Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.
Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………
стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……
стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………
стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….
стр.31-39
Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….
стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................
стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….
стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….
стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79
Заключение ………………………………………..
стр.80
Библиография ………………………………
85
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Педагогические условия использования
игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
с нарушением интеллекта
по специальности: 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология
Научный руководитель:
Савенков А.И,
док.пед.наук. профессор
Орёл – 2009
Содержание
| Введение ………………………………………………….. | стр. 2- 6 |
Глава I. | Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями …………………… |
стр. 7 |
1.1. | Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. …… |
стр. 7- 19 |
1.2. | Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………… |
стр.19-31 |
1.3. | Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………. |
стр.31-39
|
Глава II. | Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………. |
стр.40 |
2.1. | Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...................... |
стр.40-44 |
2.2 | Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта …………………………………………………. |
стр.44-56 |
2.3. | Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………. |
стр.56-70 |
2.4. | Итоги опытно-экспериментальной работы……...... | стр.70-79
|
| Заключение ……………………………………….. | стр.80 |
| Библиография …………………………………….. | стр.81-84 |
| Приложение ……………………………………… | стр.85 |
Введение
Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.
Безусловно, что занятия по изобразительной деятельности для ребенка с интеллектуальными нарушениями имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.
Специалисты, разрабатывающие методы обучения детей с нарушениями интеллекта (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), указывают, что в процессе целенаправленного обучения рисованию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития детей с нарушениями интеллекта, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе.
Гаврилушкина О.П., Щербакова К.В., Грошенков И.А. отмечают, что изобразительная деятельность является эффективным средством преодоления интеллектуальных нарушений при соблюдении ряда условий. Прежде всего, педагоги, работающие с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, должны ориентироваться на уровень знаний детей об окружающем, интереса к различным явлениям, игровой опыт. Одновременно педагог должен чётко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями, знать существенные особенности использования методов и приёмов обучения, их дидактические возможности.
Идея о необходимости применения игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности была впервые выдвинута в 30-годы Е.А.Флериной, которая отмечала, что игровые приёмы существенно обогащают методику организации изобразительной деятельности; в сочетании с другими методами они обеспечивают успешное решение учебных и творческих задач. Вместе с тем, проблема использования игровых приемов на занятиях изобразительной деятельностью детей с нарушениями интеллекта остаётся недостаточно разработанной.
Исследователи отмечают, что эффективность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями во многом обусловлена использованием игровых методов и приёмов обучения.
Однако, многие существующие положения и рекомендации по использованию игровых приемов обучения изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями недостаточно конкретны. Большинство из них относятся или к частным задачам обучения, или к отдельным видам игровых приемов и касаются, в основном, работы с детьми школьного возраста. В связи о тем, что игровые приемы применялись исследователями в комплексе о другими методами и приемами, не выявлена их сравнительная эффективность в решении изобразительных задач.
Недостаточная теоретическая изученность проблемы использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями вызывает неудовлетворительное ее решение и в практике работы специальных образовательных учреждений.
Анализ обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями показывает, что воспитатели, как правило, охотно применяют игровые методы и приёмы в своей работе, однако испытывают большие трудности в их самостоятельной разработке с учётом специфики темы и поставленных дидактических задач. Кроме того, используемые в практике игровые приёмы отличаются однообразием, к ним ошибочно относят любые приёмы, вызывающие у детей эмоциональный отклик и интерес.
Недостаточная разработанность проблемы использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, необходимость практической их реализации в работе специальных дошкольных учреждений определили актуальность проблемы исследования.
Решение данной проблемы составило цель исследования: определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования – изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования – педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой мы предположили, что использование игровых приемов оптимизирует процесс обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, формирует положительное отношение детей к обучению, способствуют более качественному освоению изобразительных умений, стимулирует творческие проявления при соблюдении следующих педагогических условий:
- использовании игровых приёмов в различных структурных частях занятия с целью решения разноплановых дидактических задач;
- подборе игровых приёмов с учётом игрового опыта и уровня игровых умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования игровых методов и приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2. Изучить опыт работы педагогов по использованию игровых приёмов в системе занятий изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий, с использованием игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ педагогической документации;
- диагностирование детей,
- анкетирование педагогов,
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка данных.
Организация исследования: исследование проводилось на базе Кромской специальной [коррекционной] общеобразовательной школы-интерната. В нем приняло участие пять педагогов и двенадцать детей.
Работа над педагогическим исследованием проходила в три этапа.
Первый этап – поисково-теоретический. Он был связан с анализом современного состояния проблемы. На этом этапе осуществлялось изучение и анализ литературы, были сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный. На этом этапе были выявлены уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта, разработан и апробирован комплекс занятий с использованием игровых приёмов, обеспечивающий эффективность обучения детей с нарушениями интеллекта на занятиях по изобразительной деятельности.
Третий этап – заключительно-обобщающий. Он был посвящён систематизации материала, обобщению результатов исследования, оформлению работы.
Новизна и практическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся данных об использовании игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, составлении комплекса занятий по изобразительной деятельности, основанных на использовании игровых методов и приёмов обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
1.1. Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характеризуя изобразительную деятельность дошкольников, Доронова Т.Н. [23], Комарова Т.С. [35], Сакулина Н.П. [48], Екжанова Е.А. [28] отмечали, что художественная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира. Исследователи отмечают, что изобразительная деятельность, прежде всего, обеспечивает познавательно-интеллектуальное развитие ребёнка.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы), а, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.