Отчет по практике по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, отчет по практике

Описание

Цель работы:

- сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в воспитательно-образовательном пространстве детского дошкольного учреждения

Задачи:

- отслеживание результатов психологического развития дошкольников;

- создание условий для оказания психологической помощи детям и родителям в решении проблем развития;

- осуществление психологического анализа образовательных программ (внутри ДОУ) и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов образования, воспитания, и развития в образовательно-воспитательной среде ДОУ.

Содержание

Основные направления работы педагога – психолога в ДОУ:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ.

- сотрудничество МО психологов города и другими специалистами.

Систематизация материала по основным видам деятельности с учетом всех направлений работы педагога-психолога в ДОУ, дает возможность более эффективно организовать службу психологического сопровождения обучения и воспитания дошкольников.


Организационно- содержательная модель

деятельности педагога-психолога в ДОУ

Работа состоит из  1 файл

Аналитический отчет по практике 16.doc

— 494.50 Кб (Скачать документ)
  • определение актуального уровня развития и причин неуспешности в обучении;
  • диагностика особенностей развития в эмоционально-личностной и волевой сферах (трудности общения, дезадаптация в коллективе сверстников, поведенческие проблемы).

1.2.Консультирование родителей по вопросам:

  • обучения и воспитания подростка;
  • определения способностей подростка и их развития;
  • особенностям учебной и познавательной деятельности подростков;
  • особенностям эмоционально-личностной сферы и поведения, трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

1.3.Диагностика семейных и детско-родительских отношений. Консультирование по вопросам воспитания подростка и их семейных взаимоотношений.

1.4.Фронтальное психологическое  тестирование учащихся:

  • познавательные процессы и интеллектуальное развитие;
  • особенности личности и межличностные отношения в коллективе;
  • профессиональное определение.

1.5.Консультирование подростков:

  • проблемы самоопределения и профориентация;
  • взаимодействие со сверстниками и родителями.

1.6.Консультирование педагогов по вопросам:

  • оптимизации и повышения эффективности учебного процесса;
  • работы с проблемными подростками;
  • организации внеклассной работы, группового взаимодействия и сплоченности в группе.

1.5 Исследование динамики развития интеллектуальных способностей.

2. Развивающее направление.

2.1. Психологическая работа  с учащимися:

  • групповые развивающие занятия с учащимися в контексте психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
  • по развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, ощущений, воображения);
  • групповые психологические тренинги для учащихся;
  • индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы, а также с поведенческими проблемами;
  • психологические тренинги для подростков.

2.2. Психологическое сопровождение  педагогов:

  • лекции и семинары;
  • групповые психологические тренинги тематические выступления и доклады на педсоветах;
  • экспертная работа с педагогами.

2.3. Психологическое сопровождение  родителей:

  • тематические выступления на родительских собраниях;
  • индивидуальные и групповые консультации родителей по расширению адаптивных возможностей подростка;
  • детско-родительские развивающие занятия (по запросам родителей);
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей и педагогов.

2.4. Помощь подросткам психологически подготовиться к экзаменам.

 

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Мероприятия, проводимые студентом

Сроки

Результат

Установочная конференция  в ОУ. Изучение расписания звонков.

Знакомство с учебным  заведением: с его структурой, организацией работы его сотрудников, с составом академической группы, к которой прикреплен в качестве классного руководителя.

Изучение нормативной  документации: перспективного плана  работы педагога специальной дисциплины, классного руководителя, календарно-тематических планов, графика работы педагогов.

Знакомство с планами работы психолога на период, совпадающий с периодом практики.

Разработка индивидуального плана моей работы, определение класса и педагога для наблюдения, социометрического исследования.

Знакомство с классным руководителем, в чьем классе будет проводиться социометрическое исследование

Изучение педагогического  процесса и специфики воспитательно-образовательных  задач группы в зависимости от функционирующей программы.

Анализ собственной  деятельности, подготовка к проведению диагностических обследований и занятий.

1 неделя

Намеченный план прохождения  практики

Организация педагогического  процесса в группе (проведение режимных моментов, занятий и т.д.).

Посещение занятий анализируемого класса.

Присутствие на занятиях, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий.

Изучение уровня воспитанности  учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном коллективе.

Сбор фактического материала  для экспериментальной части.

Проведение социометрического исследования учащегося

Анализ собственной  деятельности.

2 неделя

Индивидуальный и

календарный  планы работы

Конспекты занятий, мероприятий

Психологическая характеристика на учащегося

Продолжение наблюдения учебных занятий, воспитательных мероприятий, а также осуществление дальнейшего изучения учащихся курируемой группы.

Организация педагогического  процесса в группе

Проведение занятий.

Проведение социометрического  исследования группы

Проведение досуговых  мероприятий.

Выполнение заданий  по частным методикам.

Анализ собственной  деятельности.

3 неделя

Индивидуальный и

календарный  планы работы

Конспекты занятий и  досуговых меро-приятий 

Психологическая характеристика на группу

Проведение занятий

Знакомство с педагогом, чью деятельность решено анализировать.

Посещение урока педагога для анализа его деятельности.

Анализ собственной  деятельности

Заполнение дневника практики

Подведение итогов практики с руководителем практики.

Представление выполненных  заданий к защите.

4 неделя

Конспекты занятий.

Индивидуальный и календарный планы работы

План-схема анализа и отчет работы педагога


 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ

3.1 Ознакомительно-адаптационное

Практика проводилась на базе КГБОУ НПО ПУ №39 г.Зеленогорска, которое на протяжении десятков лет готовит специалистов строительных, рабочих и других массовых специальностей. Его выпускники работали на крупнейших предприятиях города: Электрохимический завод, Сибволокно, ГРЭС-2, а также принимали участие в реализации других проектов УС-604, заложивших основу городской инфраструктуры.

В 1 день практики произошло знакомство с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией. Проведен инструктаж по технике безопасности.

Затем познакомилась с учебным заведением, беседовала с администрацией, методистами, педагогами, классными руководителями, а также группой ОП-1 (оператор ПЭВМ), к которой была прикреплена в качестве классного руководителя.

Занималась составлением индивидуального плана работы на период практики.

Познакомилась с материально-техническим, дидактическим оборудованием школы, кабинетов, работой методкабинета, библиотеки в области внеучебной деятельности.

В ПУ №39  имеется психологическая служба, которая состоит из педагога-психолога и социального педагога.

Педагог-психолог ПУ №39 осуществляет психологическое сопровождение   учащихся  на протяжении всего обучения их в училище.

За время прохождения  практики ознакомилась со следующими нормативно-правовыми документами, которые используются в работе педагога-психолога:

1. Положение о службе  практической психологии образования.

2. Продолжительность  различных видов работы детского  практического психолога.

3. Список основной  нормативной документации и материалов.

4. Проект этического  кодекса педагога-психолога.

5. Об отпусках работников  образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений.

6. О введении должности  психолога в учреждениях образования.

7. Об утверждении Положения  о психологической службе в  системе народного образования.

8. Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования.

9. Положение о профессиональной  ориентации и психологической  поддержке населения РФ.

10. О введении документации  деятельности педагога-психолога  образовательного учреждения.

11. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

12. Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации.

13. Источники информации  о состоянии прав детей.

14. Конвенция о правах  ребенка.

15. Закон РФ об образовании: Права и социальная защита обучающихся, воспитанников (Глава V; Статья 50) и др.

Изучила рабочую документацию психолога:

  • План работы (на учебный год).
  • График работы.
  • Журнал учета видов работы.
  • Аналитический отчет  о проделанной работе (за учебный год) и статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.

Кроме перечисленных  форм узнала, что педагог-психолог ведет  «документацию для служебного пользования»  (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию и пр.). Эта информация может быть предъявлена только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (сейфе, закрытом шкафу).  На основании «документов служебного пользования» психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

3.2 Знакомство с документацией учебно-воспитательного профиля

Изучила нормативную документацию ПУ №39: учебный план, план работы образовательного учреждения, календарно-тематический план работы классного руководителя группы ОП-1, перспективный план работы педагога-психолога, планы и графики работы педагогов и т.д.

Познакомилась учебно-воспитательной документацией: должностными обязанностями педагогов, психолога, классного руководителя, а также требованиями по работе с классным журналом, дневниками, тетрадями и т.д. и т.д. (Приложение А, Б, В).

Функциональные и должностные  обязанности педагога-психолога представлены в Приложении Г.

3.3 Разработка поурочных планов

Разработаны поурочные планы занятий по теме «Психология общения», шесть из которых были проведены (Приложение Д).

Занятие 1. Психология как наука.   Психология – наука о душе. Предмет психологии. Значение психологических знаний для жизни человека. Практикум: мотивационная анкета, тест «Кто вы? (Панарин), упражнение «Визитка». 

Занятие 2. Профессия «психолог».  Кто такие психологи? Разделы психологии. Теоретическая и практическая психология. Портрет психолога: личные и профессиональные качества. Практикум: «Что вы за птица»? Практическое упражнение «Консультация». 

Занятие 3. Методы психологии. Наблюдение. Эксперимент. Тестирование. Анкетирование. Беседа. Изучение результатов деятельности. Проективные методики. Практикум: Игр упражнения «Наблюдатель», «Беседа», тест «Довольны ли вы собой?». 

Занятие 4.  Самодиагностика  как метод изучения внутреннего  мира человека. Сущность и значение самодиагностики. Выполнение практических заданий. Практикум. 

Занятие 5. Личность.   Личность и её формирование. Уникальность и неповторимость личности. Ценности личности. Самооценка. Практикум. 

Занятие 6. Личность и её самореализация. Понятие самореализации. Пути самореализации (по А.Маслоу). Механизмы психологической защиты. Практикум. 

Занятие 7. Диагностика характерологических особенностей личности. Практикум. 

Занятие 8. «Я и другие». Общение  и его функции. Средства общения. Роль эмоций в общении. Практикум. 

Занятие 9. Личные взаимоотношения людей. Положительные личные взаимоотношения (партнёрство, товарищество, дружба, любовь). Отрицательные личные взаимоотношения (безразличие, отчуждение, вражда, ненависть), причина их возникновения. Психологическая совместимость. Психологический климат.

Практикум: психотехнические игры, сочинение – самоанализ, «Какой я друг?» 

Занятие 10. Неэффективное общение. Модели общения (по В.Сатир). Барьеры в общении. Тревожность как один из факторов неэффективного общения. Практикум: психотехнические игры, «Исследование уровня тревожности».

Занятие 11.  Я глазами окружающих.

Занятие 12. Конфликты и их разрешение. Конфликт, его причины. Виды конфликтов. Стратегия поведения в конфликте. Практикум.

Занятие 13. Способности и профессиональная пригодность. Способности. Одарённость. Профессиональная пригодность. Знакомство с профессиограммами. Практикум. 

Занятие 14. (практическое) Познай самого себя. Практикум. Тест на способности в специальной области деятельности. Интеллектуальный тренинг. 

Занятие 15. Как работать над своими проблемами. Понимание проблемы. Собственное сопротивление в решении проблем. Этапы решения проблемы. Практикум.

3.4 Разработка  и проведение внеклассных мероприятий

Разработаны и проведены два внеклассных  мероприятия.

1. Классный  час «Кто я? Знаю ли я себя?»

Задачи классного часа:

        1. Развивать умения анализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватную самооценку.
        2. Воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Информация о работе Отчет по практике по "Педагогике"