На основании полученных данных
нами была разработана программа по развитию
фонематических представлений.
Система занятий была построена на основе
программ обучения и воспитания детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием,
разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной
Г.В. (1993).
В ходе эксперимента использовались
две формы работ – индивидуальная и фронтальная.
По окончании формирующего эксперимента
нами был проведен контрольный срез
с целью изучения результатов коррекции
фонематических представлений детей с
ФФН речи. В ходе контрольного эксперимента
использовались те же методики что и в
констатирующем исследовании. Анализ
результатов завершающего этапа исследования
показал, что:
- Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;
- Практически все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение
и приглушение отдельных звуков;
- Дети научились определять кол-во слогов,
букв и звуков в слове, лучше определяет
границы предложения.
Таким образом, цель исследования достигнута,
гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений
у детей с ФФН оказалась эффективным при
условии целенаправленной логопедической
работы, включающей развитие фонематической
и фонетической стороны речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать
звуки. – СПб., 1999.
- Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как
эффективно подготовить ребенка к школе
. – Спб: Лань, 1998.
- Актуальные проблемы логопедии.//Сборник научных
трудов . - М. – 1980.
- Амбрукайте И.А. Основы дефектологии
для родителей аномальных детей // Дефектология.
– 1981. – № 5.
- Бахтина Л.А. Формы участия семьи
в работе по устранению недостатков речи
у учащихся общеобразовательных школ
// Дефектология.– 1984. – №6
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. – М., 1968.
- Буланин Л.Л. Фонетика современного
русского языка. – М., 1970.
- Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений
детей и родителей //. Вестник МГУ. Психология.
– 1986. – № 4.
- Баренцева Н. С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического
слуха у дошкольников. – М., 1997.
- Венгер А.Л. Родители просят совета.
– М., 1981.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.
соч.: В 6 т. – Том 2. – М., 1960.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных
занятий воспитателя в детском Саду для
детей с нарушениями речи. – М., 1992.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии
и психогигиене общения: Книга для учителя
и родителей. – М., 1987.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи
у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения
речи у дошкольников. – М., 1990.
- Каше Г.А. Подготовка к школе
детей с недостатками речи. – М., 1985.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения
детей с недоразвитием фонематического
строя речи. – М., 1978.
- Ковалев А. Г. Психология личности.
– Л., 1963.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа
воспитателя в подготовительной логопедической
группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос,1998.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М: Просвещение, 1968.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих
детей (алаликов). – М., 1951.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.
Ранний и дошкольный возраст. –М.,1997.
- Матусевич М.И. Современный русский
язык. Фонетика. – М., 1976.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях. – М.,1991.
- Обухова Л.Ф. Детская психология:
Теории, факты, проблемы. – М., 1995.
- Основы теории и практики логопедии / Под
ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.
- Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
- Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков. – М.: Росмен – Пресс, 2004.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.
– М., 1994.
- Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1985.
- Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо
говорит. – СПб., 1997.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь.
Развитие фонематического восприятия
и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
- Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника
со звучащим словом. – М., 1991.
- Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно.
– М., 1993.
- Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения
у дошкольников. – М., 1993.
- Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения
и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием (старшая группа детского
сада). – М., 1993.
- Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе.
– М., 1991.
- Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Воспитание и обучение.
– М., 1999.
- Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Воспитание и обучение.
– М., 1999.
- Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа
в специальном детском саду. – М., 1987.
- Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. –
М., 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения. – М., 1989.
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1996.
- Швачкин Г.С. Игры и игровые
упражнения для развития речи. – М., 1983.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., Просвещение, 1984.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.
М, Аркти, 1999.