Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.
Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………
стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……
стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………
стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….
стр.31-39
Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….
стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................
стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….
стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….
стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79
Заключение ………………………………………..
стр.80
Библиография ………………………………
На втором этапе сохраняют свое значение те условия, о которых шла речь выше. По-прежнему очень важно добиваться эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности. В создании благоприятных условий для воспитания у детей интереса к рисованию огромная роль принадлежит педагогу. Для этого педагог использует в качестве дополнительных средств игры, загадки, песенки, отрывки из литературных произведений. Занимая немного времени в начале занятия, они пробуждают интерес к занятиям, дети увлекаются работой.
От его умения зависит управление эмоциональной стороной деятельности детей с нарушением интеллекта. Также, как и нормальные дети, дети с нарушением интеллекта нуждаются в одобрении, похвале. Но особую потребность такие дети испытывают в доброжелательном к ним отношении, дружелюбном сочувствии. Важно так руководить учебным процессом, чтобы ребенок видел в педагоге своего единомышленника, доброго и отзывчивого соучастника выполняемой работы.
Опыт показывает, что интерес к рисованию в значительной мере поддерживается благодаря оснащению занятий материалами высокого качества (мягкие остро заточенные карандаши, плотная бумага, тонкотертые краски, кисти с хорошим ворсом и т. п.). Это обеспечивает ровное, спокойное, устойчивое отношение детей к работе, способствует успешному выполнению задания.
На третьем этапе коррекционно-воспитательная работа направлена на организацию познавательной активности детей с нарушениями интеллекта. Для пробуждения познавательного интереса, занятия строятся так, чтобы они служили импульсом к продуктивным интеллектуальным операциям. Это достигается путём максимального использования внутренней и внешней деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на всех этапах работы над рисунком. Прежде всего обеспечивается понимание старшими дошкольниками цели выполняемой работы. Наличие предварительной подготовки создает условия для ориентировочно - исследовательской деятельности детей, которая предопределяет успешность выполнения задания. Для этого используется система действий, включающая не только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. Подбирается такое содержание учебного материала, которое позволяет детям при активной помощи педагога самим участвовать в анализе объекта. На занятиях рисования с натуры этому способствует применение специально подобранных разборных моделей из цветных элементов, а также игрушек, легко расчленяющихся на части. На занятиях декоративного рисования весьма полезной оказывается магнитная доска, которая позволяет по-разному манипулировать составными элементами при подборе их, а также проделывать соответствующие перемещения при определении композиции узора. На занятиях тематического рисования с целью образования правильных представлений используются макеты предметов.
Эти приемы вызывают у детей стремление поставить вопросы, касающиеся особенностей изображаемого. Вместо наблюдавшегося ранее пассивно-безразличного отношения к объекту у них пробуждается потребность получить как можно более точные сведения о его форме, конструкции, расположении частей. Это, в свою очередь, ведет к тому, что дошкольники не только повторно рассматривают предмет, но и пытаются потрогать его, обвести по контуру, сопоставить детали, измерить их. Об изменении отношения к натуре свидетельствует и многократный перенос взгляда с рисунка на объект и обратно.
О возникновении познавательного интереса говорит и тот факт, что дети искренне огорчаются, испытывают чувство разочарования, если педагогна уроке тематического рисования после демонстрации макета убирает его. В этом случае дети говорят: «Не надо убирать», «Мы хотим смотреть», «Так не будет получаться» и т. п.
Растущий познавательный интерес особенно заметен во время объяснения нового задания, когда педагог показывает на доске порядок построения рисунка. Возникающее «на глазах» изображение изумляет дошкольников и одновременно радует их, вызывает восхищение и эмоциональное оживление. Дети пристальнее всматриваются в изображение, стараются понять и запомнить последовательный ход работы.
Грошенков И.А. [20] считает, что возникающий познавательный интерес благоприятствует снижению пассивности умственно отсталых дошкольников при подведении итогов работы. У детей появляется необходимость активнее участвовать в оценке выполненных рисунков. Если на первоначальных этапах обучения анализ изображения возможен только с помощью педагога, то теперь дети проявляют в известной мере самостоятельность, делают правильные критические замечания и выводы.
Наряду с познавательной активностью возрастает и речевая активность детей с интеллектуальными нарушениями. Их ответы на вопросы в связи с анализом рисунков становятся более полными и содержательными.
По мнению Екжановой Е.А [28] коррекционно-воспитательная работа, обеспечивающая рост познавательной активности старших дошкольников на занятиях рисования, закономерно ведет к совершенствованию рисунков: точнее передается форма, увеличивается количество деталей, улучшается качество раскраски. Изменяется и характер деятельности: в процесс изображения включаются элементы сопоставления и соизмерения, школьники чаще применяют резинку, исправляют контурные линии, целенаправленнее пользуются схемой построения рисунка.
Интерес детей с интеллектуальными нарушениями к рисованию играет важную роль в развитии приемов переноса навыков с одного вида работы на другой. Наиболее ярко это проявляется в тематических рисунках, когда предусматривается изображение объектов, ранее выполнявшихся с натуры.
Подчеркивая положительное влияние специальных мероприятий по развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности в целом, нельзя не отметить, что некоторые дети с интеллектуальными нарушениями все же не проявляют сколько-нибудь заметных усилий, связанных с познавательным процессом. Они остаются пассивными и эмоционально равнодушными и к объекту изображения, и к самой деятельности, несмотря на попытки педагога вывести их из такого состояния. Надо полагать, что в случаях резкого снижения интеллектуального развития ребенка-олигофрена познавательный интерес оказывается неустойчивым, поверхностным и малоадекватным. Однако подобные случаи встречаются сравнительно редко. В целом систематическая и последовательная работа по формированию интереса к занятиям рисованием представляет мощный источник активизации деятельности, развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта.
Таким образом, изобразительная деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Педагог должен создавать для этого все условия: прежде всего он должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Екжанова Е.А. [27] основными задачами обучения рисованию детей с нарушениями интеллекта считает:
- воспитание у детей чувства прекрасного;
- понимание красоты в жизнь;
- формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности;
- развитие изобразительных навыков, основанных на использовании различных средств выразительности цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что изобразительная деятельность имеет большое значение как для развития личности в целом. Важную роль играет изобразительная деятельность в развитии детей с нарушениями интеллекта. В процессе изобразительной деятельности развиваются художественные способности интеллектуально ограниченных детей, особым образом совершенствуется их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности.
1.2. Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Изучению особенностей изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посвящены работы Гаврилушкиной О.П [7], Грошенкова И.А. [19], Соколовой Н.Д. [7]. Исследователи отмечали, что в силу слабости аналитико-синтетической деятельности старшие дошкольники с нарушениями интеллекта не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок построения изображения.
По мнению Грошенкова И.А. При тяжелой умственной отсталости черкание карандашом по бумаге, производящее каракули, в подавляющем большинстве случаев невозможно. К этому нет ни потребности, ни физических возможностей. Ребенок берется за карандаш лишь при внешнем побуждении. Если он и начинает подражать действиям другого человека, то быстро бросает это занятие [19].
Таким образом, при тяжелой умственной отсталости абсолютно исключено рисование даже в стадии каракулей, т.е. та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности и техники рисования у нормальных детей раннего возраста.
Заметно превосходя тяжело умственно отсталых, глубоко умственно отсталые дети также чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой. Начав наносить каракули, они быстро прекращают эти действия. Каракули они не ассоциируют с реальными предметами. Даже при специальном обучении они не в состоянии сразу повторить простые движения, нарисовать линию. Сложное изображение, требующее нескольких различных движений, им вообще не удается. При попытке изобразить по представлению тот или иной предмет глубоко умственно отсталый ребенок, долгое время обучавшийся рисованию этого предмета, производит заученные движения. Очевидно, что хотя он смотрит на результаты своих усилий, он не понимает того, что рисует. Его движения заучены, но не осознаны [19].
У многих глубоко умственно отсталых детей обнаруживается ярко выраженная способность к подражанию движениям человека. Воспроизведение действий другого человека закрепляется в специфический, так называемый имитационный образ. Однако в отсутствие графического образа имитационный образ создает своего рода «пустые» движения: ребенок не может соотнести графическое построение с образом реального предмета.
В отдельных более легких случаях некоторые дети способны выполнить требование нарисовать определенные предметы по представлению. Иногда их графические построения отвечают элементарным требованиям изображения. Но в подавляющем большинстве случаев при глубокой умственной отсталости рисунки даже в юношеском возрасте крайне несовершенны [19].
У детей-дебилов отклонения в развитии более легкие. Однако в сравнении с нормой и здесь отмечаются существенные отличия в изобразительной деятельности. Относительно простые предметы округлой формы изображаются детьми с интеллектуальными нарушениями менее дифференцированно, чем дошкольниками в норме. Характерные особенности предмета дебилами опускаются. Многие предметы округлой формы они изображают в виде простой окружности, тогда как нормальные дети привносят в рисунок существенные подробности. Лишь к III классу дети-дебилы начинают выделять визуально значимые признаки предмета, индивидуализирующие его графическое построение.
Усвоив определенные графические шаблоны, они следуют им неизменно, перенося из рисунка в рисунок. При этом они нередко обнаруживают тенденцию к разрушению графического образа и связанного с ним графического построения. Сохраняя направление и общее число линий графического построения в образце, предлагаемом взрослым, ребенок-дебил проводит линии таким образом, что общий контур рисуемой им конфигурации и ее детали не соотносятся так, как это должно быть при верном изображении. Это свидетельствует о том, что умственно отсталые дети в ряде случаев не в состоянии удерживать в памяти изобразительную функцию графических построений и соотносить их с реальным предметом. Следует, однако, отметить, что специальное обучение детей-дебилов рисованию часто дает положительный результат. У большинства имеют место значительные успехи, ярко свидетельствующие о наличии положительных потенциальных возможностей и о важности раннего коррекционного воздействия.
И.А.Грошенков указывает, что при обучении рисованию учащихся вспомогательных школ необходимы занятия, включающие упражнения для коррекции двигательной сферы и пространственной ориентации, упражнения по развитию восприятия и внимания. Такого рода подготовительные, или пропедевтические занятия развивают у учащихся вспомогательных школ интерес к рисованию [19].
По данным И.П.Грошенкова, систематические занятия по специальной программе приводят к тому, что подавляющее большинство детей с интеллектуальными нарушениями усваивают способы и приемы грамотного изображения по представлению и с натуры. Рисунки предметов округлой формы, сделанные изучавшимися В.С.Мухиной пятиклассниками-дебилами, в большинстве случаев соответствуют по технике и детализации исполнения рисункам нормальных детей того же возраста. Некоторые умственно отсталые дети овладевают умением передать в рисунке развернутый графический образ и в более раннем возрасте [19].
Ориентируясь на общие тенденции в развитии рисования умственно отсталых детей и сравнивая рисунки нормальных и умственно отсталых детей, В.С.Мухина [28] выделила ряд этапов развития рисования. На первом этапе развития доизобразительной деятельности нормальный ребенок, усвоив орудийный смысл рисующих предметов, начинает интенсивно рисовать всевозможные каракули. Он обнаруживает при этом направленный ориентировочный интерес к возникающим из-под его руки графическим построениям. Очень скоро под влиянием взрослого ребенок усваивает, что графическое построение может быть знаком предмета, и начинает выполнять первые действия, носящие характер замещения. Умственно отсталые дети, усвоив орудийный смысл рисующих предметов, не стремятся рисовать каракули. Ориентировочно-