Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:13, реферат
Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.
3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература
варианта задержки психического развития
церебрально-органического
При первом варианте преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу
органического инфантилизма. Если и отмечается энцефалопатическая
симптоматика, то она представлена негрубыми церебрастеническими и
неврозоподобными расстройствами. Высшие психические функции при этом
недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля
произвольной деятельности.
При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие
энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций и
тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, склонность к
персеверациям). Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не
только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной
деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами
произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-
манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной деятельности. В ряде
случаев мы можем говорить о «смещенном сензитиве» в развитии психических
функций и в процессе формирования психологических новообразований возраста.
Прогноз задержки психического развития церебрально-органического генеза в
значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа
возрастной динамики его развития. Как отмечает И. Ф. Марковская (1993), при
преобладании общих нейродинамических расстройств прогноз достаточно
благоприятен. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных
корковых функций необходима массированная психолого-педагогическая коррекция,
осуществляемая в условиях специализированного детского сада. Первичные
стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования
произвольных видов
умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.
Глава II. Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность (социально-культурная депривация). При трех первых недостатках причиной часто являются слабо выраженные повреждения, дисфункции мозга. В отличие от умственной отсталости повреждения носят парциальный характер и значительно менее выражены.
При социально-культурной депривации, в наибольшей степени обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое детство в доме ребенка и дошкольном детском доме, отставание в развитии, даже при отсутствии органического повреждения мозга, возникает вследствие крайне недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Отставание в развитии, обусловленное обстоятельствами такого рода, обычно определяется как педагогическая запущенность.
Количественная и качественная выраженность этой неблагоприятности может быть разной, а, следовательно, отставание в развитии может быть как слабо выраженным, так и проявляющимся в форме задержки психического развития (т.е. довольно стойкого, хотя и временного отставания в формировании всех важнейших психических функций).
Слабая выраженность резидуальной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание.
Выделить задержки психического развития в дошкольном возрасте - задача достаточно сложная из-за сходных с наблюдаемыми при умственной отсталости проявлениями отставания в развитии разных функций и неравномерности темпа психического развития разных функций.
Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:
Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Восприятие
Ряд авторов отмечают у
детей с задержкой психического
развития трудности в выделении
фигуры на фоне, затруднения при
различении близких по форме фигур
и при необходимости вычленить
детали рассматриваемого объекта, недостатки
восприятия глубины пространства, что
затрудняет детям определение удаленности
предметов, и в целом недостатки
зрительно-пространственной ориентировки.
Особые трудности обнаруживаются в
восприятии расположения отдельных
элементов в сложных
Описанные недостатки восприятия связаны не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных сенсорно-перцептивных функций, т.е. являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие анализаторы, прежде всего двигательный. Именно поэтому наиболее значительное отставание наблюдается у дошкольников с задержкой психического развития в пространственном восприятии, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.
Еще большее отставание прослеживается
в формировании интеграции зрительно-слуховой,
которая имеет важнейшее
Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Наблюдаемые трудности связаны не только с недостаточностью межсенсорных связей, т.е. с комплексным характером осязательного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и двигательной чувствительности в отдельности. Отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. В ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Медленнее развивается осязательное восприятие.
Причины нарушения восприятия:
Низкая скорость приема и переработки информации (ограничение этой скорости в разной степени выступает при всех недостатках развития и является общей закономерностью аномального развития).
Несформированность перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных ее элементов, их сопоставление и т.д.), которые ведут к созданию целостного образа объекта.
Несформированность у дошкольников с задержкой психического развития ориентировочной деятельности (они не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие-то другие звуки).
Недостатки развития моторики
у дошкольников описываемой категории
обнаруживаются на разных уровнях нервной
и нервно-психической
В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляется в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием в латерализации функций, т.е. в выделении ведущего полушария мозга. Было показано, что незавершенность латерализации отмечается у многих младших школьников с задержкой психического развития.
Недостатки моторики неблагоприятно
сказываются на развитии изобразительной
деятельности детей, обнаруживаясь
в трудностях проведения простых
линий, выполнении мелких деталей рисунка,
а в дальнейшем - в трудностях
овладения письмом. Все сказанное
говорит о необходимости
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.
Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.
При целенаправленной коррекционной
работе, в частности, по формированию
специальных приемов
Мышление
Одна из психологических
особенностей детей с ЗПР состоит
в том, что у них наблюдается
отставание в развитии всех форм мышления.
Это отставание обнаруживается в
наибольшей степени во время решения
задач, предполагающих использование
словесно-логического мышления. Менее
всего у них отстает в развитии
наглядно-действенное мышление. Дети
с задержкой психического развития,
обучающиеся в специальных
Речевое развитие
Для детей с ЗПР характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Нельзя не отметить недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства этих дошкольников. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие недостаточной речевой практики.
Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом отставание в речевом развитии, является у детей рассматриваемой категории вторичным дефектом, следствием недостаточности аналитико-синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и собственно речевой активности, несформированности мыслительных операций. Оно проявляется не только в недостатках экспрессивной речи, но и в трудностях понимания детьми некоторых грамматических конструкций. Большие трудности испытывают дети в понимании отношений, передаваемых формами творительного падежа, атрибутивных конструкций родительного падежа, структур с необычным порядком слов, сравнительных конструкций. Значительные затруднения вызывает у них понимание некоторых форм выражения пространственных отношений.
Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников