Знакомство с явлениями
неживой природы должно отличаться
по содержанию и методам от школьного
обучения. Прежде всего, детей необходимо
знакомить с теми фактами действительности,
которые так или иначе попадают в поле
зрения в быту. Ознакомление должно базироваться
на живом интересе ребенка и проводиться
в увлекательной форме. Введение в мир
неживой природы должно проходить без
сообщения каких-либо законов в формализованном
виде, без заучивания, запоминания и повторения
любых правил. При этом необходимо, чтобы
в процессе ознакомления лежали действия
ребенка с реальными компонентами явления.
Важно, что ребенок начнет подходить к
пониманию явлений с правильных, научных
позиций. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание
детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,
1998. - С. 56.
Ребенок познает мир в
процессе любой своей деятельности,
самостоятельно или в партнерстве
со взрослым. Вместе с тем для детей старшего
дошкольного возраста целесообразно выделить
в образовательном процессе познавательно-исследовательскую
деятельность, впрямую направленную на
постижение устройства мира (вещей, явлений,
находящихся в определенных отношениях
и связях), упорядочение, систематизацию
представлений об окружающем.
Истоки познавательно-исследовательской
деятельности обнаруживаются в свойственном
дошкольнику свободном экспериментировании
с предметами и явлениями, в поисковой
активности, отвечающей на вопросы: почему?
зачем? как устроен мир? для чего
нужно бережно относиться к окружающему
миру?
Удовлетворяя свою любознательность
в процессе активной познавательно-исследовательской
деятельности, ребенок с одной
стороны, расширяет свои представления
о мире, с другой - начинает овладевать
основополагающими культурными
формами познания - средствами дифференциации
и упорядочения опыта: причинно-следственными,
пространственными и временными
отношениями, позволяющими связывать
отдельные представления в целостную
картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская
деятельность развивает у него внимание,
мышление, речь, пробуждает интерес
к окружающему миру, формирует умение
делать открытия и удивляться им, а также
совершенствует такие необходимые качества,
как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Задачи познавательно-исследовательской
деятельности Акимова Ю.А. Знакомим
дошкольников с окружающим миром. -
М.: Творческий Центр Сфера 2007. - С. 16.:
· использовать познавательно-исследовательскую
деятельность как стержнеобразующую
для познавательного развития ребенка;
· обеспечить освоение дошкольниками
основополагающих форм упорядочения опыта
(причинно-следственные, пространственные
и временные отношения) и переход
от систематизации опыта на уровне
практического действия к уровню
символического действия (схематизация,
символизация связей и отношений
между предметами окружающего мира);
· стимулировать детей
к сравнению, поиску сходства и различия,
связей вещей и явлений, к словесному
анализу-рассуждению;
· развивать познавательную
инициативу дошкольников (любознательность),
самостоятельную исследовательскую
деятельность за счет партнерства со
взрослым;
· расширять кругозор ребенка,
выводя его за пределы непосредственного
практического опыта в более
широкую пространственную и временную
перспективу.
Начальные знания о свойствах
воздуха и воды ребенок получает
в раннем и среднем дошкольном
возрасте. В старшем дошкольном возрасте
продолжается закрепление знаний о
физических свойствах предметов. Детям
даются представления о некоторых
факторах окружающей среды (свет, температура
воздуха и ее изменчивость; вода
и ее переход в различные состояния
- жидкое, твердое).
Опираясь на повседневный
опыт детей 5-7 лет их можно знакомить
с: 1) тепловыми явлениями; 2) превращениями
твердых тел в жидкие, жидких в
парообразные, и наоборот; 3) воздух
и его простейшие свойства. В старшей
группе рекомендуется обращать внимание
детей на воздух и его свойства, объяснять,
что ветер - это движение воздуха, что человек
и животные дышат воздухом, воздух необходим
для всего живого на земле.
Воздух - это вещество, но
газообразное. Ознакомление со свойствами
воздуха связано с рядом трудностей,
и главная из них - ребенок не видит
воздуха, не может потрогать его
руками, не может с ним манипулировать.
Для ознакомления с воздухом и
его свойствами можно провести следующие
занятия: Дыбина О.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. - М., 2005. - С. 64.
Занятие 1 «Воздух, как его
обнаружить».
Занятие 2 «Как можно обнаружить
воздух».
Занятие 3 «Сжимаемость воздуха.
Вес воздуха».
Занятие 4 «Свойства воздуха».
Наблюдения:
- прозрачность воздуха,
скорость передвижения (ветры разной
силы).
- изменение температуры
воздуха.
- сжимаемость воздуха
(надувание шаров и др.).
|
<<<
Формирование представлений об
окружающем мире
Игры для
формирования представлений об окружающем
мире у детей
1. Найди цвет.
Игроки становятся в круг. Ведущий
командует: "Коснитесь жёлтого, раз,
два, три!" Игроки как можно быстрее
стараются взяться за вещь (предмет, часть
тела) остальных участников в круге. Кто
последний - выбывает из игры. Ведущий
снова повторяет команду, но уже с новым
цветом. Побеждает оставшийся последним.
2. Ищем клад.
Учимся ориентироваться
в пространстве с помощью плана.
Сначала вместе с малышом нарисуйте план
комнаты. Объясните ребенку все подробно:
вместо стола, стула, дивана будут похожие
на них фигуры. Проверьте с ребенком, не
забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь?
а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?"
Обязательно разъясните, что это вид комнаты
сверху. А теперь - самое интересное. Берем
игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш
выходит в другую комнату или отворачивается,
а вы прячете "клад" где-либо в комнате.
Ставите на плане яркий крестик и предлагаете
ребенку найти клад. В начале поищите клад
вместе, держа на виду план и повторяя,
где что находится. Когда ребенку эта игра
будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте
план квартиры, двора, а летом на даче -
план участка.
3. Я знаю
десять названий.
Играть можно вдвоём с
ребёнком и небольшой компанией.
В игре используют мяч. Садятся в
круг. Игроки перекидывают друг другу
мяч со словами:
- Я ...
- Знаю...
- Десять (семь, пять...)
- Названий ...деревьев! (птиц, цветов, профессий,
фруктов, животных, рыб, городов...)
И далее, все по очереди должны называть
названия того, что было задано:
- Липа - раз!
- Береза - два!
- Клён - три!...
Тот, кто не смог ответить в свою очередь
- отдаёт фант.
Как правило в такой игре дети быстро запоминают
все названия и со временем количество
названий увеличивается.
4. Архитекторы
и строители.
Наверное, у всех в доме есть какой-нибудь
строительный конструктор. Как правило,
дети быстро теряют интерес к кубикам.
Можно вновь заинтересовать ребёнка
конструированием, если предложить игру
"Архитекторы". Сначала объясните
малышу, кто такие архитекторы.
Затем сделайте вместе с ребёнком несколько
чертежей построек. Конечно, нужно использовать
те элементы конструктора, что есть у вас
(можно просто обводить детали конструктора
на бумаге). Когда чертежи будущих построек
будут готовы, предложите ребёнку сделать
постройку по чертежу.
Варианты:
1. Вы строите - ребёнок затем делает чертёж
готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж - вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает
чертёж одной из построек. Задача - найти
постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с
ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.
Детям 3-4 лет на чертежах
делаем "вид спереди" или "вид
сверху".
Детям постарше можно давать чертежи в
разных проекциях. Конечно, сначала нужно
объяснить и показать, что это такое.
5. Чем
пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим
запахом - мыло, обувной крем, чеснок,
лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть
все предметы, обговорить, что съедобное,
вместе понюхать и попытаться определить
запах - кислый, горький, сладкий, приятный
- неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите
по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь
одежду. К примеру, папины носки.:-)
6. Ярмарка.
(3-6 лет)
Дети стоят в кругу.
Это - "продавцы". Руки держат за спиной,
в руках мелкие предметы разных цветов
- красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый,
фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики,
шарики или заготовленные заранее картонные
кружки. В центре круга находится ребенок..
Он - покупатель. Дети все вместе произносят
слова, под которые ребёнок-покупатель
поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд
руку, наподобие стрелки:
"Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!"
На последнем слове
ребёнок останавливается. Тот, на которого
указала "стрелка", спрашивает "покупателя":
- Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий "делает заказ":
- Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).
Теперь ребёнок, "принявший
заказ", должен предложить фрукт, цвет
которого совпадает с игрушкой, спрятанной
у него за спиной.
- На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает
жёлтый кубик.
Цель игры понятна - закрепляем
знания овощей, фруктов, ягод, цветов. Развиваем
мышление, внимание, быстроту реакции.
Ход игры может быть разным
- смена покупателя через определённое
количество покупок или начисление
очков за каждый правильный ответ
( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть
можно и вдвоём с ребёнком, по очереди
изображая покупателя и продавца.
7. Времена
года.
Игра требует времени
на подготовку атрибутов, но она того
стоит.
Подберите красочные картинки по временам
года, очень хороши репродукции картин
из старых журналов. Наклейте их на одну
внутреннюю сторону картонной папки. На
вторую сторону наклейте лист бархатной
бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество
маленьких картинок, которые можно разделить
по временам года. Картинки с дождем, снежинками,
радугой, цветами, грибами, веточками без
листьев, с почками, с листьями зелеными
и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами,
картинки разной одежды. В общем картинки
всего, что можно четко разделить по временам
года.
Конечно, малышу 2 лет картинки
предлагаются более простые, чем
пятилетнему.
Все эти картинки наклейте на бархатную
бумагу(бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки
по сезонам, объясняя ребенку, почему эта
или иная картинка подходит именно к этому
времени года.
Со временем задания усложните
- разложите картинки на бархат (бархатная
бумага для того, чтобы картинки
не скользили) заведомо сделав несколько
ошибок. Например, к осеннему пейзажу
положите картинку птичьего гнезда с
яйцами и ягоды клубники. Предложите
ребенку найти ошибки. Затем предложите
ребенку загадать вам такую же
задачу. |
|
|
<<<
Формирование представлений об
окружающем мире
Формирование у ребенка представлений
о времени
- Я заберу тебя сразу, как освобожусь,
- в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило,
в глазах - обреченность: когда-когда заберешь?
Слова минута, час для
вашего четырех-пятилетнего ребенка еще
пустой звук, туманная и потому тревожная
фраза. Ему легче ориентироваться на привычные
"метки", размечающие день: это будет
после обеда, сразу после сна, после музыкального
занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения
времени. Быть может, это и позволяет нам
строить иллюзии о детстве как о безмерно
счастливом периоде жизни.
Но, так или иначе, время все-таки существует
для ребенка. Как мы помним, в сказках оно
играет очень важную роль. То здесь, то
там раздается бой часов, означающий начало
или конец какого-то события. Поэтому внутренне к пяти годам ребенок
уже вполне готов к тому, чтобы учиться
сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую
систему игровых упражнений, при помощи
которых привычные нам часы и минуты станут
для него осознаваемой меркой жизни.
Первый вид таких упражнений связан с
ограничениями в продолжительности действий.
Для этого нет лучшего приспособления,
чем песочные
часы. Купить их можно в магазинах
медицинского оборудования, и обладают
они совершенно замечательными свойствами.
Время в них перестает быть абстрактным
и материализуется в виде песчинок. Видно,
как оно наглядно, зримо течет по стеклянным
трубочкам и как иссякает.
Я (совершенно серьезно) полагаю, что без
колдовства тут не обошлось. Может быть,
какая-то фея плескалась в незримых потоках
бесконечной реки времени, а потом зачерпнула
из нее чуточку, произнесла заклинание,
и невидимое сделалось видимым - превратилось
в песок. Может, память о том, что у реки
времени есть дно? Вообще-то невидимое
время - могущественная, неостановимая,
неподвластная людям сила. А вот заколдованное
время-песок, заключенное в колбочку, послушно
даже ребенку. Оно начинает двигаться
только тогда, когда этого захочет человек.
Вы вправе со мной не согласиться. Тогда
придумайте (вычитайте, сформулируйте)
более устраивающее вас объяснение о происхождении
песочных часов. Важно, чтобы не было расхождений
в практических действиях.
А они могут быть следующими. Вы ставите
песочные часы на стол и говорите: "Попробуем
съесть кашу за время, которое потребуется
песчинкам, чтобы перебежать из верхней
части колбочки в нижнюю два раза. Начали!..
Интересно, а сколько времени нужно для
того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?"
Чтобы не тревожить тень гигиенистов и
избежать соревновательности во время
еды, можно поставить одним из условий,
что кашу нельзя есть не только медленнее
отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь:
это очень важное умение - укладываться
точно в срок!
Песочные часы могут оказать неоценимую
услугу в процессе одевания на прогулку.
А вы можете все время сравнивать, сколько
времени (сколько "песочных пробегов")
потребовалось вам и ребенку на разные
виды занятий. Можете даже завести специальную
ведомость на стене (лучше - большую, величиной
в ватманский лист) и заполнять ее условными
значками.
В какой-то момент вы почувствуете, что
воспитательная сила песочных часов, связанная
с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный
урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше.
Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной
стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате.
Это - всем игрушкам игрушка! С появлением
секундомера начинается новый период
экспериментов, замеров и сопоставлений
- период именованного времени.
Во-первых, путем наблюдений за резвой
стрелкой устанавливается, что время может
не только течь, как в песочных часах, но
и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых,
выясняется (с авторитетных слов папы
или дедушки), что пробег стрелки по кругу
(от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки
на черточку - секунда. Отрезки времени
приобретают имена.
Теперь можно выяснить, сколько кругов
обежит стрелка, пока в песочных часах
пересыпается песок. Можно взять бутылку,
наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой
дырочкой и подвесить над кастрюлькой
донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем,
за сколько времени вода перельется из
бутылки в кастрюльку. Вот вам и водяные
часы собственной конструкции.
Ну а дальше можно мерить все подряд: за
какое время пробегаем расстояние в 30
м, за какое время пешком взбегаем на третий
этаж, за какое время преодолеваем полосу
препятствий на детской площадке и т. д.
и т. п.
Следующее важное наблюдение ставит своей
целью сравнить, что происходит на циферблате
домашнего будильника или настенных часов
в то время, как стрелка секундомера отмеряет
свой бег по кругу. Оказывается, минутная
стрелка перемещается с одного маленького
деления на другое. И когда она отсчитает
так все деления, большие часы покажут:
миновал час!
Теперь можно пересчитывать деления, считать
пятерками, учиться определять, который
час. Время в ваших руках!
За ним можно постоянно наблюдать, и важным
этапом в этих наблюдениях становится
приобретение к Новому году отрывного
календаря! Каждый вечер вы вместе с ребенком
будете торжественно произносить:
Секунды
сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.
После этого отрывается листочек календаря
и подбрасывается в воздух со словами:
"День пролетел!"
Оказывается, время умеет не только течь,
и бежать, но и летать! Это очень нравится
ребенку, а для вас важно, чтобы в представлениях
ребенка о времени календарь занял место
рядом с секундомером и часами - как еще
одно приспособление для измерения отрезков
времени (только более длинных).
Третий вид упражнений связан с умением
чувствовать время. Это различные игры
на как можно более точное определение
временного отрезка. Например, вы просите
ребенка замереть или хранить молчание
ровно полминуты. Он сам должен определить,
когда нужно кончить упражнение. Или, наоборот,
даете задание, а по окончании предлагаете
ребенку определить, сколько времени ушло
на его выполнение.
Во "временные игры" можно играть
и на детских праздниках.
Вот игра "Заколдованный
путник".
Играющие двигаются вокруг ведущего, который
хлопает в ладоши и говорит:
Входишь
ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Можно назначать различные промежутки
времени: полминуты лишь пройдет, две минуты
лишь пройдет, но минутка лишь пройдет,
пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять
секунд пройдет, семь секундочек пройдет
и т. п.
С последним словом ведущий нажимает кнопку
секундомера и начинает отсчет времени.
Тот, кто наиболее точно почувствовал
нужное время, становится ведущим.
Вариант:
Входишь
ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но как время истечет,
Путник снова отомрет.
С последними словами играющие застывают,
а ведущий включает секундомер. Через
некоторое время секундомер выключается
и раздается хлопок в ладоши или другой
звуковой сигнал, по которому "застывшие"
путники вновь оживают. Им предлагается
отгадать, сколько времени они были "заколдованы".
Кто называет самое близкое к действительному
значению число, становится ведущим.
А вот еще несколько полезных упражнений:
Когда это
бывает?
Первый вариант: взрослый или ребенок
по очереди загадывают какое-нибудь время
суток и показывают, что они в это время
делают. Например, утром - чистят зубы,
вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего
- определить, что делает водящий, и назвать
время суток.
Второй вариант: взрослый или ребенок
называет какое-нибудь время суток и показывает,
что он в это время делает (несколько действий),
но одно действие при этом заведомо неправильное.
Например: утром встаю с постели, умываюсь,
сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что
делает водящий, и определить, какое действие
неправильное.
Время года
Постепенно начинайте знакомить ребенка
с календарем, понятиями года, месяца,
недели. Заставлять его специально заучивать
названия месяцев или дней недели, конечно,
не следует. В игре, в совместном чтении
связывайте то или иное время года с приметами
собственной жизни ребенка (зимой ты будешь
кататься на санках, а летом - купаться
в речке) и жизни окружающего мира, природы
(весной на ветках вырастают листочки,
а осенью они опадают). Побуждайте ребенка
самостоятельно находить особенности
того или иного дня недели, месяца или
времени года. Читая малышу стихи, просите
его сказать, о каком времени года в них
идет речь, сравнить зиму и лето, весну
и осень.
Зима или
осень?
Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации
в книгах, задавайте вопросы: "Это весна
или осень?", "Бывает так в декабре?",
"Скоро ли наступит здесь зима?" и
т. д.
Всего одна
минута!
Предложите малышу представить, что может
произойти в мире за одну минуту (секунду,
час).
Покажите лист цветной бумаги (например,
красного или зеленого цвета) и попросите
представить, что это дверь в волшебный
мир, в котором можно пробыть только одну
минуту. По "возвращении" спросите,
что ваш "путешественник" успел сделать
в том волшебном мире.
После путешествий
После настоящих совместных путешествий
и поездок с ребенком у вас наверняка будут
накапливаться фотографии. Расположите
их в альбоме в том порядке, в котором они
были сделаны, и рассмотрите их вместе
с малышом. При этом обсуждайте последовательность
происходивших событий: "Сначала мы...",
"Потом было...", "После этого ты..."
и т. д.
Ростомер
Старший дошкольник может почувствовать
и оценить более длительные промежутки
времени. Бумажная лента-ростомер в детской
показывает, что за день и за неделю ничего
не изменилось. А через месяц? Через три
месяца?
Можно обрисовать ладошку на бумаге или
сделать отпечаток в специальной пластической
массе. Какой твоя ладошка станет через
полгода? Попробуем сравнить!
Можно изготовить "капсулу времени"
из какой-нибудь плотно закрывающейся
емкости (например, банки с завинчивающейся
крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами,
которые важны для него именно сейчас.
Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь
о дате ее "вскрытия". Что изменилось
за этот срок?
Источник: статья подготовлена по материал
книги М.С. Аромштам "Дом, в котором живет
малыш" и книги Г.Е. Акимовой "Расту,
играю, развиваюсь!".
Другие публикации на тему данной статьи: |
|
Познание окружающего
мира и развитие творческих способностей
у детей
В настоящее время существует множество
программ, направленных на развитие творческих
возможностей учащихся. Остановимся на
одной из них. Программа "Открытие мира"
разработана доктором психологических
наук профессором Л. И.Айдаровой. Цель
этой программы состоит в формировании
у учащихся целостной картины мира через
предоставление ребенку возможности активной
творческой деятельности в трех сферах
человеческой практики: познавательной,
этической и эстетической.
Программа предусматривает
развитие творческих способностей детей,
причем как общих, так и специальных.
Программа предназначена
для начального периода образования:
она рассчитана на детей 7-9 лет. В
процессе обучения рассматриваются
три основные темы: "Как устроен
мир", "Место человека в мире",
"Что может делать человек в
мире".
Программы связаны между
собой не только содержательно, но и
методически, что позволяет, начиная
с первого года обучения, ставить
ребенка в активную позицию творца,
исследователя. Дети учатся работать индивидуально
и коллективно. В ходе обучения ребенок
должен сам активно включаться в
творческий процесс и начинать создавать
спектакль, газету и т.д.
Ребенку нужно помочь выстроить
целостную картину мира, в которой
синтезируются познавательные и
эстетические аспекты, а также нравственные
нормы отношений между людьми.
Для этого нужна учебная деятельность,
в которую интегрируются все
эти аспекты.
Названная программа обеспечивает
способность к литературному
творчеству и рисованию, конструированию
и импровизации, драматическому искусству
и т. д.
Опишем методику работы только
по одному разделу этой программы, который
называется "Мир, здравствуй!".
Это довольно большой раздел,
требующий для своей реализации
примерно 90-100 часов.
Этапы работы.
Предварительный
этап.
Цель этого этапа - создание
атмосферы доверия ребенка к
учителю, возникновение у ребенка
желания поделиться тем, что для
него интересно, чем он гордится, или
что его может огорчать, не удовлетворять
и т.д. На этом этапе учитель должен также
выявить индивидуальные особенности детей.
Ориентация на индивидуальность ребенка
одновременно с созданием атмосферы доверия
в классе - необходимые условия для свободного
творческого процесса.
Первое задание на этом
этапе - нарисовать портреты своих мам
и дать им устные или короткие письменные
характеристики.
Второе задание: нарисовать
портрет и дать характеристику своего
папы, себя и своего друга.
Третье задание: нарисовать
всю семью, а также шутливый портрет
себя и своего друга.
В заключение предлагается
нарисовать портрет своего любимого
учителя и дать ему характеристику.
Рисунки, а также устные и письменные сочинения
служат показателем исходного уровня
развития детей, участвующих в обучающем
эксперименте.
Открытие
с детьми слова "мир".
Детям надо усвоить два
понятия: "мир" как все то, что
нас окружает, и "мир" как отсутствие
войны. Для этих двух понятий в
большинстве языков существует два
слова, в то время как в русском
языке эти понятия заключены
в одном слове мир.
Учитель просит детей объяснить,
что такое мир, что они представляют,
когда говорят слово мир. Детям
предлагается нарисовать и затем
объяснить, что они думают о значении
этого слова.
Эта программа используется
во многих детских коллективах. В 1999
г. она была использована также в
корейской школе Москвы. Анализ ответов
как русских, так и корейских учеников
показал большое разнообразие и индивидуальность
ответов. Так, у одного ученика понятие
"мир" включает космос и большой вихрь
в нем. Второй ребенок считал главным показать,
что на земле много домов, среди которых
он указал банки, офисные здания. У третьего
мир изображен как географическая карта
разных стран. У одного из корейских учеников
в центре рисунка - тент с корейским флагом,
под которым спят люди, а один человек
рядом копает золото, ищет сокровища и
т.д.
Характерно, что во всех рисунках
присутствует изображение солнца, неба,
человека, деревьев и дома как того,
что входит в понятие "мир".
Вместе с тем рисунки детей
свидетельствуют о том, насколько
разными были ученики. После этого
дети вместе с экспериментатором
обсуждают рисунки и делают вывод
о том, что наш огромный мир
может существовать, если в нем
нет войны, т. е. когда есть мир
между людьми. Учитель обращает внимание
детей на то, что в русском языке
эти два понятия мира обозначаются
одним словом мир.
Детские рисунки становятся
первой страницей в "Книге Открытий",
которую дети начали создавать с
этого первого урока.
Работа детей вместе с педагогом над созданием
"Книги Открытий" имеет следующий
смысл: во-первых, дети начинают осваивать
не репродуктивную, а продуктивную, творческую,
позицию. В данном случае речь идет об
освоении детьми авторской позиции. Во-вторых,
маленькие школьники одновременно выступают
в роли художников - оформителей своей
книги. Тем самым обеспечивается возможность
интеграции познавательной и художественной
позиции детей.