Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, отчет по практике
Цель работы:
- сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в воспитательно-образовательном пространстве детского дошкольного учреждения
Задачи:
- отслеживание результатов психологического развития дошкольников;
- создание условий для оказания психологической помощи детям и родителям в решении проблем развития;
- осуществление психологического анализа образовательных программ (внутри ДОУ) и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов образования, воспитания, и развития в образовательно-воспитательной среде ДОУ.
Основные направления работы педагога – психолога в ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ.
- сотрудничество МО психологов города и другими специалистами.
Систематизация материала по основным видам деятельности с учетом всех направлений работы педагога-психолога в ДОУ, дает возможность более эффективно организовать службу психологического сопровождения обучения и воспитания дошкольников.
Организационно- содержательная модель
деятельности педагога-психолога в ДОУ
Чтобы узнать, кто вы - художник или мыслитель, ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцати - балльной системой.
Категорическому отрицанию соответствует-0 баллов
Безоговорочному согласию-10.
Но если вопрос ставит вас в тупик, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение». Итак, за дело.
Посчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2, 5, 8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие)
А что делать, если вы считаете, что недобрали нужных баллов? Не отчаиваться, а работать. Сумела же обыкновенная женщина стать капитаном дальнего плавания, а инвалид, обреченный из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели,- победить и вернуться цирк. Таких людей, сумевших «сделать» себя - множество. Пусть их пример прибавляет вам сил - ведь волю и настойчивость ничем не заменить.
Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведём несложный экспресс-анализ.
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешает решительность и чувство юмора.
ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта характера- мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив. Мягок и наивен. Требует особого бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разболтанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью
по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная
эмоциональность сочетается с индивидуализмом,
упорством и некоторой
Впрочем, предложенная классификация - лишь первый шаг к познанию самого себя.
5. Тема: Конфликт.
Цель: формирование представлений о причинах и стратегиях поведения в конфликте.
Задачи: развитие коммуникативной компетентности и рефлексивной позиции в общении.
Мы продолжаем двигаться с вами по сложному, но чрезвычайно интересному пути Самопознания. Кто-то из вас, возможно, уже задумывался над особенностями своей личности, характером, особенностями отношений с окружающими. А для кого-то он сам пока ещё загадка. Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над вашими взаимоотношениями с окружающими в экстремальных ситуациях.
И для начала я хочу вам рассказать одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Ну а тогда им пришлось бы пойти на компромисс, т.е. на взаимные уступки, ведь что-то всегда лучше, чем ничего.
Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать другого, пытаться понять другого, идти на уступки нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е приводит к внутренним и внешним конфликтам. И тема нашего занятия: «Конфликт».
И я предлагаю вам вспомнить, как называется тот возраст, в котором вы находитесь?
Вы находитесь на перепутье: между подростковым возрастом и ранней юностью. Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст:
«Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора». Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил? Человек в ранней юности, т.е в 16-17 лет выбирает не только друзей, профессию, спутника жизни, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликте закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем, подростковом возрасте. Тем более, что именно ваш возраст считается возрастом наибольшей конфликтности. С чем это связано?
Одно из ведущих стремлений старшего подросткового возраста – завоевание популярности и авторитета среди сверстников, потребность в самоутверждении. И в этом нет ничего плохого, нужно воспринимать это как данность, как цвет глаз, например. Но самоутверждаться можно по-разному. Если ты участвуешь в школьном спектакле, предметных олимпиадах, занимаешься спортом – это одно.
Другое – если ты доказываешь всем, что ты главный с помощью агрессии и нетерпимости, противопоставления себя окружающим, которые ведут к конфликтам. Поэтому многие ребята вашего возраста признаются: « Наш класс перестал быть дружным».
Знакомо вам такое чувство? В классе появляются конфликты. А если они были и раньше – обостряются с новой силой. Давайте вместе разберёмся, что такое конфликты, почему они происходят?
1.Что такое конфликт?
2.Из-за чего может произойти конфликт?
Конфликты – это столкновение интересов. Бывают внутренние (борьба с самим собой, например, между «хочу пойти погулять» и «надо готовиться к контрольной») и внешние, межличностные конфликты.
Поговорим о внешних конфликтах. Итак, конфликт назревает. Как об этом узнать?
Предвестники конфликта:
-внешние: Итак, вы идёте
по коридору школы и видите
двоих знакомых из
(громкая, агрессивная
речь со словами
-внутренние: напряжение, дискомфорт, повод.
В качестве повода, инцидента может послужить конфликтная фраза одного из участников. Эти фразы поддерживают и усиливают конфликт:
1.Приказ («Повтори ещё раз!»)
2.Оскорбление («Безмозглый болван»)
3.Угроза («Ты ещё пожалеешь!»)
4.Критика («Ты как всегда всё испортил»)
Чаще всего конфликт назревает постепенно и достаточно какой-то мелочи, чтобы он разгорелся.
Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям.
Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному
Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с помощью сценки «Праздничный пирог».
В сценке участвуют: черепаха, медвежонок, акула, лиса и сова.
Давайте обсудим, какую
стратегию поведения в
Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии?
1)избегание («черепаха») – неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.
2)уступки («медвежонок») – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
3)подавление («акула») – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.
4)компромисс («лиса») – дипломатичность, умение поступиться частью своих интересов, гибкость.
5)сотрудничество («сова») – уважение своих и чужих интересов, справедливость, открытость.
Попробуйте определить, какую позицию в конфликте занимаете вы. Давайте обсудим плюсы и минусы каждой стратегии. Для этого разделимся на 5 мини-групп. Задача: придумать ситуацию. где необходима именно ваша стратегия поведения в конфликте..
Избегание: + (неучастие в конфликтах, отсутствие врагов), - (неумение отстаивать свои интересы, неуверенность в себе).
Уступки: +( репутация неконфликтного человека ,отсутствие врагов), - (чувство приниженности, соглашательство с другими в ущерб себе).
Подавление: + (чувство превосходства, достижение собственных целей), - (наличие врагов и недоброжелателей).
Компромисс: + (отсутствие явного противопоставления, достижение части своих целей), - (достижение части своих целей).
Сотрудничество: + (формирование открытых отношений с окружающими, основанных на взаимоуважении), - (нет).