Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:13, реферат

Описание

Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.
3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 180.48 Кб (Скачать документ)

2

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений  об окружающем мире у старших дошкольников

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика старшего дошкольного  возраста

1.2 Теоретическое обоснование  необходимости формирования у  дошкольников естественнонаучной  картины мира

Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных  методик для ознакомления старших  дошкольников со свойствами воздуха  и воды

Заключение

Литература

Введение

Старший дошкольный возраст  ребенка - это один из ответственных  этапов, на котором закладываются  основы знаний об окружающем мире, о  физических свойствах предметов, о  взаимоотношениях и связях между  ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.

Современные дети живут и  развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни  от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь  умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - С. 12..

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности  инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен  для развития познавательной потребности, которая находит отражение в  форме поисковой, исследовательской  деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих  знаний, а создавать условия для  самостоятельного нахождения ответов  на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень  важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы  не только преподносить им готовые  знания, но и помогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Актуальность нашей работы определяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детей  с физическими свойствами воды и  воздуха, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Объектом нашего исследования является процесс применения различных  методик для формирования у детей  комплекса знаний о физических свойствах  воды и воздуха.

Предмет исследования - формирование у дошкольников представления о  явлениях неживой природы.

Целью нашей работы является изучение применения системы методов  и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха  и воды.

Гипотеза исследования: применение различных методов при ознакомлении старших дошкольников со свойствами воды и воздуха возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно  включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через  активную игровую, исследовательскую  и экспериментирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Объект, предмет, цель и гипотеза определяют задачи:

1. Рассмотреть основные  психолого-педагогические характеристики  детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить необходимые  условия и методы для развития  у детей естественнонаучных представлений  об окружающем мире.

3. Провести опытно-экспериментальную  педагогическую работу по применению  различных методов и приемов  на занятиях изучения свойств  воздуха и воды.

4. Сделать выводы об  эффективности и необходимости  использования тех или иных  методов работы, описанных в нашем  исследовании.

Методологической основой  исследования в нашей работе являются положения философии о развитии, всеобщей связи, взаимообусловленности  явлений, предметов действительности, об отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительности, учение о единстве человека, природы и общества, о  непреходящей самоценности всего живого (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, И.Т. Фролов, А.Л. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Щвейцер и др.).

Теоретическую основу составили  положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка, о роли деятельности в ее становлении, о  возможности и необходимости  формирования системных знаний, ценностных ориентации, концепции построения предметно-развивающей  среды, зависимости существования  любого организма от среды обитания.

Методы исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; наблюдения за деятельностью детей, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных  данных; обработка результатов эксперимента.

Практическая значимость работы: материал, изложенный в нашей  работе, может быть использован во всех для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста в  ДОУ. Также материал данной работы поможет  педагогам в разработке перспективных  планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования

представлений об окружающем мире у старших дошкольников

1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего

дошкольного возраста

дошкольный естественнонаучный воздух вода

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной  сфер личности. Развитие личности и  деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах  и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка  в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - С. 47.Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную  для старших дошкольников потребность  в самоутверждении и признании  их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия  для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно  создает ситуации, побуждающие детей  активно применять свои знания и  умения, ставит перед ними все более  сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям  возможность самостоятельного решения  поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения  одной задачи, поддерживать детскую  инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и  гордости от успешных самостоятельных  действий.

Обязательным элементом  образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. общество России, 2003. - С. 11. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива  школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается  естественным путем в общении  с воспитателем, через встречи  с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые  игры на школьную тему. Главное - связать  развивающийся интерес детей  к новой социальной позиции («Хочу  стать школьником») с ощущением  роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель  стремится развить внимание и  память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного  цикла по математике, подготовке к  освоению грамоты, по ознакомлению с  окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических  способностей. В самостоятельной  деятельности, в общении воспитателя  с детьми создаются возможности  для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить  практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель - равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное  отношение к себе и другим. Положительное  представление о своем возможном  будущем облике впервые позволяет  ребенку критически отнестись к  некоторым своим недостаткам  и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

В связи со всем вышесказанным  можно выделить следующие задачи воспитания и развития детей в  старшем дошкольном возрасте Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка  от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - С. 49.:

1. Воспитание культуры  общения, эмоциональной отзывчивости  и доброжелательности к людям.

2. Развитие эстетических  чувств детей, эмоционально-ценностных  ориентаций, приобщение детей к  художественной культуре.

3. Развитие познавательной  активности, познавательной мотивации,  интеллектуальных способностей  детей.

4. Формирование готовности  к школьному обучению, к новой  социальной позиции школьника.

5. Развитие детской самостоятельности  и инициативы, воспитание у каждого  ребенка чувства собственного  достоинства, самоуважения, стремления  к активной деятельности и  творчеству.

Это общие задачи, нашей  же более частной задачей является при помощи системы методов и  приемов, различных видов работы, формировать у детей представление  об окружающем мире, о свойствах  неживой природы, в частности  воды и воздуха, а также развития у детей познавательной активности, стремления к активной деятельности, умению добывать знания экспериментально-исследовательским  путем в рамках своих возрастных способностей.

1.2 Теоретическое  обоснование необходимости формирования у

дошкольников естественнонаучной картины мира

Задачи воспитательно-образовательной  работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном  этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне  развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого  отношения к выполнению всех видов  деятельности. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен  примерный объем систематизированных  знаний. При этом детей надо знакомить  лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы  мышления дошкольников, а именно наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление.

Знания - это продукт определенных познавательных действий ребенка. При  формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений  в дидактике разработаны разнообразные  методы обучения.

Дошкольников знакомят с  доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные  явления и производить с ними простые преобразования. К моменту  поступления в школу ребенок  должен иметь достаточно полные и  правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М.: Творческий Центр Сфера 2007. - С. 15..

Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников