Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа
Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.
Итак из таблицы видно, что у основной массы детей – у Ани, Оли, Тимура, Вова, Валеры, Павла все звуки поставлены, но требуется дальнейшая работа по автоматизации и дифференциации звуков.
Витя - путает [с] [ш], требуется работа по дифференциации.
Таня - поставлены [з] [з’], путает [ч] [щ] работа по дифференциации, нет [р] [х].
Слава – поставлены [с] [с’], нет [р].
Карина – поставлены [ш] [щ’], но требуется работа по дифференциации [с] - [ш],
2. Исследование языкового анализа и синтеза
Рассмотрим состояние
Таблица 7.
Особенности фонематического восприятия
№ |
Имя ребенка |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||
Особенности восприятия слогов |
Особенности восприятия слов |
Особенности восприятия слогов |
Особенности восприятия слов | ||
1 |
Аня К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Витя Е. |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
Таня А. |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
Слава Х. |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
Оля Т. |
2 |
2 |
3 |
3 |
6 |
Тимур Г. |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
Карина А. |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
Вова Г. |
1 |
1 |
3 |
2 |
9 |
Валера Б. |
1 |
1 |
3 |
3 |
10 |
Павел Д. |
2 |
1 |
3 |
2 |
Итак, из таблицы видно, что у всех детей экспериментальной группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия.
Аня К.- Лучше стала различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га.
Витя Е.- Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га.
Таня А. Все звуки поставлены. Слышит правильно.
Слава Х. – не приглушает звуки г и д. Иногда путает па и ба.
Оля Т. - Все фонемы слышит правильно.
Тимур Г. - Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га
Карина А. - Приглушает звук Г. Озвончение Д исчезло.
Вова Г. - Все звуки поставлены. Слышит правильно.
Валера Б. - Все фонемы слышит правильно.
Павел Д. - Все фонемы слышит правильно.
Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:
Таблица 8.
Особенности языкового анализа детей с ФФНР
ФИО |
Анализ состояния предложения |
Слоговый анализ и синтез |
Фонематич. анализ |
Фонематич. синтез |
Фонематич. Предст-ия |
Средний балл | ||||||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец | |
Аня К. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1,8 |
2,8 |
Витя Е. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2,8 |
Таня А. |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1,6 |
2,6 |
Слава Х. |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2,4 |
Оля Т. |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0,8 |
2,4 |
Тимур Г. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1,8 |
3 |
Карина А. |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1,6 |
3 |
Вова Г. |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1,6 |
2,8 |
Валера Б. |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1,6 |
2,8 |
Павел Д. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0,8 |
2,2 |
Представим полученные результаты в диаграмме:
Диаграмма 4.
Состояние языкового анализа и синтеза у детей с ФФН
Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла.
Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается улучшение состояния языкового анализа по всем параметрам. Низкий и средний уровень результат не отмечен ни у кого; у 2 детей –Тимур и Карина, – показали самый высокий результат в пределах - 3 балла. Остальные 8 человек показали результат в пределах нормы.
Состояние речевых процессов по окончании коррекционной работы отразим в диаграмме:
Уровни развития языкового анализа у детей с ФФНР:
1-2 балла – средний уровень;
2-3 балла – высокий уровень
Диаграмма 5.
Уровень овладения языковым анализом и синтезом по окончании формирующего исследования
10 детей – 100%
1 ребенок – 10%
Таким образом, изучение состояния языкового анализа и синтеза на контрольном этапе позволило сделать вывод, что по окончании коррекционной работы уровень данного показателя приблизился к норме у всех детей группы – 100%.
В целом по исследованию можно сделать вывод:
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ
Целью формирующего этапа исследования была коррекция фонематических процессов посредством игр, занятий и упражнений.
На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений. Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения. Эксперимент проводился в течение четырех месяцев.
В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию: в I периоде – 2 занятия, во II – 3, в III – 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводились с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия – с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи. В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Целью нашего исследования было выявление особенностей формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработка и апробация методики коррекционной работы.
Мы предположили, что формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.
Анализ психолого-
- Развитие фонематического
- У детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Целью констатирующего этапа исследования было выявление способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений у детей дошкольного возраста с ФФНР.
Эксперимент проводился на базе МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Для эксперимента была сформирована группа детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..
Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:
I.Обследование звукопроизношения:
II.Исследование языкового анализа и синтеза:
В целом по констатирующему исследованию можно сделать следующие выводы:
Целью формирующего этапа исследования была коррекция фонематических представлений посредством игр, занятий и упражнений.