Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание

Изобра­зительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.

Содержание

Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………



стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……

стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………


стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….


стр.31-39

Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….




стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................

стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….



стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….



стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79


Заключение ………………………………………..
стр.80

Библиография ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Игровые приёмы в изо.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица  № 1

Из таблицы № 1 видно, что только у Сергея С. (8%) - высокий уровень сформированности умений и навыков в рисовании с натуры. В рисунке Сергея верно соблюдены пропорции, окраска предметов соответствует реальной, переданы характерные особенности формы предмета. Действия с цветными карандашами точны и ритмичны. Качество раскрашивания рисунков хорошее, штрихи не заходят за контуры, все элементы рисунка правильной формы.

У Тани В., Наташи Ш., Насти Ж., Саши Д. (34%) - средний уровень сформированности умений и навыков в рисовании с натуры. В изображении предметов наблюдается искажение, отступление от реальной окраски – последовательность цветов не соответствует действительности. В работах детей отмечается неумение воспринимать объект изображения, что не позволяет выполнить рисунок, который был бы сходен с образцом, неправильная передача пропорций рисунка – по величине. Дети не могут точно нарисовать круг, не умеют осуществлять зрительный контроль над точностью движений.

У Ольги Ж., Насти Р., Алеши Н., Славы Ж., Стаса К., Сергея Р., Андрей М.  (58%) - низкий уровень сформированности умений и навыков в рисовании по образцу. Дети испытывали сложности при самостоятельном решении поставленной задачи, цвет не соответствовал действительности. В работах присутствует неумение в должной степени воспринимать объект изображения, что не позволяет выполнить рисунок, который был бы сходен с натурой, неправильная передача пропорций рисунка. Дети  недостаточно четко воспринимали форму предметов,  путали  близкие формы: круг и овал, ромб и  квадрат  и  т.д.  Дети не могут точно нарисовать круг, не умеют осуществлять зрительный контроль над точностью движений.

При анализе рисунков было выявлено, что у детей плохо развита мелкая моторика рук, при выполнении различных действий движения скованные, вялые, качество раскрашивания плохое: раскрашивания наносятся неравномерно, выходят за линии контура  (см. Приложение № 2).

Во втором задании детям предложили  проиллюстрировать эпизод любимой сказки «Три медведя».

                   Анализ работ по сюжетному рисованию показал, что  дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями не умеют изображать в одном рисунке несколько предметов, связанных единым содержанием.  Дети не  смогли выразить  в своих рисунках  все элементы задуманного  ими сюжета, не смогли использовать цвет  для передачи реальной окраски изображаемых объектов. Не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Количественный анализ данных по второму заданию представлен в таблице № 2.

Уровни сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

№ п/п

Уровни

Имя ребёнка

Высокий

Средний

Низкий

1.

Таня В.                 

 

2

 

2.

Ольга Ж.             

 

2

 

3.

Настя Р.              

 

2

 

4.

Наташа Ш.         

 

 

1

5.

Настя Ж.             

 

 

1

6.

Алёша Н.          

 

 

1

7.

Слава Ж.                

 

2

 

8.

Стас К.               

 

 

1

9.

Сергей Р.               

 

 

1

10.

Сергей С.              

3

 

 

11.

Саша Д.

 

 

1

12.

Андрей М.

 

2

 

 

Таблица 2.

Из таблицы № 2 видно, что только у  Сергея С. (8%) - высокий уровень сформированности умений и навыков в сюжетном рисовании. В своем рисунке мальчик использовал цвет для передачи настроения и отношения к изображаемому, правильно расположил нарисованных мишек, сумел построить определённую композицию. Мишки  нарисованы правильной формы - от большого к маленькому,  достаточно проработаны.  Ребёнок стремился тщательно прорисовать отдельные элементы.

У Ольги Ж., Насти Р., Тани В., Славы Ж., Андрея М. (34%) - средний уровень сформированности умений и навыков в сюжетном рисовании. В рисунках детей  встречается попытка передать правильное расположение мишек по размеру,  кроме этого, при­сутствуют дополнительные де­тали, цвет использован бедно. В рисунках Тани В., Славы Ж., Андрея М. изображения расположены на одной линии, но наблюдаются отступления от реальной окраски. В рисунках Ольги Ж., Насти Р.  присутствует попытка передать правильное расположение мишек по размеру, но умение ориентироваться в пространстве листа бумаги отсутствует, мишки нарисованы либо в углу листа, либо смещены в сторону от композиционного центра.

У Наташи Ш., Насти Ж.,  Алеши Н., Стаса К., Сергея Р., Саша Д. (58%) - низкий уровень сформированности умений и навыков в сюжетном рисовании. Дети не проявили заинтересованности к заданию, испытывали сложности при самостоятельном решении поставленной задачи. Объекты изображены хаотично, не взаимодействуя между собой, пропорции переданы неверно, цвет как средство передачи настроения не использовался. Например, изображение передано в чёрном цвете в рисунках Стаса К. и Сергея Р.     При анализе рисунков было выявлено, что дети не справились с заданием, так как они не владеют простейшими способами изображения, у детей плохо развита мелкая моторика рук.  Движения скованные, вялые, качество раскрашивания плохое (см. Приложение № 3).

Самым сложным для детей старшего дошкольного возраста оказалось декоративное рисование. Неумение создавать оригинальные образы проявилось в использовании известных элемен­тов (выполнение узоров по мотивам народных промыслов).  Работы  показали неуме­ние детей с интеллектуальными нарушениями располагать элементы узора на форме. Сочетание цветов и их оттенков не соответствует оригиналу.

Дети слабо владеют приёмами декоративного рисования (рисование колец, волнистых линий, точек, завитков и т.д.).

 

Количественный анализ данных по третьему заданию представлен в таблице № 3.

Уровни сформированности изобразительных умений и навыков, в процессе декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

№ п/п

Уровни

Имя ребёнка

Высокий

Средний

Низкий

1.

Таня В.                 

 

2

 

2.

Ольга Ж.             

 

 

1

3.

Настя Р.              

 

2

 

4.

Наташа Ш.         

 

2

 

5.

Настя Ж.             

 

 

1

6.

Алёша Н.          

 

 

1

7.

Слава Ж.                

 

 

1

8.

Стас К.               

 

 

1

9.

Сергей Р.               

 

 

1

10.

Сергей С.              

 

2

 

11.

Саша Д.

 

 

1

12.

Андрей М.

 

 

1

 

Таблица  3

Из таблицы № 3 видно, что  у большинства детей: Саша Д., Андрей М., Стаса К., Сергея Р., Славы Ж., Алёши Н., Насти Ж., Ольги Ж.  (67%) – низкий уровень сформированности умений и навыков в декоративном рисовании. В рисунках направления линий часто теряются, они еле заметны, наблюдались замедленный темп работы, замедленность процесса восприятия. Единственным  изображаемым средством является простота, «проволочная» линия, имеющая одинаковую толщину на всём протяжении. Рисунки не выразительны, выполнены одним цветом. Пропорции элементов не соблюдаются. В рисунках детей с интеллектуальными нарушениями присутствуют изменения, которые не соответствуют стилю росписи. При составлении композиции узора не учитываются особенности формы, отсутствует ритм, асимметрия Дети испытывали сложности при самостоятельном решении поставленной задачи.  Изображения неоригинальны. У детей с низким уровнем завершённость работы составляет 1/3. Техника исполнения низкая.

У Тани В., Наташи Ш., Насти Р., Сергея С. (34%) средний уровень сформированности умений и навыков в декоративном рисовании. При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. Допущены неточности в передаче контуров, изображаемых фигур, движения рук быстрые, размашистые, темп движения носит непостоянный характер, характерные черты этих рисунков – это примитивность и схематичность. Использование цветов и их оттенков в декоративном рисовании по мотивам народных росписей ограничено. Работа завершена почти полностью (см.Приложение № 4).

Обобщение сводных данных констатирующего этапа исследования позволило нам выделить три уровня сформированности умений в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, которые представлены в гистограмме № 1.

Гистограмма 1. Уровни сформированности  изобразительных умений  детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Данные гистограммы показывают, что к высокому уровню мы отнесли одного ребёнка (8%).  Сергей С. проявил большой интерес к рисованию с начала про­водимого эксперимента. При выполнении заданий показывал ровные результаты. Работы мальчика  с самого начала относились к лучшим в данной группе детей. Сергей С. проявлял максимум внимания, мог подолгу быть сосредоточенным в работе, что позволяло ему достаточно быстро с ней справляться. В рисунке Сергея С. представлен развернутый сюжет с наличием главных и второстепенных объектов, верно соблюдены пропорции, изображение располагается на всем пространстве листа, переданы характерные особенности формы и строения предметов, сложные движения отражены точно, характеризуют взаимоотношения персонажей Окраска предметов соответствует реальной. Цвет использовался как средство выразительности. При составлении декоративной композиции учитывались особенности формы и назначения предметов, колорит народной росписи, присутствуют ритм и симметрия. Ребенок работал самостоятельно, не обращаясь за помощью к воспитателю. В течение всего процесса исследования  не было моментов невыполнения поставленной  задачи.

Информация о работе Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз