Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, отчет по практике
Цель работы:
- сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в воспитательно-образовательном пространстве детского дошкольного учреждения
Задачи:
- отслеживание результатов психологического развития дошкольников;
- создание условий для оказания психологической помощи детям и родителям в решении проблем развития;
- осуществление психологического анализа образовательных программ (внутри ДОУ) и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов образования, воспитания, и развития в образовательно-воспитательной среде ДОУ.
Основные направления работы педагога – психолога в ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ.
- сотрудничество МО психологов города и другими специалистами.
Систематизация материала по основным видам деятельности с учетом всех направлений работы педагога-психолога в ДОУ, дает возможность более эффективно организовать службу психологического сопровождения обучения и воспитания дошкольников.
Организационно- содержательная модель
деятельности педагога-психолога в ДОУ
Слово учителя: Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.
Представьте себе, что вы открыли газету и читаете объявление: требуется человек. Поняв, что подходите идеально, звоните по указанному телефону. Человек на другом конце провода спрашивает: «Кто вы?» Естественно, вы называете свое имя. «Нет, - говорит голос, - я спрашиваю: «Кто вы?»
Если кого-то из взрослых спрашивают: «Кто вы?», то он обычно отвечает: «Я секретарь» или «Я учитель». Но ведь если ответить: «Я человек, который любит общаться с людьми, играть с животными, есть мороженое даже зимой», - то эти слова скажут о нем гораздо больше, чем название профессии.
А сейчас давайте представим, что бы вы ответили. В помощь вам на доске путеводитель по вашей жизни. Нужно продолжить фразы: Место жительства…, Адрес…, Моя школа…, Моя учеба в школе…, Любимые уроки…, Мои занятия…, Мои друзья…, Мои достоинства…, Мои недостатки…, Мои качества…
Ребята обмениваются мнениями.
Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит ваш путеводитель, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек?
Для того, чтобы понять человека, прежде всего важно понять его характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.
Если бы вас попросили сравнить себя с каким либо животным, то какое животное вы бы выбрали? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку.
На листе запишите три – четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют.
Учитель будет по очереди вынимать записки и зачитывать, а дети должны угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу не удается отгадать, то можно выслушать мнения ребят об этом человеке.
2. Психологический КВН
Цели: активизация проблемы выбора профессии; расширение представления о мире профессий; формирование общей готовности к самоопределению.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте! Сегодня у нас с вами интересное занятие. Мы будем говорить о том, что занимает наши головы по окончании школы, т.е. о выборе профессии. Очень скоро каждый из вас столкнётся с этой проблемой. Сегодня у вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор. Большая часть нашего мероприятия будет проходить в форме игры. Итак, мы начинаем.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «Угадай профессию».
Перед участниками стоит задача - по признакам и особенностям угадать профессию.
В игре формирует качества личности (воспитатель).
ВТОРОЙ КОНКУРС: Домашнее задание «Музыкальный». Номер художественной самодеятельности. Инсценировать и исполнить песню, где говорится о профессии.
ТРЕТИЙ КОНКУРС: «Пять шагов».
1этап. Перед вами лежит
листочек и ручка. Каждый
2 этап. В каждой команде
организуется обсуждение, чей вариант
наиболее оптимальный, интересн
3 этап. Защита. От каждой
команды выступает
ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС: «Походка профессионала».
Данное игровое упражнение одновременно необычное и очень простое. Необычно тем, что мы будем с вами моделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов и соотносить со своим « я». А простое тем, что мы будем делать это при помощи мимики и походки. Известно, что по походке можно иногда узнать, кем работает человек. Команда получает карточки с названием профессий (военный, танцовщица, директор банка, таксист, учитель, журналист, профессиональная спортсменка, и.т. д.).
По 2 игрока от каждой команды показывают походки, а остальные смотрят внимательно, выделяют особенности и пытаются угадать профессию.
ПЯТЫЙ КОНКУРС: « Подарок» - Домашняя заготовка.
Представьте, что у нашего друга, врача (специализацию выбирает каждая команда свою: хирург, стоматолог и.т.д.) день рождения. Наша задача – приготовить ему подарок. При этом важно выполнить 3 условия:
1. Подарок должен содержать намёк на профессию.
2. Подарок должен быть
с «изюминкой», т.е. быть
3. Подарок должен быть сделан своими руками. Пожалуйста, представляйте свои подарки и комментируйте их.
Ведущий подводит итоги. Задаёт вопросы: Вам понравилась игра? Что больше запомнилось? Почему? Смогли ли Вы по-другому взглянуть на профессии? Как?
3.5 Педагогическое наблюдение и исследование
Целенаправленная работа с классом начинается с диагностики. Используя такие методы, как изучение классной и школьной документации, провела наблюдение за учащимися на уроках и переменах и др.
Методики психологического исследования, использованные на практике:
1. Рисуночные тесты – несуществующее животное.
2. Методика Спилбергера,
которая направлена на
3. Методика межличностных отношений Т. Лири (ДМО).
4. Социометрическая методика - при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры микрогрупп, при исследовании способов и форм распределения авторитета в группе.
Методом социометрии выявила систему взаимоотношений учащихся.
Составила психологический портрет личности учащегося.
Кроме того, посетила урок педагога с целью анализа его педагогического мастерства.
Результаты данных исследований представлены в приложении Е, Ж, З, И.
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Рассмотрим конкретную педагогическую ситуацию: Учащийся изрисовал ярким маркером дверь в кабинет.
В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда?
– Я только попробовал, как пишет маркер...
Вмешиваюсь в разговор: – Но зачем же портить дверь? Вот попробуй разрисуй дверь или стену у себя дома...
Он возмущенно восклицает: – Дома нельзя!
После того как ситуация восстановлена, перейдем к ее анализу.
В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Основными этапами производственной практики было посещение лекционных занятий ведущих преподавателей училища, проведение самостоятельных уроков, проведение психологической работы (тесты, тренинги) с учащимися.
После знакомства с образовательным учреждением, преподавателями и методистами, познакомилась с группой ОП-1, где провела самопрезентацию - рассказала о себе и специфике своей работы.
При посещении уроков, внеклассных занятий наблюдала, как преподаватель организует деятельность учащихся, какие методы превалируют, средства используются и т.д. В работе с учащимися создавались условия доверительных отношений, стимулирования сотрудничества и взаимодоверия, обеспечивали педагогическую поддержку учащихся с целью корректировки их поведения и учёбы.