Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:13, реферат
Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.
3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература
Еще одна особенность - отсутствие
познавательного отношения к
речи, характерное для нормально
развивающихся старших
Есть дети, отставание в речевом развитии которых проявляется незначительно, но есть и такие, у которых оно выражено особенно сильно, и их речь приближается к характерной для умственно отсталых, которым такие задания, как рассказ по сюжетной картинке или на заданную тему, вообще недоступны. В этих случаях можно предположить наличие сложного дефекта - сочетания задержки психического развития и первичного нарушения речевого развития.
Игра является ведущей
деятельностью ребенка
Если охарактеризовать игру
детей с задержкой психического
развития в самом общем плане,
то ей свойственны однообразие, отсутствие
творчества, бедность воображения, недостаточная
эмоциональность, низкая по сравнению
с наблюдаемой в норме
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры.
Бедность игровых действий
сочетается с низкой эмоциональностью
игрового поведения и
Недостаточная эмоциональность дошкольников описываемой категории проявляется и в их отношении к игрушкам. В отличие от нормально развивающихся детей у них обычно нет любимых игрушек. (24)
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.
Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.
В отличие от нормально
развивающихся детей
Играть они предпочитают
в одиночку. У них не отмечается
выраженных привязанностей к кому-либо,
эмоциональных предпочтений кого-то
из сверстников, т.е. не выделяются друзья,
межличностные отношения
Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Трудности, которые встречают
дети при выполнении заданий, часто
вызывают у них резкие эмоциональные
реакции, аффективные вспышки. Такие
реакции возникают не только в
ответ на действительные трудности,
но и вследствие ожидания затруднений,
боязни неудачи. Эта боязнь значительно
снижает продуктивность детей в
решении интеллектуальных задач
и приводит к формированию у них
заниженной самооценки. Недоразвитие
эмоциональной сферы
Личность
Личностные особенности
отчетливо проявляются у детей
дошкольного возраста с ЗПР в
процессе игровой деятельности: одни
быстро становятся вялыми, пассивными,
притихшими, бесцельно смотрят в
окно, стремятся к уединению, а
другие проявляют постоянный интерес
к игре с другими детьми, который
сопровождается излишними эмоциональными
и поведенческими реакциями. Эти
дети, как правило, очень обидчивы
и вспыльчивы, часто без достаточных
оснований могут нагрубить, обидеть,
проявить жестокость. Наблюдение за этими
детьми в повседневных условиях позволило
сделать выводы о наличии тенденции
возникновения у них «
Наличие проблем в общении
с близкими взрослыми у дошкольников
с задержкой психического развития
провоцирует возникновение
М. С. Певзнер в своих
клинико-психологических
Общение
В специальной психологии
изучение особенностей общения детей
с задержкой психического развития
связано с вопросами
Таким образом, можно сделать
вывод, что особенностью детей с
задержкой психического развития является
неравномерность (мозаичность) нарушений
различных психических функций.
Дети дошкольного возраста с задержкой
психического развития характеризуются
недостаточным развитием
Игровые действия детей бедны
и невыразительны, что является следствием
схематичности, недостаточности представлений
детей о реальной действительности
и действиях взрослых. Недостаточность
представлений, естественно, ограничивает
и задерживает развитие воображения,
имеющего важное значение в формировании
сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой
психического развития отличаются, как
правило, эмоциональной неустойчивостью,
они с трудом приспосабливаются
к детскому коллективу, им свойственны
резкие колебания настроения. На первый
план в развитии таких детей выступает
замедленность становления
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аминова Ж.В. учитель- дефектолог
В результате научно- технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко изменяет условия существования.Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагогов: от их экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения увлечь детей и увлечься самому. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является создание в каждом образовательном учреждении среды, в которой находился бы человек с раннего детства. В этой среде он должен не только жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.
Известно, что у
детей с ЗПР, особенно к старшему
дошкольному возрасту накапливается
много разнообразных знаний об окружающей
действительности. Естественно, имеются
знания о человеке. Однако проведенный
А.М.Федотовой эксперимент с
Опираясь на проведенные исследования в области общей экологии А.Н.Захлебный, Б.Г.Иоганзен доказали, что экологически грамотное отношение к природе складывается под влиянием окружающей действительности и обучения. Основную цель экологического воспитания и образования они видят в формировании у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Так, начиная с дошкольного возраста, детям с ЗПР необходимо показать положение человека в природе:
во-первых, человека как биологического организма, зависящего от других объектов живой и неживой природы;
во-вторых, как социального существа, способного регулировать воздействие антропогенного фактора на природу.
Вообще, представления, с одной стороны, связаны с чувственным опытом, с другой – с обобщением образа в процессе мышления, а затем в речи. Понятно, что чем полнее, точнее восприятие, тем полнее и точнее будет представление. Вот почему продолжает оставаться актуальным «золотое правило» Я.А.Коменского: «Всё должно представляемо для восприятия внешним чувством, а именно: видимо – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу и осязаемое – осязанию; если что – нибудь может быть воспринято несколькими чувствами, то и представляй этот предмет нескольким чувствам».
Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия, и не было бы представлений, знания детей ограничивались бы только тем, что они непосредственно наблюдают. Весь прошлый опыт не существовал бы, люди не могли бы представить будущее, строить проекты, планы.
Как мы видим, роль представлений в познании мира природы велика. Они являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных, культурологических качеств личности. Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения дошкольников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему.
Проблему задержки
психического развития в отечественных
исследованиях обосновала Г.Е.Сухарева.
Важным этапом в изучении детей с
ЗПР стали исследования К.С.Лебединского.
Разработкой теоретических
У разных людей преобладают разные виды представлений, что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека.
Так, у дошкольников с ЗПР представления возникают в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но всё же эти образы более обобщённые, чем те, которые формируются при простом восприятии. Но восприятие является материалом для развития представлений.
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми с ЗПР близких по спектру цветов, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Страдает также и целостность восприятия. Имеются данные, указывающие на то, что дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по его части (С.К.Сиволапов), сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны. Ульенкова У.В. и Пускаева Т.Д. в своих исследованиях выявили, что у большинства дошкольников с ЗПР отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи.
Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников