Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)

    5. Материальная база

  1. В целях создания необходимых условий для организации работы и сохранности фондов, технического оснащения Кабинета администрация МГДД(Ю)Т предоставляет для Кабинета изолированное, соответствующее установленным санитарно-гигиеническим нормам помещение, оснащенное охранными и противопожарными средствами.
  2. Техническое оснащение Кабинета должно соответствовать требованиям создания единой информационной сети и включает компьютеры, подключенные к выделенному каналу Интернет (в том числе находящиеся в рабочей зоне пользователей), ноутбук, видеопроектор, экран, ксерокс, принтер, сканер и другую компьютерную технику.

    6. Заключительные положения

    6.1. Документы,  регламентирующие деятельность  Кабинета:

   - приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки РФ, Департамента 
образования города Москвы;

   - федеральная и региональная программы развития образования (в том числе - 
дополнительного образования детей);

  • Положение о ГПМЦ;
  • Положение об отделе информации ГПМЦ;
  • настоящее Положение;
  • Правила пользования библиотечным фондом и медиатекой Кабинета;
  • годовые и квартальные планы работы Кабинета, отчеты о результатах работы,
  • распоряжения директора ГПМЦ и заведующего отделом информации ГПМЦ.

 
43

 

   6.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение согласовывается с директором ГПМЦ и первым заместителем директора МГДД(Ю)Т, затем утверждается директором МГДД(Ю)Т.

    Директор ГПМЦ  / /

                             /подпись/ С Положением ознакомлены:

    Зав. методическим кабинетом   ..  / /

                                 /подпись/ 
    Методист / /

                   
                  Положение подготовлено: Н. В. Кленовой М. Я. Малаховой

                ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ МГДД(Ю)Т'

          1.  Общие положения

  1. Экспертная комиссия создается при методическом совете МГДД(Ю)Т как коллегиальный независимый орган, осуществляющий педагогическую экспертизу программно-методических материалов в целях поддержки педагогических инноваций, повышения качества продуктов творческой деятельности педагогических кадров и достижения уровня нормативных требований, предъявляемых к педагогической продукции.
  2. Основной целью деятельности экспертной комиссии является осуществление объективной профессионально-компетентной экспертизы программно-целевой, экспериментальной деятельности Дворца, а также экспертизы образовательных проектов и программ, научно-методических, учебно-методических материалов.
  3. В своей деятельности экспертная комиссия .руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», постановлениями и решениями Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города Москвы, приказами директора МГДД(Ю)Т, настоящим Положением.
  4. Обязательной экспертизе подлежат разрабатываемые и реализуемые во Дворце образовательные и социокультурные программы (проекты), а также методическая продукция, представляемая к печати через редакционно-издательский отдел МГДД(Ю)Т.

                    2. Задачи и функции  Экспертная комиссия:

   2.1. Вырабатывает объективную оценку представленных результатов программно- 
целевой, экспериментальной работы.

   2.2. Обеспечивает надлежащий уровень научно-методической экспертизы 
образовательных программ, методических материалов сотрудников Дворца и других 
образовательных учреждений.

   2.3. Определяет статус представленных программ (модифицированная, авторская) и на 
этой основе дает рекомендации методическому совету МГДД(Ю)Т по утверждению статуса 
образовательных программ, разработанных во Дворце.

 
 
 
 Данное   Положение   может   стать   основой   для   разработки   аналогичного   документа,   регулирующего деятельность экспертной комиссии (экспертного совета) в конкретном УДОД.

   2.4. Дает рекомендации методическому совету МГДД(Ю)Т о целесообразности 
(нецелесообразности) рекомендовать к распространению (в том числе - к изданию) материалы, 
прошедшие экспертизу.

    2.5. По итогам экспертизы дает рекомендации авторам-разработчикам.

        3. Состав, структура, полномочия

  1. Экспертную комиссию возглавляет руководитель, являющийся (по должности) председателем методического совета Дворца. Заместителем руководителя экспертной комиссии назначается, заведующий отделом программно-методического обеспечения Городского программно-методического центра.
  2. Экспертная комиссия состоит из членов постоянного и переменного состава. В постоянный.состав входят: руководитель экспертной комиссии, его заместитель, секретарь. Переменный состав формируется из числа наиболее компетентных профильных специалистов Дворца, имеющих высшее образование, обладающих высоким уровнем методологической и методической грамотности, имеющих личный опыт разработки программ, участия в экспертизах в сфере образования. Выдвижение сотрудников в переменный состав экспертной комиссии осуществляется по представлению руководителей образовательных центров, заведующих образовательными и обеспечивающими отделами МГДД(Ю)Т и ежегодно утверждается приказом директора.

    3.3. Руководитель экспертной комиссии:

  • осуществляет общее руководство деятельностью экспертной комиссии;
  • совместно с руководителями конкретных направленностей определяет кандидатуры экспертов, входящих в переменный состав экспертной комиссии;
  • представляет экспертную комиссию в различных органах управления образованием, научных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей.

    3.4. Эксперты:

    - изучают и анализируют представленные на экспертизу материалы, делают замечания 
и вносят конкретные предложения по целесообразности их использования в системе 
дополнительного образования детей, а также по усовершенствованию и доработке данных 
материалов;

    - при необходимости запрашивают у авторов рассматриваемых рукописей 
дополнительные сведения (результаты контрольных срезов, мониторинговых исследований, 
аналитические справки о посещении занятий по образовательной программе и т.п.);

  • представляют в экспертную комиссию тексты экспертных заключений согласно установленным формам - в виде развернутого (Приложение 1) либо профильного (Приложение 2) экспертного заключения;
  • по окончании экспертизы могут проводить консультации и оказывать практическую помощь авторам рецензируемой продукции по доработке их материалов (по взаимосоглашению с руководителями тех структурных подразделений, в которых работают эксперты).

   3.5. Оплата труда экспертов производится по представлению руководителя экспертной 
комиссии за фактически выполненную работу на основании заключенных с ними трудовых 
соглашений.

   3.6. Работа сотрудников Дворца в качестве экспертов учитывается при прохождении 
аттестации, назначении на более высокие должности, представлении к поощрению и 
награждению.

          4. Экспертное  заключение

  1. Программно-методические материалы принимаются на экспертизу на основании поданных в экспертную комиссию заявок (Приложение 3).
  2. Эксперт осуществляет экспертизу и выдает экспертное заключение в течение 2-х недель со дня регистрации заявления на проведение экспертизы.

    4.3. Экспертное заключение, выполненное экспертом-специалистом, может быть 
обсуждено на открытом заседании экспертной комиссии в присутствии автора (авторов).

45

 

    4.4. Экспертное заключение удостоверяет соответствие (несоответствие) 
представленных материалов требованиям, выраженным в критериях оценки программно- 
методической, научно-методической, учебно-методической продукции системы 
дополнительного образования детей.

    4.5. На основании экспертного заключения принимаются решения:

    4.5.1. Методическим советом МГДД(Ю)Т:

  • об утверждении статуса образовательных программ, разработанных во Дворце;
  • о рекомендации материалов, прошедших экспертизу, к печати, а также иным способам распространения в городской системе дополнительного образования детей;

    4.5.2. Аттестационной комиссией МГДЦ(Ю)Т:

    - о рекомендации авторов представленных материалов к повышению разрядов, 
установлению II квалификационной категории.

                  Приложение 1

Примерная форма развернутого экспертного заключения

        ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    на  образовательную  программу дополнительного  образования детей

    Название программы 

    Направленность 

    Ф.И.О. автора 

  Далее необходимо дать развернутую письменную рецензию на программу в произвольной форме, опираясь на ниже обозначенные критерии и фиксируя при этом основные достоинства и недостатки программы:

   т Соответствие программы федеральным Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (наличие всех необходимых структурных элементов, правильность их оформления).

  • Целостность программы: взаимосвязь цели и задач с заявленной направленностью программы, ожидаемыми результатами, содержанием программы.
  • Результативность: наличие в программе ожидаемых результатов, критериев их оценки, способов и форм проверки; технологичность (возможность использования другими педагогами) предложенного контрольно-диагностического аппарата.
 
   
  • Методическая  проработанность  программы: обоснованность используемых автором методик; дидактическая оснащенность программы.
  • Инновационность: оригинальность программы, ее новизна и преимущества в сравнении с близкими по тематике программами.
  • Природосообразность: соответствие цели, задач, содержания программы, уровня учебной нагрузки возрастным особенностям обучающихся (с учетом требований СанПиН).
  • Личностная ориентированность: предусмотрено ли программой личностное развитие обучающихся (личностный рост).

   В завершение рецензии целесообразно изложить рекомендации эксперта (например: программа нуждается в существенной доработке - в чем? Требуются отдельные уточнения - какие? Программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к распространению - к печати, проведению на ее основе мастер-класса и др.).

    Ф.И.О. рецензента,

    должность, ученая степень 

    Дата       200     г. Подпись  _____________

Приложение 2

Примерная форма профильного  экспертного заключения

      ПРОФИЛЬНОЕ  ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    на  образовательную  программу дополнительного  образования детей

    Название программы

    Направленность 

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель