Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:13, реферат

Описание

Целью нашей работы является изучение применения системы методов и приемов по обучению детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить необходимые условия и методы для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире.
3. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов на занятиях изучения свойств воздуха и воды.
4. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования тех или иных методов работы, описанных в нашем исследовании.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
1.2 Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 180.48 Кб (Скачать документ)

Открытие  смысла слова "здравствуй".

Работа начинается с того, что учитель просит детей подумать и объяснить, что значит слово "здравствуй". Вместе с детьми учитель выясняет, что слово "здравствуй" означает пожелание жизни и здоровья. С  этого пожелания начинается пожелание  доброго отношения ко всему, что  окружает человека. Это нравственная позиция, которая становится основным лейтмотивом программы, проходя  практически через все ее темы.

Во время этого занятия  дети создают вторую страницу в своей "Книге Открытий". Ею становится создаваемое детьми общее панно-аппликация. Дети вырезают солнце, а его лучи изображают в виде своих рук. Эти  лучи "здороваются" со всем, что  есть в мире. Каждый ребенок по собственному желанию рисует около своего луча то существо, с которым он хочет  поздороваться прежде всего. У одного это - мама, у другого - его собака, у третьего - птица и т.д.

Тот, кого ребенок выбрал прежде всего для пожелания ему здоровья, снова показывает на индивидуальную особенность каждого ученика, участвовавшего в создании этого коллективного панно. 
Поскольку языковое развитие является одним из центральных и определяющих общее психическое развитие ребенка, на занятиях уделяется особое внимание работе над значениями слов. С этой целью уже с первого занятия начинается создание двух-, трехъязычного (например, англо-франко-русского) словарика новых понятий, над которыми идет работа. На данном занятии в этот словарик вносится второе слово здравствуй после уже записанного слова мир.

Знакомство  с понятием "множество миров" и их связи между собой.

Занятия посвящены открытию множества миров, которые входят в наш большой мир. На первых своих  рисунках дети изобразили различные  миры: мир звезд, животных, насекомых, гор и т.д. Педагог обсуждает  вместе с детьми, почему можно выделить мир животных, птиц, мир моря в  особые миры. Выясняется, что каждый из них устроен по-своему и живет  по своим собственным законам.

Затем педагог ставит следующий  вопрос: связаны ли миры, которые  мы нарисовали, между собой? Этот вопрос становится проблемой для обсуждения на следующем занятии. 
 
Следующий урок, цель которого - начать открывать вместе с детьми связи, существующие в мире, строится в виде учебной игры "Черная волшебница и представители разных миров". Эта игра проводится для того, чтобы дети сами попытались доказать необходимость взаимосвязи различных миров.

Учитель (экспериментатор) берет  на себя роль "Черной волшебницы", а каждый ученик выбирает роль одного из представителей какого-либо мира: мира птиц, цветов, животных, рыб. До начата игры учитель ставит и записывает на доске вопросы: связаны ли все миры между собой? Нужны ли они друг другу? Под диктовку детей на доске быстро зарисовываются миры, которые уже были зафиксированы в "Книге Открытий".

Игра начинается следующим  образом: "Черная волшебница" - педагог  надевает черный плащ, черные очки и  черные перчатки. У нее есть черные звезды из черной бумаги. Она говорит, что может разрушить любой  из миров, например мир воды. Дети, взявшие  на себя роль представителей других миров, должны доказать связь их мира с  миром воды. Если они доказывают эту связь, то в этом случае Волшебница теряет одну из черных звезд и тем  самым ее сила уменьшается. Если она  теряет все звезды, то должна умереть, а все миры могут жить спокойно. Так в процессе игры дети доказывают взаимосвязь миров и их взаимонеобходимость.

Для осознания детьми взаимосвязи  миров и закрепления этого  понятия связи между мирами прочерчиваются на доске и в "Книге Открытий".

Открытие  с детьми предназначения человека в  мире.

Среди многих миров дети нарисовали и мир человека. Следующий  цикл занятий посвящен открытию того, кем может быть человек.

Эта проблема записывается на доске и как заголовок следующей  страницы "Книги Открытий". Опираясь на знания детей о том, чем занимаются люди, какие могут быть у человека профессии, ученики делают следующее  открытие: человек может быть исследователем, художником (в широком смысле этого  слова: артистом и скульптором, живописцем и клоуном в цирке и т.д.), а также помощником, другом и защитником. После выяснения вместе с детьми трех возможных для человека позиций  по отношению к миру (быть исследователем, художником, помощником) дети зарисовывают это в виде простой схемы. Эта  схема очень важна вначале  для постановки перед детьми, а  затем и ими самими задач трех родов: познавательных, художественных и нравственных. С опорой на эту  схему дети затем сами научатся ставить  такого рода задачи в разных ситуациях.

Для освоения детьми открытых позиций ("Кем может быть человек?") им дается задание самостоятельно или  вместе со своими родителями установить и нарисовать родословную профессий  в их семьях. После выполнения этой работы и занесения в "Книгу  Открытий" родословных профессий  в семьях детей педагог специально обсуждает вместе с детьми, что  некоторые профессии могут соединять  в себе несколько позиций, например, исследователя и помощника (врач, учитель и т.д.), художника и  помощника (артист, строитель и т.д.). Это открытие дети делают на своих  собственных примерах.

Работа над темой "Кем  может быть человек?" развивается  в следующем задании: детям предлагается самостоятельно взять на себя роль маленьких журналистов и провести интервью со взрослыми, работающими в их школе, т.е. выявить профессии тех людей, которые с ними работают. Роль журналистов, маленьких фоторепортеров дети берут на себя с удовольствием и обычно успешно справляются с заданием.

Результатом этой работы должен быть выпуск специальной газеты о  людях их школы. Выполняя это задание, дети выступают в двух позициях: исследователей и художников-оформителей. Те же позиции дети осваивают, продолжая  работать над оформлением своей "Книги Открытий". Кроме того, необходимо подчеркнуть, что задания, подобные описанному, т.е. связанные  с проведением интервью с сотрудниками школы, дают материал для развития у  детей способности к общению  и со сверстниками, и со взрослыми.

Открытие вместе с детьми множества миров и возможных  позиций человека по отношению к  окружающему его миру позволяет  обратиться к построению следующей  серии уроков, на которых ученики  переходят к освоению позиции  исследователя, художника и помощника  на материале разных миров: мира рыб, гор, космоса и т.д.

Но прежде чем перейти  к этим заданиям, учитель должен посвятить одно занятие анализу  значения слова открытие. Дети должны понять, что за словом открытие могут  стоять разные действия и факты: физическое действие (можно открыть окно, дверь, банку), деятельность, связанная с  открытием неизвестного: нового острова  в океане, новой звезды и т.д. Третье значение - быть открытым другому человеку, открыть душу другим. В свой словарик дети записывают свое открытие: разнообразные  значения слова открытие. 
В "Книге Открытий" дети зарисовывают возможные значения слова открытие.

В конце занятия вместе с детьми делается вывод о том, что если человек открыт миру, доброжелателен, то и мир, и все в нем также  могут идти навстречу этому человеку и открываться ему. Если же человек  замкнут, угрюм, закрыт для других, то и другие не захотят открыться  ему и пойти навстречу.

После этого учитель (экспериментатор) организует небольшую игру "Доброе и злое". Кто-то из детей назначается ведущим. Ведущий называет нечто, что является добрым по отношению к детям и никак не может принести им вред. На это дети широко распахивают руки, показывая, что они открыты этому доброму и принимают его. И наоборот, ведущий называет что-то злое, опасное (например, война, ненависть, обман, камень, пожар - то, что может убить или ранить человека), на что дети закрываются руками, приседают, сжимаются в комочек, показывая, что они не желают впустить в себя злое, недоброе.

Путешествия в разные миры.

После этого целая серия  занятий проводится в игровой  форме, как воображаемые путешествия  по миру. Экспериментатор вместе с  детьми предлагает совершить "путешествия" в мир гор, затем - в мир моря, к рыбам, потом - в мир птиц, после  этого - в мир зверей. В мир цветов и насекомых также организуется особое "путешествие".

Во время этих игр дети все больше и больше осваивают  позиции исследователя, художника  и помощника. Опора на схему позволяет  детям научиться сравнивать разного  рода задачи: познавательные, художественные и нравственные. 
По окончании каждого такого "путешествия" (в мир цветов, зверей) организуется небольшой "симпозиум" или "конференция", где дети выступают как исследователи с маленькими сообщениями или докладами о том, что они узнали о представителях того мира, в котором побывали. В таких "конференциях" могут участвовать и родители. Материал для своих "докладов" дети готовят в течение нескольких дней, пока продолжалось "путешествие" в тот или другой мир.

Для подготовки своих маленьких  докладов-сообщений дети учатся использовать разного рода детские энциклопедии, справочники, атласы животных, растений, соответствующие книги, а иногда и учебники для более старших классов. Начать учить детей пользоваться разными книгами как справочниками, а также сформировать у них умение подытожить в виде маленького "доклада" то, что они узнали, - вот главные задачи, которые решаются при организации такого рода занятий.

Позиция художника во время  этих путешествий отрабатывается через  создание детьми рисунков, коллективных панно, сочинение стихов и сказок об обитателях того или другого мира. Особо отметим, в условиях работы в специальной студии педагог, если он считает это необходимым, дает детям определенные знания о том, как надо рисовать пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

При "путешествиях" в  разные миры позиция помощника обсуждается  вместе с учителем (экспериментатором), который ставит перед детьми такие  проблемы: как и чем человек  может помочь этому (называется конкретно) миру.

Следующие несколько занятий  посвящаются дальнейшему открытию с детьми того, как связаны между  собой все миры, которые входят в этот огромный мир, в котором  мы все живем. Эти занятия нацелены на развитие познавательных способностей детей.

Освоение позиции исследователя  продолжается, когда дети получают от учителя такого типа задания: объясните, связаны ли между собой многие миры на протяжении одного дня, одного года и в течение жизни от рождения и до конца. Это обсуждается в  темах: "Ритмы во Вселенной" (цикл одного дня, года и цикл, или круг, человеческой жизни); "Миры рукотворные  и нерукотворные".

Детям предлагается ответить на вопрос о том, что происходит в  течение дня, когда солнце стоит  в зените, а затем постепенно опускается и заходит за горизонт. Ученики  комментируют, что происходит в природе  на протяжении дня от восхода солнца до ночи. Для понимания цикла года учитель "превращает" детей в  зернышки или семечки. Дети движениями показывают, как эти зернышки ранней весной с солнышком начинают прорастать, затем набирают силу, летом начинают колоситься, а к осени колосья  дают новые зерна, которые, если попадают в землю на будущую весну, опять  прорастают новыми побегами. Дети зарисовывают то, что происходит в течение года.

Обращаясь к циклу человеческой жизни, учитель превращает учеников в малышей, которые только родились, а затем дети драматизацией показывают основные этапы человеческой жизни: ползают как малыши, берут в  руки книжки и отправляются в школу, вот они - молодые люди, потом становятся мамами и папами, а к концу круга  уходят, как все живое, оставляя жить дальше своих детей и внуков.

Эти уроки, в которых дети принимают самое активное участие, достаточны для того, чтобы сделать  вместе с педагогом вывод о  том, что все в мире связано: солнце, растения, люди, животные; все подчинено  ритму и циклу природы.

Ряд заданий посвящен формированию исследовательской позиции ребенка  в отношении того, как связаны  между собой мир природы и  мир, созданный человеком. Другими  словами, перед детьми ставится вопрос о нерукотворных и рукотворных  мирах и их взаимосвязи.

 
Сюжетно-ролевая  игра "Путешествие в космос".

После путешествия в разные миры и открытия многообразных связей между ними педагог вместе с детьми возвращается к проблеме "Кем  может быть человек?". Перед детьми ставится вопрос: что может быть причиной радости человека? Иными  словами, вместе с детьми выясняется, какой смысл может иметь для  самого человека и других людей то, что он делает, и кому это может  быть полезно и даже приносить  радость.

Для закрепления основных понятий, выяснению которых были посвящены предшествующие занятия, организуется игра "Путешествие  в космос". Эта игра связана  с открытием мира звезд, который, как и другие миры, был зарисован  на общей картине миров.

Игра "Путешествие в  космос" продолжается в течение 10-11 занятий, на которых идет дальнейшая работа по постановке и решению познавательных, художественных и - там, где это возможно, - задач, имеющих нравственное содержание.

В самом начале этого цикла  занятий все дети становятся членами  космического экипажа. "Космическая  ракета" строится из столов и стульев, за которыми обычно идет работа в классе. Все участники полета одеты в  воображаемые скафандры, у каждого  свой "транзистор" (кубик, пенал, коробка  с "антенной") для постоянной связи  с Землей. Во главе этого экипажа  есть командир, роль которого берет  на себя экспериментатор (учитель).

Все члены экипажа имеют  блокноты для записи и зарисовок  во время полета в космос. Командир экипажа вместе со своими помощниками  заботится о том, чтобы во время  длительного путешествия у его  учеников была еда и вода. Тому, кто  этого хочет, разрешается взять  с собой с Земли любимую  вещь или игрушку.

Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников