Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание

Изобра­зительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.

Содержание

Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………



стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……

стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………


стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….


стр.31-39

Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….




стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................

стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….



стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….



стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79


Заключение ………………………………………..
стр.80

Библиография ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Игровые приёмы в изо.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

Методические рекомендации направлены на подготовку педагогов к использованию игровых приёмов в своей профессиональной деятельности, способствуют обогащению педагогического опыта, формируют практические умения и навыки, профессиональные педагогические качества специалиста в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие.

В ходе формирующего этапа эксперимента было выявлено следующее:  игровые приёмы вызывают направленность изобразительной деятельности на результат,  что  проявилось в  осознанном принятии детьми с интеллектуальными нарушениями цели  (выполнение изображения),  осознании  изобразительных задач,   активного восприятия объяснения и показа способов действия;  заинтересованном выполнении рисунка,  стремлении  найти  адекватные  изобразительно-выразительные  средства и выполнить не  одно,  а  несколько изображений;  заинтересованности в  оценке полученных образов.  Сформировались нехарактерные для  обучения детей  с интеллектуальными нарушениями особенности  анализа и оценки  рисунков:  проявление  инициативы,  самостоятельности;  осознание допущенных ошибок,   возникновение стремления их исправить; активное участие в анализе рисунков всех детей  и т.д.

В поведении детей были отмечены проявления, характеризующие эмоциональное состояние детей: искренность, непосредственность переживаний. Также было отмечено возникновение устойчивого интереса, потребности заниматься изобразительной деятельностью в свободное от занятий время.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента были реализованы следующие условия использования игровых приёмов обучения изобразительной деятельности: 

- использование игровых приёмов в различных структурных частях занятия с целью решения разноплановых дидактических задач;

- подбор игровых приёмов с учётом игрового опыта и уровня игровых умений  детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

 

2.4.           Итоги опытно-экспериментальной работы

 

После проведения комплекса занятий с использованием игровых приёмов по обучению изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, был проведён контрольный срез по программе констатирующего этапа, который позволил получить объективные данные об эффективности разработанного нами комплекса.

Контрольный срез проходил с 15 апреля по 20 мая 2009 года.

Цель контрольного среза – определить эффективность реализации комплекса занятий, с использованием игровых приёмов обучения  изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Процедура провидения исследования и критерии, по которым оценивались результаты выполнения детьми диагностических заданий, остались теми же, что и на констатирующем этапе. Только при этом условии обеспечивается объективность оценки результативности работы, проведенной на формирующем этапе эксперимента.  Для того чтобы наглядно убедиться в наличии или отсутствии динамики, проанализировать ее качественные и количественные характеристики результаты диагностических заданий были оценены и проанализированы путем сравнения данных, полученных на констатирующем этапе и контрольном срезе.

Результаты проведённого диагностирования по методике «Рисование по образцу светофора» свидетельствуют о том, что  в работах детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта стало отчётливо проявляться  сходство с реальным объектом. Правильно соблюдены пропорции, форма предмета и его частей. Изображение располагается на всем пространстве листа. Дети передают с максимальными искажениями строение  предметов, не допускают отступления от реальной окраски, владеют техникой рисования карандашами.

Количественный анализ данных по первому диагностическому заданию представлен в таблице № 5.

Уровни сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе рисования по образцу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

№ п/п

Уровни

Имя ребёнка

Высокий

Средний

Низкий

1.

Таня В.                 

3

 

 

2.

Ольга Ж.             

3

 

 

3.

Настя Р.              

 

2

 

4.

Наташа Ш.         

3

 

 

5.

Настя Ж.             

3

 

 

6.

Алёша Н.          

 

2

 

7.

Слава Ж.                

 

 

1

8.

Стас К.               

 

2

 

9.

Сергей Р.               

 

 

1

10.

Сергей С.              

3

 

 

11.

Саша Д.

3

 

 

12.

Андрей М.

 

2

 

 

Таблица  № 5

Из таблицы № 5 видно, что у Ольги Ж., Тани В., Наташи Ш., Насти Ж.. Сергея С., Саши Д. (50%) - высокий уровень сформированности умений и навыков в рисовании по образцу. В работах отмечено правильное сочетание цвета, качество раскрашивания рисунков хорошее, рисунки выполнялись в цвете,  штрихи не заходят за контуры. В рисунках детей соблюдены пропорции, окраска и форма предметов соответствуют реальной, при этом переданы характерные особенности формы и строения предмета. Все элементы рисунка правильной формы. Дети старались сделать свои работы наиболее оригинальными, не похожими на остальные.

У Насти Р., Алеши Н., Стаса К., Андрея М. (33%) - средний уровень сформированности умений и навыков в рисовании по образцу. В этих работах рисунки более яркие, точные, правильное сочетание цвета и схожесть с натурой.

У Славы Ж., Сергея Р. (16%) - низкий уровень сформированности умений и навыков в рисовании по образцу. По-прежнему в этих работах цвет и форма не соответствует действительности. В изображении предметов наблюдается искажение, отступление от реального изображения. Цвет  наносился не равномерно, выходил за линии контура. Но по сравнению с предыдущими заданиями все дети закончили свои рисунки (см.Приложение № 8).

Во втором задании дети иллюстрировали эпизод любимой сказки «Три медведя».

Подводя итоги сюжетного рисования можно сделать вывод о том, что в рисунках детей представлен развернутый сюжет с наличием главных и второстепенных объектов, верно соблюдены пропорции, изображение располагается на всем пространстве листа, переданы характерные особенности формы и строения предметов, сложные движения отражены точно, характеризуют взаимоотношения персонажей Окраска предметов соответствует реальной. Цвет используется как средство выразительности. важный компонент творчества воображение, умение фантазировать, выдумывать, представлять.

Количественный анализ данных по второму заданию представлен в таблице № 6.

Уровни сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

№ п/п

Уровни

Имя ребёнка

Высокий

Средний

Низкий

1.

Таня В.                 

3

 

 

2.

Ольга Ж.             

3

 

 

3.

Настя Р.              

3

 

 

4.

Наташа Ш.         

 

2

 

5.

Настя Ж.             

 

2

 

6.

Алёша Н.          

 

2

 

7.

Слава Ж.                

3

 

 

8.

Стас К.               

 

 

1

9.

Сергей Р.               

 

 

1

10.

Сергей С.              

3

 

 

11.

Саша Д.

3

 

 

12.

Андрей М.

3

 

 

 

Таблица 6.

У Ольги Ж., Насти Р., Тани В., Славы Ж., Сергея С., Саши Д.. Андрея М. (58%) - высокий уровень сформированности умений и навыков в сюжетном рисовании. В своих рисунках дети использовали разнообразное цветовое решение для передачи настроения и отношения к изображаемому, сумели построить определённую композицию, самостоятельно придумали сюжет. Дети с удовольствием преступали к работе, обдумывали замысел.

У Наташи Ш., Насти Ж.,  Алеши Н., (25%) - средний уровень сформированности умений и навыков в сюжетном рисовании. Дети передали правильное расположение предметов по размеру, но цвет по-прежнему использован бедно. Допущены неточности в передаче контуров, изображаемых фигур, движения рук при работе быстрые, размашистые, темп движения носит непостоянный характер, характерные черты этих рисунков – это примитивность и схематичность.

У Стаса К., Сергея Р. (16%) - низкий уровень сформированности умений и навыков в сюжетном рисовании. Дети с  низким уровнем не проявили заинтересованности к заданию, объекты изображены на одной линии, не взаимодействуя между собой, пропорции переданы неверно, отсутствует выбор изобразительного материала, цвет как средство передачи настроения не использовался. При выполнении различных действий движения скованные, вялые, качество раскрашивания плохое (см.Приложение № 9).

Самым сложным было декоративное рисование «Узор для косынки», но и здесь были отмечены  следующие изменения:

- композиция стала более целостной, законченной;

- при составлении декоративной композиции учитывались особенности формы предметов, колорит народной росписи, присутствовали ритм и симметрия;

- работы не схематичны, редко повторяют друг друга, дети в этот раз не пытались рисовать свои прошлые задания, проявляли самостоятельность;

- дети овладели разнообразными приёмами декоративного рисования.

Количественный анализ данных по третьему заданию представлен в таблице № 7.

Уровни сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

№ п/п

Уровни

Имя ребёнка

Высокий

Средний

Низкий

1.

Таня В.                 

3

 

 

2.

Ольга Ж.             

3

 

 

3.

Настя Р.              

3

 

 

4.

Наташа Ш.         

3

 

 

5.

Настя Ж.             

3

 

 

6.

Алёша Н.          

 

2

 

7.

Слава Ж.                

 

2

 

8.

Стас К.               

 

 

1

9.

Сергей Р.               

 

 

1

10.

Сергей С.              

3

 

 

11.

Саша Д.

 

2

 

12.

Андрей М.

 

2

 

 

Таблица  7

У Сергея С., Тани В. , Ольги Ж., Насти Р., Наташи Ш., Насти Ж. (60%) высокий уровень сформированности умений и навыков в декоративном рисовании. При выполнении узора полное соответствие стилю росписи. Отступления от реальной окраски отсутствуют. Использование цветов и их оттенков, в декоративном рисовании по мотивам народных росписей - соответствует колориту. Дети с большим интересом воспринимали задание воспитателя, принимали, целенаправленно выполняли его, контролируя свои действия в соответствии с предъявленными требованиями. Работа завершена полностью. Техника исполнения высокая.

У Алёши Н., Славы Ж. (20%) средний уровень сформированности умений и навыков в декоративном рисовании. При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. Дети внесли изменения в цвет и элементы росписи. Наблюдаются отступления от реальной окраски Использование цветов и их оттенков ограничено, в декоративном рисовании по мотивам народных росписей - не соответствует колориту. Работа завершена почти полностью. Техника исполнения средняя.

У Сергея Р.,  Стаса К. (20%)  низкий уровень сформированности умений и навыков в декоративном рисовании. В рисунках этих детей присутствуют изменения, которые не соответствуют стилю росписи. При составлении композиции узора не учитываются особенности формы, колористическое решение произвольно, отсутствует ритм, асимметрия Дети испытывали сложности при самостоятельном решении творческой задачи.  Изображения неоригинальны. У детей с низким уровнем завершённость работы составляет 1/3. Техника исполнения низкая (см.Приложение № 10).

Результаты контрольного среза говорят о том, что дети совершили качественный скачок по сравнению с прошлым этапом диагностики: тематика рисунков разнообразна, сами работы не повторяются, дети практически не использовали помощь взрослого, сами создавали и реализовывали свои замыслы, то есть многие дети самостоятельно смогли создать оригинальные рисунки. Игровые приемы обучения вызывали большую активность и инициативу в процессе анализа и оценки создаваемых образов, формировали способность чувствовать и определять их выразительность, понимать изобразительно-выразительные средства; вызывала желание улучшить изображение, исправить ошибки.

Обобщение сводных данных контрольного среза позволили нам выделить три уровня сформированности умений в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, которые представлены в гистограмме № 2.

Гистограмма 2. Уровни сформированности  изобразительных умений  детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Информация о работе Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз