Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Работа состоит из  3 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

Подчеркнём, что все названные  процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с  которыми велись без учёта указанных  факторов, наиболее типичны следующие  ошибки:

- трудности слияния звуков в  слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

- побуквенное чтение (Р, Ы, Б,  А)

- искажение слоговой структуры  слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

- замены букв, указывающие на  незаконченность процесса дифференцировок  соответствующих звуков, близких  по акустическим или артикуляционным  признакам;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в их стечении;

- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей  одного слова;

- пропуски, наращения или перестановки  слогов;

- орфографические ошибки.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить  уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому проф. Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты [22, с.48].

 

1.2. Особенности усвоения детьми звуков речи в онтогенезе

 

Овладение правильным произношением  речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно.

Р.В. Левина, Е.В. Хватцев, А.Н. Гвоздев указывают, что в первые годы жизни из-за несовершенства речевых  органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б,  М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям [22; 47].

Каждый артикуляторно  сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово шуба в его речи звучит как тюба, сюба, суба и, наконец, шуба.

Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа);

Р: Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба);

С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки);

Ш: ТЬ – СЬ- С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба);

Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля).

Но даже и после  овладения правильным произношением  звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово сумка как шумка или Саша как Шаша. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком.

Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками.

Наблюдается и неустойчивость в  употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.

Появления в речи ребенка различных звуков отражено в таблице, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения  детьми гласных и согласных звуков.

Время появления 

звуков

(в годах)

1-2

2-3

3-5

5-6

Звуки

А О Э  
П Б М

И Ы У 
Ф В  
Т Д Н  
К Г Х И

С З Ц  
Ш Ж Ч Щ

Л  

Р


 

Из таблицы видно, что  при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения (термины однозначные), требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что  даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у  детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Как уже было отмечено, главное  отличие дефектов звукопроизношения  от «возрастного косноязычия» состоит  в том, что они бывают вызваны  какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Т.В. Волосовец выделяет следующие внешние дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих вариантов:

1. Полное отсутствие звука (например, Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит ыба вместо рыба и ампа вместо лампа. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на Л, а звук Ш – на С. В этом случае, как и при «возрастном косноязычии», ребенок говорит лыба вместо рыба и суба вместо шуба, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.

3. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности неправильного звукопроизношения ребенок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба, то шуба, то суба и т.п.).

4. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук Р, но произносит его искаженно. Сюда же относится и упомянутое выше «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков.

Очень важно до конца понять, что  этот последний вид нарушений  звукопроизношения, в отличие от первых трех, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию. Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков. Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком (в том числе и в случаях смешения звуков). Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и переходит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в дальнейшем отражаются на письме.

В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука.

Несколько позднее, на третьем и  четвертом месяце жизни, ребенок  начинает дифференцировать качественно  разные звуки (например, звучание рояля  и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несет интонация. В это время у ребенка развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятное или неприятное) с помощью оттенков голоса. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», воспринимаются им в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся для малыша сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок шести-восьми месяцев может уже правильно отвечать на произнесенное кем-либо слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести не «часы», а похожие по звучанию слоги: «ти-тп» или «ки-кй». Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Различение оппозиции звуков детьми происходит постепенно:

– первоначально ребенок различает  наиболее грубо противопоставленные  звуки – гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается  широкая генерализация: согласные  еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук «а »; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;

  • далее происходит дифференциация «внутри» гласных – «и-у», «э-о», «и-о». «э-у»; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные «и-э», низкочастотные звуки «у-о»; труднее воспринимается звук «ы»;
  • затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных – шумных; твердых – мягких; взрывных – фрикативных; глухих – звонких; свистящих –  шипящих.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает  способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, таких как Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, H.X. Швачкин, Л.В. Нейман, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным [48, с.125].

Однако развитие фонематического  слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

 

    1. Понятие «фонетико – фонематическое недоразвитие речи»

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую  роль формированию фонематического  восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) [17; 18; 23].

По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием