Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:13, реферат

Описание

Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.
3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 180.48 Кб (Скачать документ)

Накануне полета в космос детям предлагается выбрать для  себя роль на время полета: быть исследователем мироздания, художником или помощником. В зависимости от выбранной роли каждый ученик или приносит, или  называет те вещи, которые ему могут  понадобиться во время путешествия. Те дети, которые взяли на себя роль будущих исследователей, обычно называют в качестве необходимого следующее: космическая одежда, карта, фотоаппарат, шлем, перчатки, очки для дальнего зрения, специальные лампы, флаг. Художники  называют краски, ватман, цветные карандаши, скрепки. Помощники считают необходимым  взять с собой пищу, баллон воздуха, одеяло, оружие, чтобы защищаться от страшных чудовищ, которые могут  встретиться на других планетах.

После того как ракета оторвалась от Земли, экспериментатор включает космическую музыку. Все члены  экипажа смотрят из "иллюминатора" на удаляющуюся Землю, и им предлагается зарисовать ее из ракеты. Во время полета командир экипажа начинает рассказывать и чертить на специальном табло (классной доске), как устроена наша солнечная система: какие планеты  окружают Солнце и где среди них  место нашей планеты Земля. Командир корабля рассказывает или отвечает на вопросы детей о том, чем  отличаются планеты от звезд, что  такое Млечный Путь, звездный дождь  и т. п.

На следующий день игра продолжается. Когда наступает ночь, всем космонавтам, кроме командира  и его помощников, предлагается поспать. Экипаж засыпает на несколько минут. В космосе, как объясняет командир, другое время и поэтому проходит не несколько минут, а несколько  лет. Когда космонавты просыпаются, каждый рассказывает, какой сон ему  приснился. 
 
Характер сновидений, рассказанных детьми, дает материал об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

"Полет" в космосе  также дает возможность экспериментатору  рассказать детям в доступной  для них форме о возможности  разных систем счисления: 1 час  на Земле может быть равен  одному году в полете. Перед  детьми ставится задача: сколько  каждому члену экипажа исполняется  в это время лет? Дети отвечают: "18 лет. - А еще через 10 часов  полета? - 28 лет". "А сколько часов  надо пролететь, чтобы каждому  исполнилось по 80 лет?" Дети подсчитывают.

Затем командир корабля предлагает всем стать художниками и нарисовать три своих портрета: каким был бы ты в 8 лет на Земле, как ты выглядишь во время нашего путешествия в 18 лет и каким ты будешь в 80 лет. Дети с удовольствием рисуют свои автопортреты в разных возрастах. Пока дети рисуют, им рассказывают, какие календари бывают на Земле у разных народов.

Следующий урок - посадка  на незнакомую планету и встреча  с инопланетянами. Это занятие  проходит в форме игры-драматизации. Члены экипажа ищут способы общения  с жителями незнакомой планеты мимикой, жестами, т. е. всеми возможными способами. Земляне пытаются объяснить инопланетянам, кто они такие, откуда прилетели  и приглашают инопланетян к себе в экипаж, но те не соглашаются.

После того как земляне  снова садятся в ракету и продолжают свой полет, им предлагается зарисовать, как выглядели те, кого они встретили  в космосе. Обычно рисунки детей  бывают очень разнообразны: у одних  инопланетяне с тремя ногами и  одним глазом, у других - в виде геометрических фигур, но с глазами, у третьих - в виде роботов, у четвертых  космические жители имеют человеческий вид, у пятых "космонавтов" они  были как душа или дым и др.

После приближения к огненному  шару - Солнцу (об очень высокой температуре  солнца командир корабля специально рассказывает своему экипажу) ракета разворачивается  и движется обратно по направлению  к Земле, к дому.

Такого рода занятия позволяют  познакомить детей в общем  виде со строением солнечной системы  и рядом главных созвездий. Они  участвуют в постановке вопроса  о том, что такое звездный дождь, магнитные бури, Млечный Путь и  т.д. Эти сведения, которые дети обычно получают в старших классах школы  на специальных уроках астрономии, здесь могут выступать как  предварительная ступень для  развития познавательных возможностей младших школьников.

Организация занятий в  форме игры позволяет ставить  перед детьми задачи не только познавательные и художественные, но и соответствующие  позиции "мы - помощники и друзья". Каждый ребенок привозит домой в  подарок из космоса что-то свое: одни - звездный камень, другие - картины, третьи - украшения для мам (сережки в  виде звездочек, ожерелье из золотой  бумаги и т.д.).

Во время путешествия  продолжается работа над "Книгой Открытий", а также зарисовки и краткие  записи детей в своих бортовых журналах.

Открытие  мира дома.

Следующий цикл занятий посвящен особому и близкому для детей  миру дома. Не имея возможности столь  же подробно описать этот цикл уроков, как это было сделано в случае с "Путешествием в космос", назовем  лишь основные темы, которые можно  предложить детям для обсуждения в связи с миром дома.

Первая проблема: что такое  дом и у кого бывает свой дом? Дети обычно приходят к выводу, что у  каждого живого существа должен быть свой дом: у птиц и у зверей, у  разных насекомых - жуков, бабочек, комаров, пауков, муравьев и т.д. Они объясняют, что дом нужен живым существам, чтобы охранять своих детей от непогоды и врагов, которые могут  погубить маленьких кузнечиков, зайчиков, медвежат и т.д. Дети описывают и  рисуют дома, которые бывают у разных животных.

Затем перед детьми ставятся вопросы: каким может быть дом человека и чем он отличается от домов других живых существ? Одинаковы ли дома у людей разных народов в разных местах земного шара? Вместе с учителем дети обсуждают и зарисовывают в своей "Книге Открытий" разные виды человеческих домов на севере и в Африке, где жарко; в пустыне, где раскаленные пески; в лесах или горах. Ученики рисуют и записывают, что непременно должно входить в архитектуру человеческого дома.

Тема "Мир дома" позволяет  открыть вместе с детьми еще некоторые  вещи, которые могут иметь большой  эстетический и нравственный смысл. В частности, это постановка вопроса  о прошлом и традициях в  каждом доме. Так, один урок посвящается  обсуждению того, что каждый дом  сохраняет старинные вещи, которые  могут много рассказать о прошлом  каждой семьи. На следующем уроке  дети могут устроить небольшой "музей", принеся и сложив на специально сдвинутых  партах старинные вещи и книги, которые  принадлежали их бабушкам, дедушкам, прабабушкам  и прадедушкам.

Зарисовывая в "Книге Открытий" эти вещи и восстанавливая (на основе ранее собранного материала) родословную  профессий в каждой семье, дети вместе с преподавателем приходят к выводу, что вещи каждого дома хранят историю  того или другого рода.

Затем детям можно предложить провести еще одно маленькое исследование: выяснить родословную имен в их семье  и узнать, почему он (ребенок) получил  такое имя и что оно означает. История имен детей класса, воссозданная самими детьми, позволит относиться к  именам как к тому особому материалу, который имеет, кроме прочего, и  эстетический смысл (красота имени  с точки зрения его звучания).

Причины человеческой радости.

Последний цикл занятий посвящен постановке нравственных задач. Экспериментатор (учитель) ставит перед детьми проблему: что может быть причиной радости  для человека? Обычно дети дают такие  ответы: радость бывает у человека тогда, когда он получает подарки - игрушки, книги, новую одежду, куклу и т.д. Вторая причина радости, по мнению детей, когда вся семья вместе: "когда  вместе едем отдыхать", "когда  никто не болеет", "когда нет войны и все дома и папу не взяли на войну" и т.д.

Подобные ответы позволяют  экспериментатору подвести детей к  выводу, что радость человека бывает и тогда, когда все здоровы  и вся семья вместе. После этого  вывода учитель говорит, что причиной радости человека может быть доброе и хорошее дело, которое он сделает  для другого человека: поможет  ему или подарит что-то. "Бывало ли так у вас?" - обращается он к  детям.

Дети начинают вспоминать и приводить свои примеры того, как они готовили и дарили кому-то подарки, как помогали тем, кому трудно было что-то сделать: "помочь убраться в доме", "помочь маме вымыть посуду и приготовить ужин", "нарисовать в подарок рисунок и вышить цветными нитками салфетку", "оставить самое вкусное маленькому брату" и т.д.

После этого дети обсуждают  вопрос: какие люди считаются героями или имеют известность в стране и во всем мире, что хорошего они сделали для других, почему их именами названы улицы, площади, а иногда их имена значатся на картах мира?

Эти беседы о знаменитых и незнаменитых людях позволяют  вместе с детьми прийти к выводу о том, что человек может испытывать очень большую радость, когда  делает что-то нужное и доброе для  других. В это время дети зарисовывают последнюю страницу в своей "Книге  Открытий", где каждый по-своему изображает то, что может быть причиной радости  для человека.

Первая радость, которую  изображают дети, - это радость получать самые разные подарки.  
Вторая - когда все благополучно и вся семья в сборе.  
Третья радость - когда человек делает что-то хорошее или доброе для других.

В конце беседы учитель  обращает внимание детей на общую  схему "Кем может быть человек?" и спрашивает: "А как связано  то, что мы говорили только что о  радости, с тем, что человек делает на земле?" Дети снова называют известные им профессии людей (повар, врач, ракетчик, строитель, учитель, геолог, журналист, продавец и т.д.) и делают общий вывод, что человек должен не разрушать, а помогать всему тому, что его окружает. 
 
Понятно, что для нравственного развития детей ориентации их только на постановку этических задач явно не достаточно. Здесь необходимо организовать конкретную деятельность самих детей, которая требовала бы от них реальной помощи и заботы о других. Насколько нам известно, в отдельных экспериментальных классах России, которые работают по программе "Мир, здравствуй!", система нравственного воспитания разрабатывалась специально. Так, в городе Иваново второклассники и третьеклассники экспериментальных классов постоянно помогают пожилым людям из дома престарелых. В Угличе шла работа детей экспериментальных классов с детьми из дома сирот. В Москве организована работа детей разных возрастов, предполагающая активную помощь старших младшим, и т.д.

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое

определение для наиболее распространенного  среди всех встречающихся у детей

отклонений в психофизическом  развитии. По данным разных авторов, в  детской

популяции выявляется от 6 до 11% детей  с ЗПР различного генеза. Задержка

психического развития относится  к «пограничной» форме дизонтогенеза и

выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В

целом для данного состояния являются характерными гетерохронность

(разновременность) проявления отклонений  и существенные различия как в

степени их выраженности, так и  в прогнозе последствий.

Для психической сферы ребенка  с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных

функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших

психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и

поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает

работоспособность, в других случаях — произвольность в организации

деятельности, в третьих — мотивация к различным видам познавательной

деятельности и т. д.

Задержка психического развития у  детей является сложным

полиморфным нарушением, при котором  у разных детей страдают

разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Для того чтобы понять, что является первичным нарушением в структуре  данного

отклонения, необходимо вспомнить  структурно-функциональную модель работы

мозга (по А. Р. Лурия). В соответствии с данной моделью выделяются три блока

— энергетический, блок приема, переработки  и хранения информации и блок

программирования, регуляции и  контроля. Слаженная работа указанных трех

блоков обеспечивает интегративную  деятельность мозга и постоянное

взаимообогащение всех его функциональных систем.

Известно, что в детском возрасте функциональные системы с коротким временным

периодом развития в большей  степени обнаруживают тенденцию к повреждению.

Это характерно, в частности, для систем продолговатого и срединного мозга.

Признаки же функциональной незрелости проявляют системы с более  длительным

постнатальным периодом развития —  третичные поля анализаторов и формации

лобной области. Поскольку функциональные системы мозга созревают

гетерохронно, то патогенный фактор, который воздействует на разных этапах

пренатального или раннего постнатального периода развития ребенка, может

вызвать сложное сочетание симптомов, как негрубого повреждения, так и

функциональной незрелости различных отделов коры головного мозга.

Подкорковые системы обеспечивают оптимальный энергетический тонус коры

головного мозга и регулируют ее активность. При нефункциональной или

органической неполноценности  у детей возникают нейродинамические  расстройства

Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников