Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
Не менее тщательно должны быть продуманы комментарии педагога, проводящего мастер-класс. Эти комментарии могут даваться в демонстрационной части мастер-класса, но более удачным представляется вариант использования специальной комментирующей части, прежде всего, в случае, когда мастер-класс проводится с участием детей.
Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.
В случае участия в мастер-классе группы" высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
Поэтому в первом случае обсуждение носит не столько дискуссионный характер, сколько направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае, как правило, имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждение характер взаимообогащения.
После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер-класса. Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
В случае если мастер-класс носит серийный характер, по окончанию всей серии занятий, как правило, должны выдаваться соответствующие документы, свидетельствующие о прохождении повышения квалификации педагогами дополнительного образования детей.
Материал подготовлен Д. И. Браславской
КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МГДД<Ю)Т
«МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСТВО»: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И
ПРОВЕДЕНИЯ
Конкурс
педагогических работников проводится
во Дворце много лет. С 2002 года он
называется «Мастерство и творчество».
В основе подготовки и проведения конкурса
лежит
Положение, которое определило его цель,
задачи, состав участников, порядок прохождения
этапов и награждения победителей. ;
В конкурсе
могут принимать участие
I этап
- подготовительный
- проводится в отделах Дворца с целью
определения
участников и подготовки их регистрационных
материалов. Формы и методы определения
участников конкурса можно избрать различные,
например:
Проведение конкурса по каждой номинации включает следующие испытания: а Творческую самопрезентацию участника (представление педагогической концепции, характеристика жизненных приоритетов, отношения к детям, коллегам, профессии).
□ Представление (презентацию):
- образовательной
или культурно-досуговой
программы с дидактическим и
методическим сопровождением (для педагогов
дополнительного образования и педагогов-
организаторов);
- методической продукции и программы деятельности (для методистов).
□ Проведение
открытого занятия
по теме «Введение в программу» (для педагогов
дополнительного образования) или досугового
мероприятия локального
характера (для
педагогов-организаторов).
а Анализ открытого занятия или мероприятия (для методистов). о Импровизированный конкурс.
На конкурс, кроме заявки, фотографии и характеристики на конкурсанта, представляются (по номинациям):
Рекомендации по подготовке к выполнению задания
«Творческая самопрезентация участника»
(«Мое педагогическое кредо»)
Это задание одновременно и простое и сложное. Простое потому, что представляет собой рассказ конкурсанта о самом знакомом ему предмете - самом себе. Сложное потому, что за ограниченный промежуток времени (всего 10 минут) надо раскрыть свой личностно-профессиональный образ, изложить свое педагогическое кредо. Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и жизненных приоритетов конкурсанта, с другой стороны - представить его профессиональный портрет.
Можно предложить ряд практических советов.
• условия
достижения результатов (например,
говоря о методах обучения,
важно
показать их эффективность,
подтвердив это 1-2 примерами
из личной практики);
3. Информационный
блок данного конкурсного задания желательно
проиллюстрировать, подумав над его оформлением.
Это может быть и выставочный
материал: стенды с фотографиями, рисунками,
таблицами; поделки, макеты, модели,
демонстрация видеозаписей, компьютерной
презентации или театрализованное
представление, с помощью которого можно
проявить разнообразие своих талантов.
Умелое
использование наглядных средств придаст
выступлению выразительность, яркость,
даст
более полное представление о конкурсанте
как о профессионале.
4. Подготовив
свое выступление, целесообразно дать
ему самооценку, ответив на
следующие вопросы:
- выдержаны ли рамки отведенного времени?
- не затмевают ли
игровые приемы содержательного аспекта
рассказа о себе?
■Разумная степень
критичности на подготовительном
этапе может существенно
улучшить и содержание подготовленных материалов, и само выступление в конкурсе.
5.
Важным фактором
На представление материала отводится 10 минут.
Рекомендации по представлению образовательной или культурно-досуговой программы
Процедура представления программы - домашняя заготовка, и ее надо правильно спланировать. И здесь большую помощь конкурсанту может оказать методист того учреждения, где работает участник конкурса.
Прежде всего, необходимо, чтобы сама представляемая программа отвечала требованиям, которые предъявляются к образовательным программам дополнительного образования детей: «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Представление программы - это краткая аннотация к ней с использованием наглядных средств. Желательно избежать одной из основных ошибок участников подобных конкурсов -представления программы в форме чтения самой программы. Лучше о ней рассказывать, приводя отдельные выдержки из текста.
Представление
образовательной программы
При подготовке к выполнению этого задания необходимо продумать:
- ответы на предполагаемые вопросы членов жюри.
Свое выступление, как и самопрезентацию, рекомендуется прорепетировать перед зеркалом (четкость и логику изложения, манеру выступления, время).
Рекомендуется следующий примерный план представления программы: