Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание

Изобра­зительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.

Содержание

Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………



стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……

стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………


стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….


стр.31-39

Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….




стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................

стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….



стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….



стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79


Заключение ………………………………………..
стр.80

Библиография ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Игровые приёмы в изо.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

 

 

При составлении конспектов занятий, опираясь на теоретические разработки Г.Г.Григорьевой, мы использовали следующие игровые приёмы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного и незаконченного изображения, а также изобразительных материалов (кисточки, краски, карандаши).

Игровые приёмы были включены в разные структурные части занятий, что обеспечило решение различных дидактических задач. Так, например, использование приёма обыгрывания предметов, игрушек в вводной части занятия позволяло решить следующие задачи: привлечь внимание детей с интеллектуальными нарушениями к изображаемому предмету, рассмотреть, обследовать его, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приёмы изображения. Например, показывая способ рисования дерева, педагог рассказывает: «растёт дерево, на нём выросла толстая веточка, а вот ещё одна. Когда я кисточку немножко наклоняю – вот так, получается толстая веточка. Наклонила кисточку – ещё толстая веточка выросла. А сейчас будут то-о-онкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли то-о-онкие веточки». Изобразительным действиям воспитатель придаёт игровой характер, что позволяет сосредоточить внимание детей на способах изображения.

Обращение к игровым приёмам в основной части занятия обеспечивало повышение качества выполняемого изображения. Например, воспитатель, увидев на рисунке девочку, спрашивает: «Ты не замёрзла без шапки?». Таким образом, педагог ненавязчиво подсказывает ребёнку направление доработки рисунка. В основной части  использовался также прием сюжетно-изобразительной игры с незаконченным изображением. В зависимости от содержания изображения (предметное, сюжетное) он стимулировал  улучшение качества изображения предмета, дополнение образа выразительными деталями, или воплощение сюжета с помощью изобразительно-игровых действий. Воспитатель так обыгрывал детский рисунок (аппликацию), чтобы ребенок сразу увидел его достоинства и слабости. (Лисичка-сестричка весело каталась на автобусе, но огорчилась, что шубку измарала клеем, что в автобусе темно, нет окон). Игровые в основной части занятия применялись также  в момент возникающих пауз в изображении, свидетельствующих о больших затруднениях детей.

Приём обыгрывания выполненного изображения применялся в конце занятия: пчела садится на цветы, нарисованные детьми, птицы садятся на деревья, белка собирает грибы на зиму и т.д. В процессе обыгрывания дети видели зависимость успешного «использования» рисунка игровыми персонажами от его качества, это убеждало их в необходимости выполнения требований к способам изображения, помогало лучше осознать задание, предупредить возможные ошибки, формировало умение чувствовать выразительность образа. Таким образом, специально организованное обыгрывание детских работ помогло живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.

В качестве примера приведем конспекты занятий:

Занятие. «Пустим в озеро красивых рыбок»

Цель: вызвать интерес к теме, желание придумать и выполнить красивый рисунок, непохожий на другие, побуждать детей к переносу способов изображения в новые темы, к поиску разнообразных выразительных средств (цвет, форма, детали и т.п.), учить видеть и объяснять недостатки и достоинства выполненных работ, упражнять в технике рисования красками.

Методы и приемы: наблюдение; беседа; игровые приемы (обыгрывание игрушек, создавае­мых (незаконченных) и выполненных рисунков).

Материал: большой лист с изображением озера (вода, камыши по краям); силуэтное изображение щуки, прикрепленное к стенду тонкой проволокой; бумага голубого и светло-зеленого тонов (на каждого ребенка).

Перед началом занятия воспитатель обращалась к детям: «Посмотрите, какое красивое озеро! Вода в нем голубая, на берегу растет зеленая трава. Но живет в этом озере щука, зубастая и злая. Сейчас она так стара стала, что плохо плавает и может поймать только больных и слабых рыбок. (Демонстрирует плавающую щуку). Но есть в этом озере еще одна рыбка. Ее щука не трогает. Знаете почему? Ее не поймать. Это здоровая рыбка: у нее красивое овальное тельце, есть все плавники, хвост. Она быстро плавает. И она такая красивая, что даже злой щуке есть ее жалко. Но рыбка одна - ей скучно и страшно одной плавать, вот и спрята­лась она за кустик травки. Нужны ей подружки, здоровые рыбки, которые хорошо плавают».

Дети приступают к выполнению задания.

Приведём  варианты анализа и оценки работ детей с использованием игровых приемов на занятии:

- «Смотри, что случилось с рыбкой на этом рисунке, у нее плавничок отпал. Трудно будет уплыть твоей рыбке, Саша, от щуки. Придумай, какой хвост нарисовать рыбке, чтобы даже щука залюбовалась твоей красивой рыбкой», «Что у твоей рыбки Настя? Корона? Как ее можно украсить?» (Оценка передачи строения рыбки, побуждение ребенка к творчеству.) «Озеро было пустое, скучное, а сейчас в нем столько рыб, да все разные, все красивые. Вдруг выплывает из-за камня щука посмотреть, кто поселился в ее озере. «Какая красивая рыбка плывет: вся золотая, плавнички синие, а хвост как веер. Сразу в моем озере красиво стало, - говорит щука. - А эту рыбку я не догоню. Она такая сильная, хорошо плавает, тело овальное, все плавнички выросли и хвостом машет. (Оценка выполненных работ.) Нет, старая я стала - не догоню ее. А вот эту догоню».

Дети, щука решила догнать эту рыбку. Почему?» (Побуждение к анализу рисунков.)

Дети «прячут» рыбку за камешек, водоросли (подрисовывают).

«А сейчас покажите, каких еще рыбок надо спасать, защищать. Почему? Каких рыбок щука не тронет? Почему? Расскажите, какие рыбки вам нравятся. Почему?» (Целостный анализ.)

Занятие  «Чьи детки?»

Цель: вызвать интерес к теме, мотивировать задание; направить внимание детей на характерные особенности утят и цыплят, передавая разницу в форме, деталях; побуждать детей переносить освоенные способы изображения в новые образы; вызывать у детей желание выполнить выразительный рисунок, используя все доступные им средства выразительности; осмысленно оценивать образы (понимать средства выразительно­сти).

Методы и приемы: беседа; частичный показ, способы рисования; оценка, игровые приемы (обыгрывание игрушек: курица, утка, петух, создаваемых (незаконченных) и выполненных рисунков).

Материал: силуэтные игрушки; лист (панно), окрашенный голубой и зеленой красками; такие же листы, но меньшей величины (на каждого ребенка).

Перед началом занятия воспитатель, используя игрушки, создает игровую ситуацию: «На птичьем дворе жили курица Хохлатка да утка Кряква. Идет однажды Хохлатка и кудахчет: «Куд-куда, куд-куда?» Увидела ее утка и спрашивает: «Кря-кря, что ты так спешишь? Что случилось?» «Не знаю, - отвечает Хохлатка, - куд-куда убежали мои цыплята. Ты их не видела, Кряква?» «Может быть, и видела, - отвечает Кряква. - А какие они у тебя'» «Маленькие желтые комочки», - объясняет Хохлатка. «И мои утята маленькие и желтые. Это мои детки, а не твои!» «Но у моих цыплят маленький клюв и небольшие лапки», - пытается убедить ее Хохлатка. «Кря-кря. И у моих утят маленький клюв и лапки. Нет, это мои детки», - упрямится Кряква.

Дети, не может курочка рассказать, чем же непохожи ее цыплята на утят. А утка боится, как бы Хохлатка не забрала ее деток. Видите, как она опечалилась. Может быть, подскажем ей, чем отличаются цыплята от утят». (Формой тела, клюва, лап.)

Выслушав мнения детей, воспитатель обобщает их ответы: «Не беспокойся, Кряква: у твоих утят тело овальное, а у цыплят - круглое; у утят клюв, как лопатка, широкий, а у цыплят - остренький, им удобно зернышки клевать; утята плавают в воде, лапки у них с перепонками, широкие, а у цыплят - три тонких коготка».

Утка благодарит ребят за помощь и беспокоится, как бы ястреб не унес ее утят. Появляется петушок. Он объясняет, что утята убежали к речке, там плавают и по бережку гуляют.

Воспитатель убирает игрушки и обращает внимание детей на панно, окрашенное голубой и зеленой красками: «Вот течет речка, а это зеленый берег. Он весь зарос травой. Утят и цыплят не видно. Опять куда-то убежали. Придут Хохлатка с Кряквой  - очень огорчатся. Что же нам делать? Как им помочь?»

Решали эту задачу разными изобразительными способами, например, привлекали детей к показу способов изображения (дети определяют разницу в форме тела, клюва цыпленка), затем демонстрировали способ рисования кистью (клюв и лапки утенка).

Показ способов изображения обыгрывали. Например, комментировали свои действия с кистью: «Смотрите, сейчас лапки у утенка вырастут: прикладываю кисточку раз, еще раз, еще. А клюв у утенка широкий, как лопаточка. Приложим кисть... раз... и готово. Но утенку трудно стоять на одной лапке. Лена, нарисуй ему вторую лапку. (Показ под руководством воспитателя.) Весело побежал утенок к речке: спешит окунуться в водичку».

В беседе с детьми уточняли возможную композицию рисунка: где будут гулять цыплята, утята; что они могут делать (клевать червячков, плавать и т. п.) Затем предлагали детям приступить к рисованию. В ходе занятия в  игровой форме руководили действиями детей: оценивали, побуждали к самостоятельной постановке игровых задач, направляли на создание изображения.

Приведём варианты анализа и оценки работ детей с использованием игровых приемов на этом занятии:

- «Мама-утка сразу узнает своего утенка: очень похож. А это кто, что-то я не пойму. Клюв, как у утенка, а тельце круглое. Он и плавать не сможет — будет, как колобок, кататься. Как нарисовать утенку овальное тельце?», «Посмотрите, у этого утенка то-о-оненькие лапки. Как же он будет стоять? Не догонит он на таких лапках свою маму, устанет и отстанет от нее», «Бедненький (педагог обращается к нарисованному цыпленку), головка у тебя большая — не поднять ее. Подумай (педагог обращается к ребенку), как помочь твоему цыпленку.

Игровые приемы варьировались в зависимости от знаний и интересов детей. Они должны быть доступны детям.

Занятие. «Посадим божьих коровок на листочки».

Цель: Вызвать интерес, желание выполнить рисунок. Закрепить умение изображать предметы (детали) овальной формы. Учить использовать разнообразные средства выразительности (цветовой контраст, передача элементов движения).

Мотивировать деятельность детей: спасти листочки деревьев от вредителей.

Методы и приемы: наблюдение, частичный показ способа изображения, игровые приемы (обыгрывание силуэтного изображения дерева, обыгрывание рисунков).

Игровые действия: листья желтые падают с дерева (демонстрация); жуки «ползают» по листьям; дерево «шумит» листочками и др.

Материал: из плотной бумаги вырезан силуэт дерева с ветками, на нем - большие листья (зеленые и несколько желтых); на каждого ребенка зеленый лист.

На занятии, показывая детям дерево, спрашивали: «Какого цвета на нем листья? (Зеленого и желтого.) Еще не осень, а листья на дереве желтые и опадают. Почему? Послушайте, как печально шумит дерево листочками. (Можно использовать музыку.) О чем оно так грустит, о чем шепчутся листья? (Рассказы детей.) А знаете, что мне листья прошептали? Погибают они, ест их страшный вредитель - тля. Помните, мы видели в пар­ке листья, съеденные тлей? Кто спасает деревья от тли? (Муравьи, божьи коровки.) Давайте посадим на листочки много божьих коровок. Может быть, они спасут дерево».

В процессе беседы уточняли форму, строение божьих коровок, продумывали способы изображения, техника исполнения (пятна, черная полоска на спине, лапки надо рисовать концом кисти, тело - всей кистью). В зависимости от уровня навыков и умений детей использовали частичный показ способов действия, напоминание, совет и др. (Например, нарисовать много жуков, чтобы ползали по всему листочку.)

Руководство процессом рисования:

-   Может быть, тут тля притаилась, а жуков нет. (Нацеливание на
упражнение-повтор.)

-   Этот жук, наверное, только прилетел, даже крылья не сложил
еще! А этот как быстро ползет, даже лапки видны. (Использование
способов передачи выразительности изображения.)

-   Твой листочек останется цел, не пожелтеет. Вот как много
жуков! (Поощрение за проявление самостоятельности при повторе
изображения.)

Анализ рисунков. Листочки прикрепляются к дереву (пока некоторые дети дорисовывают, можно послушать веселую музыку). Во время анализа дети находят сильных, крепких жуков. («Они справятся с тлей».) Отмечают жуков со сломанным крылом, без усиков. («Потерял») Определяют, в какую сторону ползут жуки, слушают веселый шелест листьев.

Например, Серёжа С.: «Не видно, куда ползет этот жук - он спрятал усы». (Оценка передачи строения жука).

Слава Ж.: «А эта божья коровка, наверное, только прилетела, даже крылышки еще не сложила», «Как быстро ползает жук, даже лапки его видны!». (Оценка выразительности образа.)

Воспитатель:  «Твой листочек останется цел, не пожелтеет. Вот как много на нем жуков!» (Поощрение за повтор изображения.)

При разработке и применении игровых приёмов мы учитывали уровень развития игры детей с нарушениями интеллекта, мотивы игры, то есть характер тех явлений, событий, которые интересны детям и которые они стремятся отразить в рисовании.

Экспериментальная работа показала эффективность приёмов, связанных с выполнением на занятии каких-либо игровых действий (ролевое взаимодействие  привлекало детей меньше всего).

В соответствии с темой занятия мы предлагали детям разнообразные игровые действия: :   «скачет»  зайка,  «капает» дождь, «растут»  огурцы на грядке; «срывали» ягоды, «нюхали» цветы, «угощали» кукол, «ремонтировали» колёса у машины и т.д.

Для педагогов нами были составлены методические рекомендации (см. Приложение № 7).

Цель: показать педагогам, что игровые приемы в изобразительной деятельности дошкольника - явление полезное, помогающее развивать свой творческий замысел. Игровые приёмы используются с целью руководства изобразительной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств воображения, творчества.

Информация о работе Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз