Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.
Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………
стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……
стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………
стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….
стр.31-39
Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….
стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................
стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….
стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….
стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79
Заключение ………………………………………..
стр.80
Библиография ………………………………
На среднем уровне сформированности умений и навыков в изобразительной деятельности находится трое детей (25%): Таня В., Ольга Ж., Настя Р. Все задания дети выполняли схематично, без проявления инициативы. В рисунках девочек слабо прослеживаются сюжетные связи, чисто образов ограничено Изображения располагаются на одной линии без соблюдения перспективы. В изображении предметов наблюдается искажение пропорций, неумело передано движение. Есть отступления от реальной окраски. Использование цветов и их оттенков ограничено, в декоративном рисовании по мотивам народных росписей - не соответствует колориту. При выполнении рисунка девочки часто обращались за помощью к воспитателю Изображения малооригинальны.
На низком уровне сформированности навыков и умений в изобразительной деятельности находится восемь детей (67%): Настя Ж., Слава Ж., Наташа Ш., Алёша Н., Стас К., Сергей Р. Саша Д., Андрей М. с самого начала эксперимента отличались неустойчивым вниманием, неразвитой моторикой мелких мышц руки, слабо развитым мышлением и воображением. В рисунках детей отсутствует единство сюжета. Объекты изображаются на одной линии, но не взаимодействуют между собой. Пропорции переданы неверно, изображение статично. Цвет не используется как средство выразительности. При составлении композиции узора не учитывались особенности формы, колористическое решение произвольно, отсутствовал ритм, асимметрия. Дети испытывали сложности при самостоятельном решении творческой задачи. Изображения неоригинальны.
Анализ качественного и количественного результатов детских рисунков позволил выявить характерные для старших дошкольников с нарушениями интеллекта черты:
- недостаточное предварительное осмысление наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения должным образом устанавливать определённые связи и отношения между его отдельными частями;
- недостаточно развитое умение использовать образец, детерминирующий при выполнении задания, и обусловленные этим недостатки планирования при построении рисунка;
- слаборазвитое умение самостоятельно исправлять свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля;
- механическое (шаблонное) использование раннее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания;
- сильно ограниченная способность рисовать по представлению предметы и явления.
Таким образом, на основе анализа детских рисунков мы пришли к выводу, что старшие дошкольники с нарушениями интеллекта слабо умеют изображать несложные предметы и явления окружающей действительности плохо владеют техникой рисования карандашами и красками, не могут подобрать цвет, соответствующий реальной окраске предмета. Не умеют изображать в одном рисунке несколько предметов, связанных единым содержанием, соотношение предметов по величине отсутствует, не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги. Слабо владеют приемами декоративного рисования (рисование колец, волнистых линий, точек, завитков и т.д.).
Для решения второй задачи констатирующего этапа эксперимента, направленной на изучение опыта работы педагогов по использованию игровых приёмов на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, мы провели анализ календарно-тематического планирования по разделу изобразительная деятельность и провели анкетирование педагогов.
Просмотрев календарно-тематическое планирование педагогов группы, мы увидели следующее - единого варианта составления планов не существует. У каждого свое видение системы обучения изобразительной деятельности. В одних группах проводится два занятия по рисованию и одно по аппликации или лепке (в неделю), в других – всего два занятия в неделю. Анализ учебно-воспитательных планов педагогов показал, что в основном все занятия по изобразительной деятельности предусматривают решение коррекционно-развивающих задач.
Мы обратили внимание на то, что при планировании занятий полностью отсутствует взаимосвязь изобразительной деятельности с другими занятиями и другими разделами программы обучения и воспитания детей.
Нам удалось установить, что воспитатели часто используют различные приемы для создания эмоционально-положительной мотивации на занятиях по изодеятельности, но нельзя сказать, чтобы это было системой. Воспитатели объясняют этот факт ограничением во времени, т.е. при использовании игрового момента на основную часть занятия приходится гораздо меньше времени.
Также мы обратили внимание на то, что воспитатели делают акцент на задачах формирования графических навыков детей (владение кистью, карандашом). Кроме того, решаются задачи по развитию сенсорных процессов, познавательной деятельности, эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Но материал занятия с точки зрения структуры объекта изображения, его конкретности графических образов, изобразительных навыков старших дошкольников с нарушениями интеллекта немного усложнён.
При планировании используется поэтапная организация занятия: организационный момент, вводная беседа, анализ объекта изображения, планирование построения рисунков, указания к началу работы и по предупреждению ошибок, самостоятельная работа детей над рисунком, подведение итогов - анализ детских рисунков и их оценка, окончание занятия. На занятиях обеспечивается органическая связь между этапами занятия и подчинённость их образовательным, коррекционно-развивающим, воспитательным целям урока. Соблюдена чёткость и последовательность занятия, продолжительность каждого этапа. Присутствуют логическая и дидактическая завершённость урока.
Таким образом, организация и проведение занятий по изобразительной деятельности соответствует предъявляемым требованиям: соблюдается единство образовательных, коррекционных, воспитательных задач, продуманно подбирается наглядный материал, сочетаются различные формы работы, но приёмы и методы работы однообразны и стереотипны, игровые приёмы используются формально, эпизодически.
Анкетирование педагогов показало, что в ходе занятий по изобразительной деятельности ведется достаточно большая работа по развитию мышления, восприятия, эмоциональной сферы ребёнка. Формирование этих процессов проходит как во время занятий, так и вне работы по рисованию, но это коррекционное воздействие даёт свои результаты и в изобразительной деятельности.
Анализируя второй вопрос анкеты: «Какие приемы используете для создания эмоционально-положительной мотивации при организации занятий изодеятелъностью?», мы отметили, что все воспитатели используют различные приемы для создания эмоционально-положительной мотивации, наполняли занятия упражнениями, предупреждающими нарушение зрения, элементами пальчиковой гимнастики и физкультминутками.
При выборе тем занятий по изодеятельности двое (40%) из опрошенных воспитателей руководствуются принципом преемственности, три (60%) воспитателя указали общедидактические принципы.
При выборе по значимости окончания фразы: «С помощью занятий изобразительной деятельности можно …» на первое место три педагога (60%) поставили развитие мелкой моторики, два - (40 %) воспитание эстетических чувств детей. На второе место два педагогов (20%) поставили развитие речи детей, трое (60 %) - развитие психических функций детей. Четверо педагогов (80 %) поставили на третье место развитие мелкой моторики, один из педагогов (20%) - воспитание эстетических чувств. На четвертое место все педагоги (100%) поставили развитие изобразительных умений и развитие психических функций детей.
В тоже время в анкетах было высказано мнение, о необходимости использования на занятиях разнообразных игровых приёмов, так как это повышает заинтересованность детей в занятиях. Игровые приёмы на занятиях по изобразительной деятельности используются, но редко и не систематично.
В анкетах назывались следующие приемы: использование наглядности, использование игровых и сюрпризных моментов, художественной литературы, музыкальных произведений, сказочных персонажей, элементов устного народного творчества.
На вопрос: «Испытываете ли вы трудности в организации занятий по изобразительной деятельности?» 60 % ответили «иногда», 40 % - «да». 100 % педагогов ответили, что хотят получить методическую помощь по проведению занятий на основе использования игровых приёмов обучения (см.Приложение № 5).
Таким образом, можно говорить, что в Кромской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате проводится работа по обучению изобразительной деятельности детей с диагнозом олигофрения в степени дебильности, однако данная работа требует более широкого включения игровых приёмов в структуру занятий про изобразительной деятельности и подготовленности педагогического коллектива в решении данной проблемы.
2.3. Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Формирующий этап эксперимента проходил с 1 декабря 2008 года по 30 марта 2009 года.
Анализ психолого-педагогической литературы, представленный в первой главе, а также выводы, полученные в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования, позволили нам определить цель формирующего этапа исследования: выявить педагогические условия, определяющие эффективность использования игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Опираясь на результаты констатирующего этапа исследования, мы определили задачи формирующего этапа:
1. Составить и апробировать комплекс занятий по изобразительной деятельности с использованием игровых приёмов обучения.
2. Составить методические рекомендации для педагогов по использованию игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта.
Для реализации поставленных задач были использованы методы:
- моделирование;
- педагогический эксперимент.
При разработке комплекса занятий мы исходили из предположения о
том, что использование игровых приёмов на занятиях по изобразительной
деятельности будет эффективным при следующих условиях:
- использовании игровых приёмов в различных структурных частях занятия с целью решения разноплановых дидактических задач;
- подборе игровых приёмов с учётом игрового опыта и уровня игровых умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Игровые приёмы мы рассматривали, как ситуации, состоящие из игровых действий, разработанные педагогом с учётом знаний и интересов детей и способствующие решению дидактических задач путем создания игровых мотивов деятельности детей на занятии.
Воздействие игровых приёмов осуществлялось: во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. Во-вторых, игровые приёмы создавали мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними. Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятиях, существенным образом перестраивали отношение детей к обучению: вызывая направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную.
Были выделены несколько групп игровых приёмов и их варианты:
1. Обыгрывание изображаемого предмета, игрушек, картин. Эта игровая ситуация состояла из имитационных или внеобразных действий (загадывание и угадывание; прятание и поиск и т.п.). Содержание сюжетно-игровых ситуаций основывали на литературных сюжетах (инсценировки сказок, потешек и т.п.), или впечатлениях от окружающей жизни (инсценировки жизненных сюжетов).
2. Обыгрывание изображения с помощью игрушек или без них. Игровые действия носили имитационный характер, который реализовался движением (воспроизводился ритм, траектория), словом (дети как будто «гуляют» по нарисованному лесу, «слушают» птиц, «отдыхают» на солнечной полянке и т.п.). Иногда при обыгрывании готового образа использовали изобразительные действия, которым придавался игровой характер (подрисовали камушек, водоросли «спрятали» от щуки больную рыбку).
При составлении занятий нами учитывались основные требования к работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения:
- развитие заинтересованного отношения к предлагаемым занятиям;
- создание соответствующего эмоционального настроения;
- обеспечение должной (чаще всего игровой) мотивации детской деятельности;
- большая повторяемость материала.
В ходе занятий мы стремились, используя игровые приёмы:
1) снять эмоциональную напряженность;
2) создать ситуацию успеха;
3) привить детям с нарушениями интеллекта новые формы поведения умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность);
4) дать возможность детям почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
Тематика занятий представлена в таблице № 4, а их содержание в приложении № 6.
Тематика занятий по обучению изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта с использованием игровых приёмов
Таблица 4.
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Что за палочки такие? | Вызывать у детей интерес к рисованию карандашами, выяснить, что дети знают о том, как правильно пользоваться карандашами, какие цвета карандашей им известны; учить держать карандаш тремя пальцами чуть выше заточенной части, не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист бумаги; подводить к пониманию того, что линии, проведенные карандашом (кистью или др.), могут что-то изображать; поддерживать у детей попытки сравнивать изображения со знакомыми им предметами, животными и др., узнавать и называть их; поощрять стремление к повторению линий. |
2. | Поучим кисточку рисовать круглые колечки
| Познакомить детей со способом изображения предметов округлых форм кистью и упражнять малышей в его применении, развивать умение переносить способ изображения в новые условия и обобщать его |
3. | Трава для зайчат | Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помогать им; учить рисовать траву способом ритмичного расположения штрихов на поверхности листа бумаги; подводить к пониманию того, что зеленый цвет у травы имеет множество оттенков, и побуждать к отображению их в рисунке. |
4. | Отремонтируем машине колеса
| Побуждать детей к самостоятельному определению формы предмета и использованию известного способа изображения в новой теме; подводить их к пониманию обобщенного способа изображения, оценке рисунков. |
5. | Посадим божьих коровок на листочки | Вызвать интерес и желание выполнить рисунок. Закрепить умение изображать предметы (детали) овальной формы. Учить использовать разнообразные средства выразительности (цветовой контраст, передача элементов движения). |
6. | Дерево с разноцветными листьями
| Воспитывать интерес к окружающему миру; уточнить знания о строении дерева; учить детей рисовать дерево с ветвями разной длины, изображать листья приемом вертикального мазка; учить использовать два цвета – оранжевый и красный – для рисования листвы дерева; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. |
7. | Лес надел белую шубку
| Вызвать интерес, желание помочь зайчику; учить детей передавать в рисунке картину зимнего леса; упражнять в рисовании концом кисти тонких линий – веток, точек – падающего снега; закрепить навыки рисования деревьев, умения размещать на листе бумаги однородные предметы рядом с другом. |
8. | Пустим в озеро красивых рыбок
| Вызвать интерес к теме, желание придумать и выполнить красивый рисунок, непохожий на другие, побуждать детей к переносу способов изображения в новые темы, к поиску разнообразных выразительных средств (цвет, форма, детали и т.п.), учить видеть и объяснять недостатки и достоинства выполненных работ, упражнять в технике рисования красками. |
9. | Чьи детки?
| Вызвать интерес к теме, мотивировать задание; направить внимание детей на характерные особенности утят и цыплят, передавая разницу в форме, деталях; побуждать детей переносить освоенные способы изображения в новые образы; вызывать у детей желание выполнить выразительный рисунок, используя все доступные им средства выразительности; осмысленно оценивать образы (понимать средства выразительности) . |
10. | Деревья в нашем парке
| Мотивировать деятельность и вызвать у детей желание рисовать на данную тему учить детей способам обследования деревьев, умению видеть их характерные особенности; совершенствовать применение детьми разных средств выразительности (линия, цвет, колорит, композиция), представляя свободу в выборе материала, цвета, размера и формата бумаги; побуждать детей передавать в рисунке разнообразные по строению, форме деревья, кусты (старые деревья с толстыми стволами, изогнутые и наклоненные ветром ветки, стройные, высокие и низкие деревья); продолжать формировать технические умения: использовать разное положение кисти при изображении линий разной толщины, технику работы пастелью (меняя силу нажима, используя растушевку), восковыми мелками и т. п., формировать умение замечать и чувствовать выразительность рисунков; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание оказывать помощь другим людям. |
11. | Зимний денек
| Вызвать в представлении детей картины зимних пейзажей; побуждать детей к поиску разнообразных выразительных средств (колорит, композиция, выразительные детали); развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа. |
12. | Сказочная птица
| Вызвать желание выполнить выразительную работу; побуждать к созданию разнообразных образов, используя разные средства выразительности (цвет оперения; форма клюва, хвоста; украшение на голове; разные позы птицы — раскрытые крылья, наклоненная голова и др.). В процессе анализа показать значение изобразительно-выразительных средств. Совершенствовать технику рисования: упражнять в изображении округлых форм, рисовании всей кистью и только ее концом. |