Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание

Изобра­зительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию детей. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус. Нельзя не отметить также положительного влияния рисования на овладение обще-трудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Овладение рисованием способствует расширению словаря, обогащению детской речи.

Содержание

Введение …………………………………………………..
стр. 2- 6
Глава I.
Теоретическое обоснование использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями ……………………



стр. 7
1.1.
Изобразительная деятельность и её значение для развития детей с нарушением интеллекта……….. ……

стр. 7- 19
1.2.
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………………………………………


стр.19-31
1.3.
Методика использования игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……….


стр.31-39

Глава II.
Методика экспериментального изучения использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………….




стр.40
2.1.
Методика проведения опытно – экспериментальной работы ……………………...............................................

стр.40-44
2.2
Состояние проблемы использования игровых приёмов в системе занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ………………………………………………….



стр.44-56
2.3.
Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………….



стр.56-70
2.4.
Итоги опытно-экспериментальной работы……......
стр.70-79


Заключение ………………………………………..
стр.80

Библиография ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Игровые приёмы в изо.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

Данные гистограммы показывают, что у шести детей (50%) - Тани В., Ольги Ж., Насти Р., Насти Ж., Наташи Ш., Сергея С., Саши Д. высокий уровень сформированности умений в изобразительной деятельности. Рисунки детей отли­чались оригинальностью компоновки и сложным решением цели.  В работах использовались средства выразительности, учитывались особенности формы предмета, колорит народной росписи.

У четырёх детей (34%) - Славы Ж., Алёши Н., Саши Д., Андрея М.  все задание выполняли схематично, без проявления инициативы. По-прежнему дети отказывались искать новые решения и поль­зовались найденными способами: цветовое решение однообразно, сложный цвет в работе отсутствует, формаль­ное решение композиции рисунка (стереотип­ное). Изображения располагаются на одной линии без соблюдения перспективы. В изображении предметов наблюдается искажение пропорций, неумело передано движение. Использование цветов и их оттенков ограничено, в декоративном рисовании по мотивам народных росписей - не соответствует колориту. При выполнении рисунка дети иногда обращались за помощью к воспитателю. Изображения малооригинальны.

Двое детей (16%) - Стас К., Сергей Р. с самого начала эксперимента отличались неустойчивым вниманием, неразвитой мотори­кой мелких мышц руки, слабо развитым мышлением и воображением. Работы получались плохими, носи­ли спонтанный характер. В рисунках мальчиков отсутствует единство сюжета. Объекты изображаются на одной линии, но не взаимодействуют между собой. Пропорции переданы неверно, изображение статично.  Цвет как средство выразительности не использовался. При составлении композиции узора не учитывались особенности формы, колористическое решение произвольно, отсутствовали ритм, асимметрия. С детьми по-прежнему требуется проведение индивидуальной работы.

Для выявления динамики в произошедших изменениях приведём результаты по всем методикам констатирующего этапа и контрольного среза, представленные  в гистограмме № 3.

Гистограмма 3. Динамика развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

 

      Констатирующий этап

Контрольный срез

Сравнивая результаты констатирующего этапа и контрольного среза, следует отметить, что нам удалось заинтересовать детей, имеющими интеллектуальные нарушения,  занятиями по изобразительной деятельности. Если по результатам констатирующего этапа исследования на высоком уровне был один ребёнок (8%), а на низком уровне - десять детей (67%), то результаты  контрольного среза показали, что на высокий уровень перешло семь детей (50%),  а на низком уровне  осталось двое детей (16%).

Обобщая полученные результаты, мы можем выделить следующие изменения изобразительных умений старших дошкольников с нарушением интеллекта экспериментальной группы в рисовании по образцу, в сюжетном рисовании и декоративном рисовании, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента:

-   дети не отказываются от выполнения заданий;

-   используют богатую цветовую палитру при реализации замысла;

-  стараются пропорционально построить композицию;

-   активно используют помощь взрослого;

-  тематику рисунков не  переносят из одного задания на другое; не повторяют сюжет работы.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили предположение об эффективном воздействии игровых приемов на овладение детьми всеми изобразительными умениями: способами передачи формы, строения, цветовой характеристики образа.

Заключение

Анализ    психолого-педагогической    литературы    и    результаты проведённого эксперимента показали, что:

1.     В ходе исследования мы нашли подтверждение известных теоретических положений о благоприятных возможностях использования игровых приёмов для обучения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями изобразительной деятельности.

2.     Опираясь на научные данные и принимая во внимание результаты констатирующего эксперимента, мы разработали комплекс занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности.

3.     Результаты эксперимента дают нам основание утверждать, что разработанный нами комплекс занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта изобразительной деятельности оказался достаточно эффективным. Данный комплекс игровых приёмов для обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта можно включать непосредственно в занятия по изобразительной деятельности, его можно видоизменять и дополнять необходимым содержанием.

4.     Процесс обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- использовании игровых приёмов в различных структурных частях занятия с целью решения разноплановых дидактических задач;

- подборе игровых приёмов с учётом игрового опыта и уровня игровых умений  детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Таким образом, выдвинутая гипотеза  подтверждена. Исследование  не претендует на исчерпывающее изучение проблемы. Дальнейшее рассмотрение требует, на наш взгляд, особенности использования игровых приёмов на занятиях различного типа по изобразительной деятельности.

 

Список литературы:

1.      Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.,  1990.

2.      Бехтерев В.М. Первоначальна эволюция детского рисунка в объективном изучении. –  С.П.,1980.

3.      Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.,1990.

4.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.

5.      Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.

6.      Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.

7.      Гаврилушкина  О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта. –  М., 1985.

8.      Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М., 1999.

9.      Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1998.

10. Григорьева Г.Г. Игровые элементы в изобразительном творчестве дошкольника как условие активизации познавательной деятельности // Пути активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. –  Горький, 1981. –  С.26-34.

11. Григорьева Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов. –  Горький, 1984. –  С.10.

12. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. – 1990. –  № 8. –  С. 28-35.

13. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. –  1991. –  № 3. – С.15-23.

14. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. –  М., 1995. – С. 61.

15. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 1999. – 344с.

16. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. –  1991. –  № 7. – С.2-9.

17. Григорьева Г., Ильичева Е. Своеобразие и место игровых приемов в развитии изобразительного творчества старших дошкольников // Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования: Тезисы докладов. –  Нижний Новгород, 1991. – С.74-75.

18. Грошенков И.А. Занятие изобразительным искусством в специальной [коррекционной] школе 8 вида: учебное пособие для учителей специальных коррекционных школ и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Л.,  2001.

19. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. –  М., 1982.

20. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности // Дефектология. – 1980. – № 6.

21. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-5 классах вспомогательной школы. – М., 1970.

22. Грошенков  И.А. Эмоционально-эстетическое  развитие учащихся вспомогательной школы в процессе  занятий  рисованием. //Дефектология. – 1982. –   № 4.

23. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2000.

24. Доронова Т.Н.Изобразительная деятельность с детьми. //Дошкольное воспитание. – 1998. –  №8.

25. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под редакцией Власовой Т.А. и Петровой В.П. – М.,1981.

26. Екжанова Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания  для детей с задержкой психического развития. //Дефектология. – 1991. –   № 5.

27. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста. //Дефектология. –   1989. –  №4.

28. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003

29. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.,1991.

30. Кириенко В.И.  Психология способностей к  изобразительной   деятельности. –  М.,1999.

31. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. –М.,1980.

32. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.

33. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М., 1983.

34. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2000.

35. Комарова Т.С Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. //Дошкольное воспитание. – 1998. –   №10.

36. Комарова Т. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой //Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4.

37. Корнев А.Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дизлексией, и детей с задержкой психического развития. //Дефектология. – 1983. – № 4.

38. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.,1965.

39. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Изобразительная психология. Произведение в двух томах. – Т.1. – М.,1982. – С.321.

40. Методика обучения изобразительной и консультированию /Под редакцией Т.С.Комаровой, 2-е издание. – М.,1985.

41. Медникова Л.С. Особенности развития пространственно-временной организации изобразительной  и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. //Дефектология. – 1980. –   №4.

42. Миловская С.М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школе. //Дефектология. – 1980. –   №4.

43. Нестерова Т.В. Применение контраста в обучении изобразительному искусству младших школьников с нарушениями интеллекта. //Дефектология. – 2004. –   №4.

44. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: Олигофренопедагогика, учебное пособие для студентов педагогических заведений. Под редакцией Б.П. Пузанова. –  М., 2000.

45. Программы для 0-4 классов школы IIIV вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.

46. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Под редакцией Л.М. Шипильцыной. – СПб., 2004.

47. Савенков А.И.Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 1989.

48. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием. –  М., 2000.

49. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. –  М., 1995.

50. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

 

 

 



Информация о работе Педагогические условия использования игровых приёмов в процессе обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного воз