Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
4. Задачи конференции должны быть конкретизированы для всех ее субъектов:
5. Должна
быть четко определена предметно-тематическая
или философская
направленность мероприятия. С этой целью
либо определяется перечень направлений,
секций, либо - если конференция междисциплинарная
- определяется научно-философская
направленность, без конкретного рубрикатора
по темам.
6. По
характеру принимаемых работ конференция
может быть исследовательской,
проектной, реферативной, либо может объединять
творческие работы разных типов. При
этом по каждому типу работ необходимы
свои критерии экспертизы.
7. В Положении также необходимо отразить:
Материал
подготовлен А. В.
Леонтавичем
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Целью психологического сопровождения образовательных программ является улучшение образовательного процесса за счет установления коммуникативных связей между участниками образовательного процесса (между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями учащихся, между родителями и учащимися, между педагогами и другими сотрудниками Дворца, обеспечивающими прохождение образовательного процесса).
Адресатами психологического сопровождения являются:
• сторонние
организации, стремящиеся к получению
необходимых знаний для
оптимизации образовательного процесса
на базе своих учреждений.
Ведущие участники - психологи, психологи-тренеры, психологи-консультанты, психотерапевты.
Ожидаемые результаты психологического сопровождения /. В отношении образовательного процесса в целом:
• Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:
• Улучшение качества образовательного процесса за счет:
2. В отношении участников образовательного процесса:
• в отношении преподавателей:
- оказание
психологической помощи в решении личных
проблем (семейное
консультирование, консультирование,
связанное с трудом и отдыхом);
- разрешение
трудностей во взаимоотношениях с другими
участниками
образовательного процесса;
- повышение психологической грамотности;
- установление
тесных взаимосвязей с психологом и родителями
для
комплексного решения тех или иных трудностей
в обучении и развитии ребенка;
- содействие в личностном росте.
• в отношении учащихся:
• в отношении родителей учащихся:
- психологическая
поддержка, оказание консультативной
помощи в решении
жизненных трудностей, оказывающих влияние
на сферу учебной деятельности ребенка;
- получение
информации о способах и средствах психологического
развития
ребенка;
- содействие в личностном росте.
3. В отношении иных лиц и организаций, включенных в образовательный процесс:
• отделы и сектора отделов Дворца;
- налаживание
активной коммуникации для комплексного
и эффективного
обеспечения прохождения образовательного
процесса (принцип «открытости
образовательного учреждения внутрь»);
- содействие
педагогическому коллективу в разработке,
апробации и реализации
образовательных программ.
• сторонние организации:
налаживание связей для обмена опытом (принцип «открытости образовательного учреждения, наружу»);
24
- обучение
педагогов и других участников образовательного
процесса на базе
Дворца (проведение семинаров, круглых
столов, конференций) для эффективного
психолого-
педагогического сопровождения детства,
бережного отношения к институту детства
в целом.
Методы работы Социально-психологический тренинг (работа с навыками, необходимыми для эффективного взаимодействия между людьми).
Психологические группы (работа с возникающими проблемами в образовательных коллективах).
Тематические дискуссии (информационно-проблемная работа с образовательным коллективом).
Индивидуальные консультации.
Психотехнические мастер-классы (психотехника учителя, внешкольника, родителя и т.д.). Тестирование и социометрия (выявление проблемных областей в образовательных коллективах). Ролевые игры и праздники (работа по снятию напряженности, сплочению коллективов).
Материал подготовлен М. О. Цирковой
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления, и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.
Целью мастер-класса является ретрансляции уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.
Основные задачи мастер-класса.
► создание
условий для профессионального общения,
самореализации и.
стимулирования роста творческого потенциала
педагогов;
Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
Как правило, такой педагог удовлетворяет следующим формальным критериям: высшее образование, высшая квалификационная категория, значительный опыт работы в системе ДОД наличие публикаций программно-методического характера.
Мастер-класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер-класс, так и от потребностей педагогической среды, возможностей данного УДОД. Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.
По формам мастер-класс может быть проведен:
• с педагогами и для них без участия детей;
• с
группой обучающихся детей или с отдельными
детьми для педагогической
аудитории.
Он
может проводиться для
При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:
Необходимо
тщательно продумать какие