Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
• ориентация
на повышение творческого потенциала
педагогов и обучающихся,
интенсификацию образовательного процесса,
мотивацию обучения.
Серьезного внимания требует формулировка наименования темы, в которой должны сочетаться конкретность и широта, а из наименования темы вытекать подтемы, четко вычленяться главные понятия. Выбор индивидуальной темы, процесс работы над ней, наличие промежуточных результатов (анализ) контролирует методический совет. Им же может быть определен срок работы над темой и назначен руководитель. Можно выделить такие этапы работы над темой:
Работа над единой методической темой требует не только целостной, целеустремленной обоснованности, не только определения и структурирования приоритетных проблем, но и разработка поэтапного плана действий по годам, рассчитанного на срок от трех до пяти лет.
Единая методическая тема должна пронизывать все звенья работы учреждения дополнительного образования детей: организационные, управленческие, методические, образовательные, досуговые и др. Она выбирается коллегиально и отвечает интересам коллектива.
Единая
методическая тема и индивидуальные
подтемы после анализа
В педагогической практике наиболее чаего встречаются темы, связанные с совершенствованием образовательного процесса, с освоением инновационных педагогических технологий.
Примерные темы:
- Работа
по авторским образовательным программам
- предпосылка повышения
качества образовательного процесса в
УДОД;
- Межпредметная интеграция в рамках образовательной области;
- Модернизация
модели методической службы в целях оптимального
развития
мастерства педагогов дополнительного
образования;
- Совершенствование,
корректировка технологий проверки уровня
знаний, умений и
навыков обучающихся с учетом создания
условий для их самореализации в образовательной
деятельности.
Работа над единой
методической темой носит циклический
характер, в ее разработке участвуют все
педагогические работники УДОД. Управление
этим процессом предполагает: а сочетание
коллегиальности и единоначалия; ■ планирование
с участием всех членов педагогического
коллектива; а сочетание научного планирования
с организацией действенного контроля.
19
Технология действий руководителя в разработке единой темы может быть следующей;
а определение единой методической темы;
о глубокое изучение разработанности данной темы;
о определение временных этапов и подтем на каждом этапе;
в создание проблемных, творческих групп, подборка заданий;
а подготовка картотеки статей, научно-методической литературы по теме и подтемам;
о подготовка материалов, вариантов тем для индивидуального самообразования педагогов;
а разработка тем, вопросов и заданий для теоретических семинаров, заседаний педсовета, семинаров-практикумов;
а план-график контроля за ходом работы над общей темой, индивидуальными темами, самообразования;
а индивидуальные и групповые консультации.
Целесообразно
определить тему на перспективу с
разбивкой крупной
На первом этапе, соответствующем одному году работы над темой, осуществляется большая организационная работа:
"
определение тематики
• обзор-презентация литературы по методике самообразования;
На втором этапе, соответствующем второму году работы над темой, оказывается помощь по внедрению новых идей:
• практическое обучение педагогов использованию рекомендаций;
■ апробация методов и приемов членами творческих, проблемных групп;
• новые формы повышения квалификации;
• реализация
плана-графика контроля (изучение уровня
внедрения новых подходов и
путей реализации темы в опыте работы).
На третьем этапе осуществляется сбор и обработка полученной информации руководителями УДОД, заведующими структурными подразделениями, методистами:
• реализация
план-графика контрольных мероприятий
(открытое мероприятие,
подготовленное членами творческих групп,
отчеты заведующих структурными
подразделениями, методистов, семинар
и т. д.).
На четвертом этапе осуществляется обобщение и оценка результатов опыта с учетом мастерства педагогов. На этом этапе идет активное внедрение результатов педагогических исследований, использование передового опыта коллег, опыта работы проблемных, творческих групп. В этот период рекомендуются следующие формы работы:
• индивидуальная
работа (стажировка, школа передового
опыта, тематическое
консультирование).
Последний, пятый этап работы над единой методической темой включает:
• анализ
работы педагогического коллектива над
методической темой (педсовет,
научно-практическая конференция, методсовет,
заседание методического объединения);
Примерные темы для работы педагогического коллектива
Для
более полной разработки темы и для
внедрения наработанного
Организация работы образовательного учреждения над единой методической темой позволяет упорядочить, систематизировать эту работу, стимулировать творческий рост педагогов, методистов и руководящих работников, обогатить их знания, расширить арсенал методов совершенствования образовательного процесса.
Использованная литература
3. Ильенко
Л. П. Теория и практика управления методической
работой в
общеобразовательных учреждениях. М, 2001.
Материал подготовлен Л. М. Орловой
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ
Главным нормативным документом любой конференции является Положение, которое разрабатывается и утверждается в соответствии со статусом мероприятия (всероссийское, региональное, городское и т. п.) и публикуется не менее чем за месяц до планируемого окончания приема работ.
Положение, как правило, содержит следующие разделы:
- общие положения
(концепция, направленность
- учредители и управление проведением конференции (организация, ответственность, порядок формирования состава экспертов);
- подведение итогов
(сроки, форма, учрежденные дипломы, публикация
результатов).
При разработке Положения целесообразно
определить следующие позиции: