Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Работа состоит из  3 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений.  Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).

В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи.  В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:

    • Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;
    • Практически все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;
    • Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений у детей с ФФН оказалась эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
  2. Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе . – Спб: Лань, 1998.
  3. Актуальные проблемы логопедии.//Сборник научных  трудов . - М. – 1980.
  4. Амбрукайте И.А. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология. – 1981. – № 5.
  5. Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.– 1984. – №6 
  6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  8. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.
  9. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей //. Вестник МГУ. Психология. – 1986. – № 4.
  10. Баренцева Н. С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
  11. Венгер А.Л. Родители просят совета. – М., 1981.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Том 2. – М., 1960.
  13. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском Саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  14. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. – М., 1987.
  15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. – М., 1990.
  17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
  18. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  19. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л., 1963.
  20. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
  21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос,1998.
  22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М: Просвещение, 1968.
  23. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М., 1951.
  24. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998.
  25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. –М.,1997.
  26. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976.
  27. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.
  28. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  29. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
  30. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.
  31. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
  32. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков. – М.: Росмен – Пресс, 2004.
  33. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
  34. Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1985.
  35. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.
  36. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  37. Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.
  38. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
  39. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
  40. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.
  41. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе. – М., 1991.
  42. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  43. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  44. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
  45. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
  46. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  47. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1996.
  48. Швачкин Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
  49. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.
  50. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., Просвещение, 1984.
  51. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М, Аркти, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием