Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)
  1. Каковы концептуальные основания проводимого мероприятия: какие основные общекультурные и образовательные принципы кладутся в основу работы конференции, какие нормы и традиции являются ведущими при рассмотрении работ, как это способствует повышению эффективности и качества современного дополнительного образования детей.
  2. Какие этапы предстоит пройти участникам. Независимо от того, предполагается ли этап заочного отбора работ, конференция обязательно предполагает очную часть, сопровождающуюся презентацией представленных работ (в различных формах).
  3. Какая цель является ведущей. Конференции могут быть разделены по ведущим целям следующим образом:
 
   
  • если целью  заявлено выявление и отбор лучших работ, то конференция выступает  как интеллектуальное соревнование, главная задача которого выявление наиболее качественных работ учащихся; организаторов интересуют только лучшие работы;
  • если же целью конференции становится дальнейшее совершенствование деятельности авторов, то конференция организуется как форма образовательной индивидуальной работы с авторами и руководителями. В этом случае организаторы рецензируют и консультируют авторов и руководителей всех представленных работ.

    4. Задачи конференции должны быть конкретизированы для всех ее субъектов:

  • для учащихся (повышение качества образования, выявление лучших работ и т.д.);
  • для педагогов (повышение профессионального мастерства, овладение эффективными способами обучения, обмен опытом и т.д.);
  • для учреждения (повышение статуса, повышение известности авторской концепции);
  • для образовательной системы (развитие новых образовательных технологий, развитие связей, сетей и т.д.);
  • для общества в целом (поддержка определенной .культурной традиции).

   5. Должна быть четко определена предметно-тематическая или философская 
направленность мероприятия. С этой целью либо определяется перечень направлений, 
секций, либо - если конференция междисциплинарная - определяется научно-философская 
направленность, без конкретного рубрикатора по темам.

   6. По характеру принимаемых работ конференция может быть исследовательской, 
проектной, реферативной, либо может объединять творческие работы разных типов. При 
этом по каждому типу работ необходимы свои критерии экспертизы.

    7. В Положении также необходимо отразить:

  • регламент проведения экспертной процедуры (включая заранее известные критерии экспертизы);
  • профессиональную квалификацию экспертов;
  • формы работы с учащимися и руководителями работ (оценка представленных работу учащихся, консультации руководителей, семинары для руководителей по разбору ученических работ и разработка рекомендаций, культурно-образовательная и научная программен др.).

Материал  подготовлен А. В. Леонтавичем 

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ

   Целью психологического сопровождения образовательных  программ является улучшение образовательного процесса за счет установления коммуникативных связей между участниками образовательного процесса (между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями учащихся, между родителями и учащимися, между педагогами и другими сотрудниками Дворца, обеспечивающими прохождение образовательного процесса).

    Адресатами  психологического сопровождения являются:

  • педагоги;
  • учащиеся;
  • родители учащихся; а также:
  • методисты отделов;
  • отделы и сектора отделов Дворца,

   • сторонние организации, стремящиеся к получению необходимых знаний для 
оптимизации образовательного процесса на базе своих учреждений.

   Ведущие участники - психологи, психологи-тренеры, психологи-консультанты, психотерапевты.

       Ожидаемые результаты психологического сопровождения  /. В отношении образовательного процесса в целом:

    • Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:

  • в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, активизация потребности в получении новой информации - появление «желания учиться» и потребности в учении;
  • в более быстром овладении ЗУНами при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.

    • Улучшение качества образовательного процесса за счет:

  • оптимизации образовательных программ;
  • улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

    2. В отношении участников  образовательного  процесса:

    • в отношении преподавателей:

      - оказание психологической помощи в решении личных проблем (семейное 
консультирование, консультирование, связанное с трудом и отдыхом);

      - разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками 
образовательного процесса;

    - повышение психологической грамотности;

      - установление тесных взаимосвязей с психологом и родителями для 
комплексного решения тех или иных трудностей в обучении и развитии ребенка;

    - содействие в личностном росте.

    • в отношении учащихся:

  • эффективное овладение ЗУНами;
  • развитие ВПФ (высших психических функций);
  • развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
  • повышение психологической грамотности;
  • повышение толерантности в отношении своих ровесников;
  • содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

    • в отношении родителей учащихся:

      - психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении 
жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;

  • получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка;
  • получение информации о способах и средствах коррекции в случае наличия тех или иных отклонений у ребенка для комплексного сопровождения (вместе с педагогом и психологом) его развития;

      - получение информации о способах и средствах психологического развития 
ребенка;

    - содействие в личностном росте.

     3. В отношении иных  лиц и организаций,  включенных в образовательный процесс:

    • отделы и сектора отделов Дворца;

      - налаживание активной коммуникации для комплексного и эффективного 
обеспечения прохождения образовательного процесса (принцип «открытости 
образовательного учреждения внутрь»);

      - содействие педагогическому коллективу в разработке, апробации и реализации 
образовательных программ.

    • сторонние организации:

        налаживание    связей    для    обмена    опытом     (принцип     «открытости образовательного учреждения, наружу»);

    

    

24

    - обучение педагогов и других участников образовательного процесса на базе 
Дворца (проведение семинаров, круглых столов, конференций) для эффективного психолого- 
педагогического сопровождения детства, бережного отношения к институту детства в целом.

     Методы работы Социально-психологический    тренинг    (работа    с    навыками,    необходимыми    для эффективного взаимодействия между людьми).

Психологические   группы   (работа  с   возникающими   проблемами  в  образовательных  коллективах).

Тематические   дискуссии    (информационно-проблемная    работа    с    образовательным коллективом).

Индивидуальные  консультации.

Психотехнические  мастер-классы (психотехника учителя, внешкольника, родителя и т.д.). Тестирование   и   социометрия   (выявление   проблемных  областей  в  образовательных коллективах). Ролевые игры и праздники (работа по снятию напряженности, сплочению коллективов).

Материал  подготовлен М. О. Цирковой

     
          МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

   Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления, и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

   Целью мастер-класса является ретрансляции уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.

    Основные задачи мастер-класса.

   ► создание условий для профессионального общения, самореализации и. 
стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания.

   Основным  условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.

   Как правило, такой педагог удовлетворяет  следующим формальным критериям: высшее образование, высшая квалификационная категория, значительный опыт работы в системе ДОД наличие публикаций программно-методического характера.

   Мастер-класс  может иметь разовый характер, может повторяться или иметь  серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер-класс, так и от потребностей педагогической среды, возможностей данного УДОД. Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.

    По формам мастер-класс может быть проведен:

    • с педагогами и для них без участия детей;

   • с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической 
аудитории.
 

   Он  может проводиться для начинающих педагогов, педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.

   При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей  и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

    Возможен такой  примерный план проведения мастер-класса:

  • вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
  • основная демонстрационная часть;
  • комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
  • обсуждение занятия самими участниками мастер-класса.;
  • подведение итогов руководителем мастер-класса.

   Необходимо  тщательно продумать какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время быть очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель