Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:13, реферат
Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.
3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература
Природа- существенная часть той объективной реальности. Существование природы не зависит от жизни и деятельности человека. Изменения, происходящие в природе не всегда подчиняются воле человека. Поэтому, необходимо знакомить детей дошкольного возраста с ЗПР с постоянно происходящими изменениями в природе, наблюдать их в естественных условиях, показывать их закономерность.
Для детей с задержкой развития характерно небольшое отставание в сроках развития восприятия природных явлений. Ещё А.Штраус и Л.Летинен в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщённо формулируя таким образом обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия природы, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности знаний.
Поэтому специалисты выделяют специальные, коррекционные задачи:
-обеспечение как можно более
раннего начала развития
-ускорение темпа развития
-преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других- компенсация.
Исследования показали, что дошкольники с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьмихарактеризуются не соответствующим возрасту, недостаточным развитием внимания, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности. Эти особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характерных трудностях в оперировании образами-представлениями о природе.
Существует ряд отличий в развитии мышления детей с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников. Выяснено, что дети с ЗПР 5-6лет пытаются объяснить причины некоторых наблюдаемых явлений: « птицы улетают на юг, потому что холодно, только воробьи остаются, потому что они привыкли». Часто они объясняют явления неправильно, путают причину и следствие («холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет; осень, потому что цветы вянут», им доступно понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы. Например, называют очерёдность двух ближайших сезонов (осень – зима; весна – лето), узнают на картине животных и описывают их: «Ёж зимой спит, а летом по лесу бегает. Что наколется на иголки, то и ест». Часто дети смешивают реалистические представления со сказочными: «Медведь лапу сосёт, как сосочку»; « Медведь зимой идёт греться в деревню».
Наряду с этим, дошкольникам с задержкой развития присущи недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счёт бедности опыта ребёнка, хотя именно бедность опыта обуславливает неполноценность восприятия и не поставляет достаточной информации. Л.В.Кузнецова и другие утверждают, что дети с ЗПР с трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе. Кроме того,они испытывают трудности при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга.
Исследователи данной проблемы выделяют два направления работы по формированию экологических представлений дошкольников с ЗПР:
- во-первых, формирование
осознанно-правильного
- во-вторых, ознакомление
детей с природой, в основе
которого должен лежать
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
В период дошкольного
детства в процессе целенаправленного
педагогического воздействия у
детей с ЗПР можно сформировать
начала экологической культуры - осознание
правильного отношения к
Наряду с этим выделяются критерии сформированности экологических представлений:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Иначе говоря, экологические представления- это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в отставании развития всех форм мышления, памяти, внимания, восприятия. Следствием этого является то, что дети с ЗПР с трудом усваивают учебный материал, у них с отставанием формируются и представления о природе, связи человека с природой. Такое значительное отставание говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу, с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности
Но может быть, необязательно работать над образованием представлений о природе, особенно с теми, с которыми они часто сталкиваются? Часто можно слышать, что дети это уже много раз видели, всё знают из личного опыта, и поэтому им не интересно. Однако специальные исследования этой проблемы показали, что складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию. Например, сосна и ель для многих детей это одно и тоже дерево. Дети не различают так привычных нам ворону и галку; ворон для них та же ворона, только самец. Число таких примеров можно увеличить. С другой стороны, установлено, что когда в привычных знакомых предметах дети устанавливают что-то необычное, новое для них, это привлекает особое внимание, вызывает интерес.
Разработанная Н.Ф.Виноградовой система знакомства детей с сезонными явлениями в природе, определяет взаимосвязь предметов и явлений природы. На эту тему работают и другие авторы. Так, в статье « Формирование у старших дошкольников научных представлений о взаимосвязи явлений природы» О.П.Даник рассматривает содержание работы по этой теме:
Итак, педагогу нужно специально руководить процессом формирования экологических представлений у детей с ЗПР, добиваться возможно полной их точности, разносторонности, конкретности, яркости. «Нельзя рассчитывать на, то – пишет С.Л.Рубинштейн, - что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения, ребёнок всегда увидит в нём то и то, как это нужно. Мало слышать – нужно уметь слушать, мало видеть – нужно уметь смотреть».
Мы предлагаем варианты занятий на формирование экологических представлений детей с ЗПР на занятиях и в повседневной жизни.
ЗАНЯТИЕ "РАССКАЖИ ДРУГУ СКАЗКУ"
Цель . Знакомить с различными жанрами устного народного творчества, формировать умение по серии картинок составлять "диафильм" с участием представителей животного и растительного мира, развивать творчество и воображение, учить рисовать иллюстрации к сказкам.
Материал. Набор красочно оформленных детских книг; заранее подготовленные "кадры" для "диафильма", в том числе пустые; цветные карандаши.
Ход занятия
Учитель:Посмотрите, сколько у нас интересных книг! Есть среди них и те, что вы уже знаете, и те, с которыми вам еще предстоит познакомиться. Сможете ли вы догадаться, для кого написаны эти книги?
Дети (Д.). Для нас.
У. Как вы догадались?
Д. По картинкам и по буквам большого размера.
У. Правильно! В этих книгах собраны удивительные истории и волшебные сказки. А знаете ли вы, что эти истории и сказки люди сочиняли задолго до появления письменности. Они передавали их от отца к сыну, от бабушки к внучке - от одного поколения к другому.
События, о которых повествуется в сказке, составляют ее сюжет. Он должен увлечь слушателя, должен поведать ему что-то новое, интересное.
Древние люди создавали рассказы о богах и богинях, о героях, наделенных недюжинными способностями. Они называются мифами. С их помощью люди пытались понять устройство мира, объяснить явления природы (почему идет дождь, почему наступают день и ночь и т.д.). Мы знаем, у многих народов, живущих в разных уголках мира, говорящих на разных языках, мифы очень похожи между собой. Как вы думаете почему?
Д. Наверно, потому, что явления природы на Земле везде одинаковые: на смену дню приходит ночь, идут дожди, солнце всходит и заходит и т.д.
У. Верно! Практически у всех народов есть сказания о боге солнца, боге дождя, о повелителе ветра и т.п. Люди, придумывая мифы, пытались, как я уже сказала, объяснить создание мира. (Педагог может в основу занятия положить любой сюжет.)
Далее педагог рассказывает содержание мифа о Вороне, предлагает составить "диафильм" о сотворении мира по мотивам этого мифа.
-Кадр 1 . Ворон, долго летавший над водой, никак не мог найти место, где бы можно было отдохнуть. Тогда он решил создать сушу и начал бросать камешки. Так появились острова. (На кадре можно изобразить их.)
-Кадр 2 . Это рассказ о том, как Ворон сотворил сначала деревья и траву, а потом в лесу поселил зверей, в воздухе - птиц, в море - рыбу. (На кадре все это изображается.)
У. Как вы думаете, что должно появиться в следующем кадре?
Д. Человек.
-Кадр 3. После нескольких неудачных попыток Ворон сумел сделать из глины человека.
Дети или отыскивают среди заготовленных кадров нужный, или на пустом кадре рисуют свою версию и вставляют кадр в "диафильм".
В. Давайте пофантазируем, что могло произойти дальше, продолжим сюжет этого мифа.
Дети вместе с воспитателем развивают сюжет мифа.
В. Что должны делать люди, чтобы не погибнуть.
Д. Они должны добавить пищу (чтобы не умереть с голоду), шить одежду (чтобы не замерзнуть), строить жилища (чтобы укрываться от непогоды) и т.д.
У. Давайте подумаем, что мы изобразим на следующем кадре.
Детям раздаются пустые кадры, на которых они изображают свой вариант продолжения мифа: приготовление пищи, строительство хижины и т.п. Затем вместе с педагогом определяют последовательность кадров (что сначала, что потом) и вставляют их в "диафильм" (в нужной последовательности).
У. Давайте озвучим наш "диафильм".
Варианты. Озвучивание всего фильма делает один ребенок; каждый озвучивает тот "кадр", который он сам "снял".
У. На занятии вы научились создавать "диафильмы" по сюжету сказки. Дома, используя сюжет любимой сказки, "снимите"; покажите их мамам и папам, маленьким братьям и сестрам
.
ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"
Цель . Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить съедобные грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Картинки с изображением леса, грибов; дидактическая игра "Грибная полянка"; наряд Гриба-лесовика; цветная бумага, клей, скрепки.
Ход занятия
В. В конце лета и в начале осени самое время собирать грибы. Кто из вас ходил в лес за грибами? (Ответы) Предлагаю отправиться туда. Хотите?
Д . Да.
В. С чем ходят в лес за грибами?
Д . С корзинками.
В. У нас их нет, но мы их сделаем.
Воспитатель вместе с детьми из заготовленных заранее деталей цветной бумаги собирают "корзинки", скрепляя их детали клеем или скрепками.
В. Каждый сделал для себя "корзинку". И теперь отправляемся в "лес". (Под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения, дети идут по группе.) Вот мы и в лесу . (В группе висит большая картина с изображением деревьев, кустарников, пней, грибной полянки, разных грибов. Оформление лесной поляны зависит от фантазии воспитателя: можно на ковре расставить картонные деревья, на полу разложить нарисованные или вырезанные из журналов, книжек, дидактических материалов грибы.) Присядем на полянку и оглядимся вокруг. Посмотрите, сколько здесь грибов! Рассмотрим их, а я сейчас позову гостя.
Уходит,
переодевается в наряд Гриба-
Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы). Рассмотрели картинку? Каких моих родственников вы можете назвать? (Ответы). А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?
Д. Грибник.
Гриб-лесовик . Вы знаете, как правильно собирать грибы? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы?
Д. Съедобные и несъедобные.
Гриб-лесовик . Представьте себе:
вы нашли в лесу гриб, но не знаете, что
это за гриб. Как вы поступите? (Ответы). Правильно
Д. Да, у нас есть корзинки.
Гриб-лесовик . Хорошо. Слушайте внимательно правило второе. Нужно собрать не менее трех грибов. Их на моей полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках. За каждый найденный и правильно названный съедобный гриб и буду награждать. А еще нужно о нем составить рассказ. Кто расскажет о всех собранных грибах, тому я дам красный кружочек. У кого больше правильных ответов, у того и больше кружочков. Тот и победит.
Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников