Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, отчет по практике
Цель работы:
- сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в воспитательно-образовательном пространстве детского дошкольного учреждения
Задачи:
- отслеживание результатов психологического развития дошкольников;
- создание условий для оказания психологической помощи детям и родителям в решении проблем развития;
- осуществление психологического анализа образовательных программ (внутри ДОУ) и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов образования, воспитания, и развития в образовательно-воспитательной среде ДОУ.
Основные направления работы педагога – психолога в ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ.
- сотрудничество МО психологов города и другими специалистами.
Систематизация материала по основным видам деятельности с учетом всех направлений работы педагога-психолога в ДОУ, дает возможность более эффективно организовать службу психологического сопровождения обучения и воспитания дошкольников.
Организационно- содержательная модель
деятельности педагога-психолога в ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ
^ Основные направления работы педагога
– психолога в ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- сотрудничество с педагогическим коллективом
ДОУ.
- сотрудничество МО психологов города
и другими специалистами.
Систематизация материала по основным
видам деятельности с учетом всех направлений
работы педагога-психолога в ДОУ, дает
возможность более эффективно организовать
службу психологического сопровождения
обучения и воспитания дошкольников.
Организационно- содержательная
модель
деятельности педагога-психолога
в ДОУ
Цель работы:
- сопровождение процесса психологического
развития детей посредством создания
определенных условий в воспитательно-образовательном
пространстве детского дошкольного учреждения
Задачи:
- отслеживание результатов психологического
развития дошкольников;
- создание условий для оказания психологической
помощи детям и родителям в решении проблем
развития;
- осуществление психологического анализа
образовательных программ (внутри ДОУ)
и технологий с точки зрения их соответствия
индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
- консультативная и информационная психологическая
поддержка процессов образования, воспитания,
и развития в образовательно-воспитательной
среде ДОУ.
^ Основные направления деятельности педагога
– психолога в ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- сотрудничество с педагогическим коллективом
ДОУ.
- сотрудничество МО психологов города
и другими специалистами.
^ Требования к методическому обеспечению
деятельности психолога:
1.Обеспечение психолога диагностическим
материалом для проведения скрининговых
исследований уровня психического развития.
Для диагностики возрастных особенностей
детей на различных этапах обучения и
воспитания, изучение социально-психологических
особенностей детского коллектива,
Уровня психологической адаптации.
2. Обеспечение коррекционно-развивающими
программами для организации помощи дошкольникам,
а также обучающими психологическими
программами для ведения развивающей
работы с детьми.
3. Обеспечение методической литературой
для проведения просветительской работы
с родителями и воспитателями.
4.Обеспечение необходимыми методическими
материалами для проведения индивидуальной
и групповой коррекционно-развивающей
работы (игрушки, развивающие материалы,
музыкальное сопровождение, настольные
игры и др).
^ Требования к уровню квалификации педагога
– психолога вДОУ
- профессиональное образование;
- владение диагностическими методами,
приемами обработки и представления диагностических
данных;
- владение консультативными техниками
в работе с детьми и взрослыми;
- владение развивающими техниками и коррекционно-развивающими
программами на уровне реализации и анализа
результатов;
- наличие представлений о деятельности
смежных специалистов ( логопедов, психиатров,
социальных педагогов и др.)
- умение работать со справочной литературой;
- коммуникативные навыки, навыки ведения
групповой работы с детьми и взрослыми;
- знание основ семейного консультирования.
^ Необходимая административная поддержка
деятельности психолога:
► внесение в устав ДОУ основных положений,
связанных с деятельностью педагога-психолога;
► утверждение на административном уровне
плана работы педагога-психолога:
- диагностических мероприятий ( дни, часы);
- просветительских мероприятий для родителей
и педагогов;
- консилиумов и малых педсоветов по итогам
диагностики и других видов работ с детьми;
►получение согласия родителей на проведение
с их детьми различных диагностических
мероприятий (в рамках рабочего плана
ДОУ )
►обеспечение материально-технических
условий деятельности педагога-психолога:
оборудованный кабинет, методические
пособия, возможности использования оргтехники,
расходные материалы для проведения коррекционно-развивающей
и диагностической работы;
►обеспечение участия смежных специалистов
в решении проблем отдельных детей;
►привлечение администрации для формирования
у воспитателей мотивации на сотрудничество
с детским психологом;
►оказание материальной и организационной
поддержки в обеспечении библиотеки ДОУ
психологической литературой и методическими
пособиями;
►повышение квалификации психологом;
►предоставление методического дня для
осуществления подготовки к диагностическим,
развивающим и просветительским мероприятиям.
^ Документация педагога-психолога ДОУ
Грамотное ведение документации позволяет
педагогу- психологу структурировать
и систематизировать свою работу.
^ Виды постоянной документации:
►Нормативные документы
-Международная конвенция о правах
ребенка
- Закон РК «Об образовании»
-Концепция развития образования в РК
- Государственная программа «Образование»
► ^ Концептуальная документация психолога
-Концепция психологической службы.
- Проект положения о психологической
службе.
-Модель функциональных связей психологической
службы с другими структурными подразделениями
ОУ, научными учреждениями и неправительственными
организациями.
-Образовательные программы (например,
«Одаренный ребенок», «Развитие карьеры»).
-Целевые программы, в которых педагог-психолог
принимает непосредственное участие.
► ^ Рабочая (учетная) документация
Цель: регистрация деятельности психолога
●перспективный план работы на год;
●график работы (циклограмма);
●журнал учета видов работы (регистрационный
● планы и программы проводимых занятий
с учащимися, педагогическим коллективом,
родителями (по направлениям деятельности:
развивающая, коррекционная, профилактическая);
●программа ОЭР по актуальной для школы
теме;
►^ Отчетная документация
Цель: Отражение содержания деятельности
психолога
● аналитико-статистический годовой отчет,
месячный отчет (по стандартизированной
форме);
● аналитические справки о проделанной
работе;
● оперативные информационные сообщения
о состоянии, проблемах исследуемого вопроса;
● результаты психодиагностики (акты,
карты, психологические портреты, протоколы
обследования, заключения, сводные таблицы,
рекомендации);
● план профессионального самосовершенствования.
► ^ Номенклатура папок.
Организация работы на основе принципов
делопроизводства поможет психологу сэкономить
время. Так, можно рекомендовать использовать
гибкие папки и файлы. Накопленный материал
целесообразно систематизировать в следующем
порядке:
► Диагностические методики.
1. Диагностика развития детей дошкольного
возраста.
1.1Диагностика эмоционально-личностной
сферы.
1.2Диагностика познавательной сферы.
1.3Диагностика готовности к школе.
2.Диагностика детско-родительских
отношений.
3.Диагностические методики и темы
для обследования педагогов.
► Аналитические записки и справки
1.1 Заключения по результатам диагностического
обследования уровня развития детей дошкольного
возраста.
1.2 Заключения по итогам процесса
адаптации.
1.3 Заключения по результатам диагностического
обследования детей подготовительной
группы (готовность к школе).
2. Заключения по результатам исследования
детско-родительских отношений.
3. Заключения по результатам диагностики
педагогов.
► Программное обеспечение коррекционно-развивающего
направления
1. Программы
2. Планы, конспекты.
► Материал для работы с педагогами.
1.Планы-конспекты лекций, семинаров,
выступлений на педсоветах.
2.Рекомендации для воспитателей,
по результатам диагностики, для работы
с детьми и родителями.
3. Методические рекомендации.
►Материал для работы с родителями
1. Планы-конспекты лекций, выступлений
на родительских собраниях.
2. Рекомендации для родителей по
результатам диагностики детей.
3.Стендовый материал.
►Психологическое обеспечение процесса
адаптации.
► Папка-конверт на каждую возрастную группу,
в которой собирается весь материал (материалы
диагностического обследования, рисунки,
анкеты родителей, адаптационные листы
и т. д.).
►Архив, который должен содержать материалы
по детям, которые закончили детский сад
или ушли в другой. Такие документы должны
храниться не менее 3-х лет.
Стр. | |
Введение |
3 |
1. Паспорт общеобразовательного учреждения |
4 |
2. Индивидуальный план работы студента |
8 |
3. Результаты заданий практики |
9 |
4. Аналитический отчет по практике |
16 |
Список использованной литературы |
18 |
Приложение А План учебно-воспитательной работы |
19 |
Приложение Б Папка классного руководителя |
20 |
Приложение В Должностная инструкция классного руководителя |
21 |
Приложение Г Должностная инструкция психолога |
23 |
Приложение Д Конспекты учебных занятий |
24 |
Приложение Е Социальный паспорт группы ОП-1 |
36 |
Приложение Ж Результаты социометрического исследования учащихся группы ОП-1 |
37 |
Приложение З Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося |
39 |
Приложение И Анализ педагогического мастерства педагога |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Практика является важнейшей частью профессиональной подготовки студента-психолога.
Цель практики: освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебных занятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа с учащимися.
Во время прохождения практики необходимо:
- провести работу с последующим психолого-педагогическим анализом по изучению учащихся с разным уровнем учебных достижений.
Практика проводится на базе ПУ №39 г.Зеленогорска.
Продолжительностью практики - 4 недели.
В ходе практики осуществляла функции педагога-психолога, участвовала в образовательной деятельности школы.
I этап педагогической практики - ознакомительный, где познакомилась с образовательным учреждением, изучила учебно-программную документацию, познакомилась с педагогическим и ученическим коллективами.
II этап содержал подготовку к самостоятельной деятельности педагога-психолога, в течение которого:
1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Полное наименование: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 39» (КГБОУ НПО ПУ №39) г.Зеленогорска.
Год создания: 1959.
Юридический адрес: 663690, Красноярский край, г.Зеленогорск, ул.Бортникова, 23.
Телефон: 8 (39169) 4-27-50 (тел/факс).
Электронная почта: Pu_39@bk.ru.
Директор: Черненко Леонид Иванович.
Основная задача училища — подготовка рабочих массовых профессий. Обучение по ним ведется на базе 9 и 11 классов; работает вечернее отделение.
Перечень специальностей, по которым ведется подготовка:
Кадровый состав:
Среднесписочная численность персонала – 89.
Количество преподавателей – 19.
Количество учащихся – 602.
Материально-техническая база состоит из полного комплекса: учебный корпус, актовый и спортивный залы, библиотека, медпункт, мастерские, гараж, общежитие, столовая. Общая площадь объектов недвижимого имущества 10427.0 м². Количество объектов недвижимого имущества - 3.
Нежилое здание ПУ-39 (литер Б, Б1,Б2)
Площадь общая полезная - 8751.90 м² Балансовая стоимость: 19997.5
Нежилое здание гаража (литер Б)
Площадь общая полезная - 248.40 м² Балансовая стоимость: 211.0
Жилое здание общежития (литер А)
Площадь общая полезная - 1426.70 м² Площадь жилая - 727.20 м²
Балансовая стоимость: 3741.7
В стенах училища работает много кружков и спортивных секций.
Техническое творчество: Факультатив «Электрогазосварка», Факультатив «Занимательная бухгалтерия», «Факультатив «Кройка и шитье», «Факультатив «Информационные технологии», «Факультатив «Дизайн в строительстве», «Факультатив «Основы композиции и рисунка», Факультатив «Культура молодого рабочего», «Факультатив «Подросток и закон»
Спортивные секции: Футбол, Настольный теннис, ОФП, Легкая атлетика.
Художественное творчество: Вокальный ансамбль.
Имеется специально оборудованный кабинет психолога, в котором имеется: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места, журнальный столик, 2 кресла и диван, стулья.
Дополнительные средства: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками служат стеллажи и композиции из растений.
Технико-организационные средства кабинета психолога представлены телевизором, видео-магнитофоном и музыкальным центром с набором видео и аудиокассет с разнохарактерной музыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса и т.д.); имеется компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.
Цели психолого-педагогической службы училища:
1. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса.
2. Создание благоприятного
для развития учащихся
3. Обеспечение полноценного психического и личностного развития личности учащихся.
4. Развитие интеллектуальных,
эмоциональных и волевых
5. Формирование учебной мотивации, как основы будущей трудовой деятельности.
6. Морально-эмоциональная
7. Формирование психологической
готовности учащихся к
Содержание работы психолога ОУ:
1. Психологическое просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
2. Психопрофилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
3. Психоконсультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят педагоги, учащиеся и родители.
4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир учащегося. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
5. Психокоррекция - устранение отклонений.
Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
Главный принцип
организации психологической
Задачи психолого-педагогической службы училища:
1. Освещение теоретических
аспектов и практических
2. Качественный анализ
причин и механизмов нарушений
познавательных процессов
3. Определение методов развивающе-восстановительной работы.
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, восприятие), эмоционально-волевой сферы учащихся.
5. Наблюдение динамики
развития учащихся в
6. Решение злободневных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.
7. Повышение психолого-
8. Помощь и поддержка в личностном самоопределении учащихся.
Общие направления работы:
1. Диагностическое направление,
в т.ч. исследовательская
2. Развивающая работа.
3. Коррекционная работа.
4. Просвещение.
5. Консультативная работа.
6. Методическая работа.
Приоритетные направления работы психолога в 2008-2009 учебном году:
1.Консультативно-
1.1.Индивидуальное