Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, отчет по практике
Цель работы:
- сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в воспитательно-образовательном пространстве детского дошкольного учреждения
Задачи:
- отслеживание результатов психологического развития дошкольников;
- создание условий для оказания психологической помощи детям и родителям в решении проблем развития;
- осуществление психологического анализа образовательных программ (внутри ДОУ) и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов образования, воспитания, и развития в образовательно-воспитательной среде ДОУ.
Основные направления работы педагога – психолога в ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ.
- сотрудничество МО психологов города и другими специалистами.
Систематизация материала по основным видам деятельности с учетом всех направлений работы педагога-психолога в ДОУ, дает возможность более эффективно организовать службу психологического сопровождения обучения и воспитания дошкольников.
Организационно- содержательная модель
деятельности педагога-психолога в ДОУ
1.2.Консультирование родителей по вопросам:
1.3.Диагностика семейных и детско-родительских отношений. Консультирование по вопросам воспитания подростка и их семейных взаимоотношений.
1.4.Фронтальное
1.5.Консультирование
1.6.Консультирование
1.5 Исследование динамики развития интеллектуальных способностей.
2. Развивающее направление.
2.1. Психологическая работа с учащимися:
2.2. Психологическое сопровождение педагогов:
2.3. Психологическое сопровождение родителей:
2.4. Помощь подросткам психологически подготовиться к экзаменам.
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Мероприятия, проводимые студентом |
Сроки |
Результат |
Установочная конференция в ОУ. Изучение расписания звонков. Знакомство с учебным заведением: с его структурой, организацией работы его сотрудников, с составом академической группы, к которой прикреплен в качестве классного руководителя. Изучение нормативной документации: перспективного плана работы педагога специальной дисциплины, классного руководителя, календарно-тематических планов, графика работы педагогов. Знакомство с планами работы психолога на период, совпадающий с периодом практики. Разработка индивидуального плана моей работы, определение класса и педагога для наблюдения, социометрического исследования. Знакомство с классным руководителем, в чьем классе будет проводиться социометрическое исследование Изучение педагогического
процесса и специфики воспитательно- Анализ собственной деятельности, подготовка к проведению диагностических обследований и занятий. |
1 неделя |
Намеченный план прохождения практики |
Организация педагогического процесса в группе (проведение режимных моментов, занятий и т.д.). Посещение занятий анализируемого класса. Присутствие на занятиях, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий. Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном коллективе. Сбор фактического материала для экспериментальной части. Проведение социометрического исследования учащегося Анализ собственной деятельности. |
2 неделя |
Индивидуальный и календарный планы работы Конспекты занятий, мероприятий Психологическая характеристика на учащегося |
Продолжение наблюдения учебных занятий, воспитательных мероприятий, а также осуществление дальнейшего изучения учащихся курируемой группы. Организация педагогического процесса в группе Проведение занятий. Проведение социометрического исследования группы Проведение досуговых мероприятий. Выполнение заданий по частным методикам. Анализ собственной деятельности. |
3 неделя |
Индивидуальный и календарный планы работы Конспекты занятий и досуговых меро-приятий Психологическая характеристика на группу |
Проведение занятий Знакомство с педагогом, чью деятельность решено анализировать. Посещение урока педагога для анализа его деятельности. Анализ собственной деятельности Заполнение дневника практики Подведение итогов практики с руководителем практики. Представление выполненных заданий к защите. |
4 неделя |
Конспекты занятий. Индивидуальный и календарный планы работы План-схема анализа и отчет работы педагога |
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ
3.1 Ознакомительно-адаптационное
Практика проводилась на базе КГБОУ НПО ПУ №39 г.Зеленогорска, которое на протяжении десятков лет готовит специалистов строительных, рабочих и других массовых специальностей. Его выпускники работали на крупнейших предприятиях города: Электрохимический завод, Сибволокно, ГРЭС-2, а также принимали участие в реализации других проектов УС-604, заложивших основу городской инфраструктуры.
В 1 день практики произошло знакомство с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией. Проведен инструктаж по технике безопасности.
Затем познакомилась с учебным заведением, беседовала с администрацией, методистами, педагогами, классными руководителями, а также группой ОП-1 (оператор ПЭВМ), к которой была прикреплена в качестве классного руководителя.
Занималась составлением индивидуального плана работы на период практики.
Познакомилась с материально-техническим, дидактическим оборудованием школы, кабинетов, работой методкабинета, библиотеки в области внеучебной деятельности.
В ПУ №39 имеется психологическая служба, которая состоит из педагога-психолога и социального педагога.
Педагог-психолог ПУ №39 осуществляет психологическое сопровождение учащихся на протяжении всего обучения их в училище.
За время прохождения практики ознакомилась со следующими нормативно-правовыми документами, которые используются в работе педагога-психолога:
1. Положение о службе практической психологии образования.
2. Продолжительность
различных видов работы
3. Список основной
нормативной документации и
4. Проект этического кодекса педагога-психолога.
5. Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений.
6. О введении должности
психолога в учреждениях
7. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
8. Об утверждении тарифно-
9. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ.
10. О введении документации
деятельности педагога-
11. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
13. Источники информации о состоянии прав детей.
14. Конвенция о правах ребенка.
15. Закон РФ об образовании: Права и социальная защита обучающихся, воспитанников (Глава V; Статья 50) и др.
Изучила рабочую документацию психолога:
Кроме перечисленных форм узнала, что педагог-психолог ведет «документацию для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию и пр.). Эта информация может быть предъявлена только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
3.2 Знакомство с документацией учебно-воспитательного профиля
Изучила нормативную документацию ПУ №39: учебный план, план работы образовательного учреждения, календарно-тематический план работы классного руководителя группы ОП-1, перспективный план работы педагога-психолога, планы и графики работы педагогов и т.д.
Познакомилась учебно-воспитательной документацией: должностными обязанностями педагогов, психолога, классного руководителя, а также требованиями по работе с классным журналом, дневниками, тетрадями и т.д. и т.д. (Приложение А, Б, В).
Функциональные и должностные обязанности педагога-психолога представлены в Приложении Г.
3.3 Разработка поурочных планов
Разработаны поурочные планы занятий по теме «Психология общения», шесть из которых были проведены (Приложение Д).
Занятие 1. Психология как наука. Психология – наука о душе. Предмет психологии. Значение психологических знаний для жизни человека. Практикум: мотивационная анкета, тест «Кто вы? (Панарин), упражнение «Визитка».
Занятие 2. Профессия «психолог». Кто такие психологи? Разделы психологии. Теоретическая и практическая психология. Портрет психолога: личные и профессиональные качества. Практикум: «Что вы за птица»? Практическое упражнение «Консультация».
Занятие 3. Методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Тестирование. Анкетирование. Беседа. Изучение результатов деятельности. Проективные методики. Практикум: Игр упражнения «Наблюдатель», «Беседа», тест «Довольны ли вы собой?».
Занятие 4. Самодиагностика как метод изучения внутреннего мира человека. Сущность и значение самодиагностики. Выполнение практических заданий. Практикум.
Занятие 5. Личность. Личность и её формирование. Уникальность и неповторимость личности. Ценности личности. Самооценка. Практикум.
Занятие 6. Личность и её самореализация. Понятие самореализации. Пути самореализации (по А.Маслоу). Механизмы психологической защиты. Практикум.
Занятие 7. Диагностика характерологических особенностей личности. Практикум.
Занятие 8. «Я и другие». Общение и его функции. Средства общения. Роль эмоций в общении. Практикум.
Занятие 9. Личные взаимоотношения людей. Положительные личные взаимоотношения (партнёрство, товарищество, дружба, любовь). Отрицательные личные взаимоотношения (безразличие, отчуждение, вражда, ненависть), причина их возникновения. Психологическая совместимость. Психологический климат.
Практикум: психотехнические игры, сочинение – самоанализ, «Какой я друг?»
Занятие 10. Неэффективное общение. Модели общения (по В.Сатир). Барьеры в общении. Тревожность как один из факторов неэффективного общения. Практикум: психотехнические игры, «Исследование уровня тревожности».
Занятие 11. Я глазами окружающих.
Занятие 12. Конфликты и их разрешение. Конфликт, его причины. Виды конфликтов. Стратегия поведения в конфликте. Практикум.
Занятие 13. Способности и профессиональная пригодность. Способности. Одарённость. Профессиональная пригодность. Знакомство с профессиограммами. Практикум.
Занятие 14. (практическое) Познай самого себя. Практикум. Тест на способности в специальной области деятельности. Интеллектуальный тренинг.
Занятие 15. Как работать над своими проблемами. Понимание проблемы. Собственное сопротивление в решении проблем. Этапы решения проблемы. Практикум.
3.4 Разработка
и проведение внеклассных
Задачи классного часа: