость», «весть» –
Здесь все протяжно звучит,
Как будто у звуков желание есть
Чуть-чуть попозже уйти.
Давайте отыщем мягкие звуки
В группе предложенных слов:
«мель – мел»,
«брать – брат»,
«кровь – кров».
Для противопоставления звуков Р и Л могут быть использованы такие четверостишия:
Звук «л» он словно ласкает слух,
Послушайте: «голос», «мел»,
А «р» так громко прорвется вдруг,
Как грозный гром прогремел!
После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
Перечень игр и упражнений в приложении № 4.
Планирование работы по периодам обучения
Звуки |
I период обучения у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу. |
Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от, ym.-urn. |
Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. |
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных {утка – утки., конфета – конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты – боты, у Нины – конфеты, у Вовы – кубики, а у Толи, – утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик; моя утка, конфета; мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали. купали, мыли). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме. |
Звуки |
II период обучения ль, йот, ы-и, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж |
Подготовка к звуковому анализу и синтезу. |
Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. |
3акрепление лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи. |
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто; образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком. снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег – снежинка, снега – снежный – снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад. пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили. снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки. Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту; Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. |
Звуки |
III период обучения л, р, л-ль, р-рь, ль, л-р, ч, щ, ч-ш |
Звуковой анализ и синтез. |
Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла. ор-ро, лара-лоро). Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – . . . . . . . . . . . . Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков. |
Закрепление лексико-грамма- тических категорий. Развитие связной речи. |
Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мылить. обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала). Употребление предложных конструкции (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый – тонкий, короткий –длинный). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, читательница; учить – учитель, учительница; воспитывать – воспитательница; пловец – плавать; летчик – летать; краснота – краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными {Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; «оречевление» серии выполненных действий. |
3.2. Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов
Цель завершающего этапа исследования состояла в изучении результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи по окончании формирующего эксперимента.
Задачи завершающего этапа исследования
Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и констатирующий с детьми экспериментальной группы. Проведем анализ полученных результатов.
Сравнительный анализ состояния звукопроизношения после коррекционной работы представим в таблице
Таблица 6.
Состояние звукопроизношения
Имя ребенка |
Звуки | ||||||||||||
С |
С’ |
З |
З |
Ц |
Ш |
Ж |
Щ |
Д |
Д |
Р |
Л |
Х | |
Аня К. |
м/з + |
М/з + |
м/з + |
м/з + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горл. + |
- |
+ |
Витя Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Искаж - |
+ |
Искаж + |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Таня А. |
+ |
+ |
Бок + |
Бок + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- + |
- - |
Слава Х. |
м/з + |
м/з + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- - |
+ |
+ |
Оля Т. |
м/з + |
м/з + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- + |
+ |
Тимур Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Горл + |
+ |
+ |
Карина А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Искаж + |
+ |
Искаж + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вова Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- + |
+ |
Валера Б. |
м/з + |
М/з + |
м/з + |
м/з + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Павел Д. |
м/з + |
М/з + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- + |
+ |