Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.
Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………
стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……
стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………
стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….
стр.31-39
Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….
стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................
стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….
стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….
стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79
Заключение ………………………………………..
стр.80
Библиография ………………………………
Затем идет выполнение замысла и дальнейшее его развитие, уточнение, обогащение. Все изобразительные действия подчиняются поставленной задаче: выполнение творческого рисунка (лепки). В методику руководства процессом изображения включается прием «обыгрывания выполняемого рисунка». Воспитатель ставит игровые задачи, нацеливающие на использование изобразительных действий для воплощения замысла. Например, в процессе рисования на тему «Мой котенок» педагог, взглянув на один рисунок, говорит: «Ох, какая кисонька-мурысонька появилась. А почему у тебя, кисонька, шерсть не выросла? (Изображение не закрашено.) Холодно, наверное, тебе?» Затем обращается к рисунку другого ребенка: «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?» и т. п.
По мнению Нестеровой Т.В. [43], детей с интеллектуальными нарушениями можно и нужно поупражнять в способе изображения, чтобы они действовал более уверенно. Одновременно с этим надо «увести» их от шаблонов, направить на поиск новых способов. Так, на занятии на тему «Мой котенок» воспитатель берет любой предмет-заместитель, например маленький кусочек бумаги, и изображает котенка Ваську: «Мяу-мяу. Барсик, пойдем гулять!» Оглянулся Барсик, ищет — нет никого. Убежал уже кот Васька? Сережа, помоги Барсику, скучно ему одному гулять. Нарисуй его друга кота Ваську. Какого он цвета? Что он будет делать?» Можно предложить нарисовать маленьких котят кошке Мурке и т. п.
Грошенков И.А. [18] подчёркивал, что обучение сюжетному рисунку детей с интеллектуальными нарушениями должно идти в основном не по линии изображения разных предметов и их взаимосвязи, а по линии повторения изображения одного предмета в разных вариантах («Зайки скачут по лужайке», «Жуки на траве» и т. п.). При этом решаются задачи и предметного, и сюжетного рисования. Позднее воспитатель может нацелить ребенка на расширение сюжета за счет изображения других предметов.
Таким образом, игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей, мыслительную, речевую, эмоциональную.
Глава II. Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта
2.1. Методика проведения опытно – экспериментальной работы
Теоретический анализ научно-методической литературы, представленный в первой главе, поставил нас перед необходимостью изучить состояние исследуемой проблемы в практике работы специального дошкольного образовательного учреждения. Это стало целью констатирующего этапа эксперимента, для реализации которого были поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2. Изучить опыт работы педагогов по использованию игровых приёмов на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Кромской специальной [коррекционной] общеобразовательной школы-интерната в период с 5 октября 2008 по 10 ноября 2008 года. В эксперименте участвовало пять педагогов и двенадцать детей с диагнозом олигофрения в степени дебильности (список детей в приложении № 1).
Для решения первой задачи констатирующего этапа эксперимента, направленной на выявление уровня сформированности умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями была использована модифицированная методика Грошенкова И.А.[22] и Екжановой Е.А.[27]. Методика включала 3 задания:
Задание: «Рисование по образцу светофора».
Цель задания – определить уровень сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе рисования по образцу у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом олигофрения в степени дебильности.
Материал: бумага, цветные карандаши, модель светофора.
Содержание задания: педагог прикрепляет к доске образец светофора, изготовленного из картона. Сигналы светофора – круги из цветной бумаги. После тщательного осмотра, определения цвета, формы, взаимного расположения частей светофора, дети приступают к рисованию. В тетрадях детей заранее расставляется по четыре точки. Дети соединяют их прямыми линиями и получают прямоугольник. В прямоугольнике они рисуют круги - сигналы светофора (зелёный, жёлтый, красный). Закончив рисунок, дети раскрашивают его.
Критерии оценки:
Умение изображать несложные предметы и явления окружающей действительности.
Передача формы предмета и его частей.
Владение техникой рисования карандашами.
Соответствие цвета реальной окраске предмета.
Осмысление изобразительных задач и конечного результата работы.
Осмысление особенностей наглядного материала (натуры, образца).
1.2. Задание: рисование трёх медведей из сказки «Три медведя».
Цель задания – выявить уровень сформированности изобразительных умений и навыков в процессе сюжетного рисования.
Материал: бумага, цветные карандаши, краски, иллюстрация к сказке «Три медведя».
Содержание задания: педагог предлагает детям нарисовать трёх медведей. Он показывает на доске приёмы выполнения рисунка. После этого дети приступают к работе. По нижнему краю листа проводят прямую линию. На ней в ряд размещают трёх медведей разных размеров.
Критерии оценки:
Умение изображать в одном рисунке несколько предметов, связанных единым содержанием.
Передача формы и строение предметов, расположения частей, соотношения по величине.
Использование цвета для передачи реальной окраски изображаемых объектов.
Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.
1.3. Задание: «Узор для косынки».
Цель задания – выявить уровень сформированности изобразительных умений и навыков при изменении и моделировании предложенного рисунка.
Материал: бумага, цветные карандаши.
Содержание задания: детям демонстрируют узоры, выполненные мастерами декоративно- прикладного искусства. Показывают на доске, как они выполняются. Дети получают листы бумаги. В них педагог заранее ставит три точки, дети соединяют и получают треугольник, а затем рисуют в них несложные узоры, чередуя по форме и цвету декоративные элементы.
Критерии оценки:
Умение располагать элементы узора на форме.
Сочетание цветов и их оттенков.
Владение приемами декоративного рисования (рисование колец, волнистых линий, точек, завитков и т.д.).
Максимальное количество баллов по каждому диагностическому заданию – 3 балла:
3 балла – высокий уровень выполнения задания;
2 – балла средний уровень выполнения задания;
1 – балл низкий уровень выполнения задания.
Согласно критериям были выделены уровни:
Низкий (3-4 балла) - пропорции переданы неверно, изображение статично. Цвет как средство выразительности не используется. По сюжетному рисованию задание не выполнено, отсутствует сходство или выполнено не по сюжету. При составлении композиции узора по декоративному рисованию не учитываются особенности формы предмета, колористическое решение произвольно. Объекты изображаются на одной линии, но не взаимодействуют между собой, отсутствует ритм, асимметрия. Ребенок испытывает сложности при самостоятельном выполнении поставленной задачи.
Средний (5-7 баллов) - изображения располагаются на одной линии или на краю листа, допущены незначительные отступления от сюжета. В изображении предметов наблюдается искажение пропорций предметов, неумело передано движение. Использование цветов и их оттенков ограничено, есть отступления от реальной окраски. Композиционное решение стереотипное, владение приёмами декоративного рисования, передача колорита росписи передана с небольшими ошибками. При выполнении рисунка ребенок иногда обращается за помощью к воспитателю.
Высокий (8-9 баллов) - выделение главного элемента рисунка (размером, цветом, местом), сходство изображения с реальным предметом; развёрнутый сюжет с наличием главных и второстепенных объектов, верно соблюдены пропорции в рисунке, умелое использование цветовой гаммы; изображение располагается на одной линии или на всём пространстве листа. При составлении декоративной композиции переданы особенности формы предметов, передача колорита росписи. Ребенок работает самостоятельно, не обращаясь за помощью к воспитателю.
Для решения второй задачи констатирующего этапа эксперимента, направленной на изучение состояния работы по проблеме использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста было проведено:
1. Анкетирование педагогов.
Цель: изучить опыт работы педагогов по использованию игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности у старших дошкольников с диагнозом олигофрения в степени дебильности.
2. Анализ работы школы-интерната.
Цель – изучить содержание, формы и методы работы педагогов по использованию игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности для обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с диагнозом олигофрения в степени дебильности.
Вопросы анкеты для педагогов:
1. Используете ли Вы занятия изодеятелъностью для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта?
2. Какие методы и приемы Вы используете для создания эмоционально-положительной мотивации при организации занятии изодеятелъностъю?
3. Какими принципами Вы руководствуетесь при выборе темы занятия по изобразительной деятельности?
4. С помощью занятий по изобразительной деятельности можно ……..?
5. Считаете ли вы целесообразным использовать игровые приёмы в процессе занятия по изобразительной деятельности?
6. Какие игровые приемы Вы используете для развития речевой и познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях изодеятелъностъю?
7. Какие трудности Вы испытываете в работе по данному направлению?
8. Какую помощь Вы хотели бы получить по данной проблеме?
2.2. Состояние проблемы использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом олигофрения в степени дебильности уровень сформированности изобразительных умений и навыков в рисовании по образцу достаточно низкий. Дети затрудняются в создании изображения, имеющего сходство с реальным объектом, не могут точно передать строение предмета в пропорциональном отношении, не владеют техникой рисования карандашами, цвет не всегда соответствует реальной окраске образца.
Количественный анализ данных по первому заданию представлен в таблице № 1.
Уровни сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе рисования по образцу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
№ п/п | Уровни Имя ребёнка | Высокий | Средний | Низкий |
1. | Таня В. |
| 2 |
|
2. | Ольга Ж. |
|
| 1 |
3. | Настя Р. |
|
| 1 |
4. | Наташа Ш. |
| 2 |
|
5. | Настя Ж. |
| 2 |
|
6. | Алёша Н. |
|
| 1 |
7. | Слава Ж. |
|
| 1 |
8. | Стас К. |
|
| 1 |
9. | Сергей Р. |
|
| 1 |
10. | Саша Д. |
| 2 |
|
11. | Андрей М. |
|
| 1 |
12. | Сергей С. |
| 3 |
|