Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка

Описание

В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.

Содержание

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58

Работа состоит из  1 файл

КЛЕНОВА Практические материалы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)
 
   
  1. Культура  речи, внешний вид, педагогический такт, обаяние и эмоциональность конкурсанта.
  2. Наличие технических средств обучения и эффективность их применения (или обоснованность их отсутствия).

   Примерная схема анализа занятия (мероприятия) может выглядеть следующим образом.

    1. Общие сведения:

  • краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения;
  • оснащенность занятия (мероприятия): средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

    2. Тема занятия (мероприятия):

  • степень сложности в восприятии цели в целом;
  • для данной группы.

    3. Цель и задачи занятия (мероприятия): обучающий и воспитательный аспекты.

    4. Содержание занятия (мероприятия):

  • соответствует ли содержание цели занятия (мероприятия);
  • развивает ли оно творческие способности детей;
  • способствует ли развитию интереса к обучению или дальнейшему участию;
  • формированию каких знаний, умений, навыков содействует.

    5. Структура занятия (мероприятия):\

  • этапы занятия (мероприятия);
  • их последовательность;
  • целостность занятия (мероприятия).

    6. Методы обучения:

  • соответствуют ли методы цели занятия (мероприятия);
  • в какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей;
  • какова их эффективность.

    7. Система работы педагога:

  • учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • умение организовать работу детей;
  • управление группой;
  • определение объема представляемого материала;
  • поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
  • роль педагога в создании микроклимата на занятии (мероприятии).

    8. Система работы обучаюгцихся (участников):

  • организованность, активность;
  • отношение к педагогу, к предмету;
  • уровень усвоения знаний и умений;
  • умение творчески применять получаемые знания и умения.

    9. Общие результаты занятия (мероприятия):

    • выполнение запланированного объема;

  • степень реализации поставленной цели;
  • общая оценка результатов и эффективности проведенного занятия (мероприятия). 10. Рекомендации по улучшению качества занятия (мероприятия).

        Импровизированный конкурс

   На  это конкурсное задание подбирается  тема, связанная с образованием, ближайшей юбилейной датой учреждения или организации, профессией педагога (например, «Что год грядущий нам готовит?», «Дворец! Как много в этом...», «В детях все величайшие возможности», А. Н.Толстой, и др.).

   Участники могут написать и озвучить философское  эссе на предложенную, поэтический этюд, юмористический рассказ в русле заданной проблематики; оформить плакат и озвучить изображение ан нем, нарисовать серию рисунков, подготовить шараду, аппликацию. При этом желательно показать свое отношение к детям, профессии педагога, своей конкретной специальности. Именно здесь раскрывается диапазон личности конкурсанта: широта кругозора, способность к творчеству, чувство юмора.

        Работа  жюри по оценке конкурсных заданий

   Жюри, состоящее из лучших педагогов и  методистов структурных подразделений  Дворца, а также призеров предыдущих конкурсов, оценивает по заданиям конкурса педагогическое мастерство каждого участника, его творчество и профессионализм; педагогическую культуру; актуальность, информативность, аргументацию, форму подачи материала и его четкость, доступность, наглядность; развитие познавательной активности обучающихся; техно тогичность методической продукции.

    Оценка конкретных заданий:

    • творческая самопрезентация: максимальная оценка- 5 баллов;

  • представление образовательной, культурно-досуговой программы, программы деятельности: максимальная оценка-10 баллов;
  • представление авторской методической продукции: максимальная оценка - 10 баллов;
  • проведение открытого занятия, мероприятия, их анализ: максимальная оценка - 10 баллов;
  • импровизированный конкурс: максимальная оценка - 3 балла.

   Для консолидации работы членов жюри и  унификации полученных результатов, оргкомитетом конкурса были подготовлены оценочные листы (см. Приложение), в которые включены наиболее значимые критерии оценки выполняемых заданий. Каждый из разработанных критериев имеет различную, в зависимости от значимости, балльную оценку (от 0,5 до 3 баллов). В часть оценочных листов введен в виде критерия «балл предпочтения члена жюри» (при прочих равных), который позволяет, после оценивания выполненного всеми участниками задания, более точно оценить выступление конкурсантов, выделить лучших и добавить им еще до 1 балла.

        Список использованной литературы

  1. Буйяова Л. Н., Кленова Н. В., Харитонов Н. П. Как подготовиться к конкурсу «Педагог-внешкольник Москвы». Методические рекомендации. - М.: Изд. МГДД(Ю)Т, 2006. -22с.
  2. Добрецова Н. В. Построение открытого занятия. Вопросы и ответы // Биология в школе. 2003. №7. -С. 51-55.
  3. Приложение 2 к Положению о VI Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» // Внешкольник. - 2005. - № 1. - С. 4-6.
  4. Харитонов Н. П. Рекомендации по подготовке к открытому профессиональному конкурсу педагогических работников Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «Мастерство и творчество». - М.: Изд. МГДД(Ю)Т, 2004. - 8 с.

                   
                  Приложение

    Оценочный лист конкурса

    «Творческая самопрезентация  участника»

    («Мое  педагогическое кредо») 

    ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ
    Критерии  оценки
Пределы оценки    
Информативность

(базовое   образование,  место  и  сроки  работы,      как      пришел      к      этой деятельности,      собственная      оценка планов       и       перспектив       работы, достижения и нерешенные вопросы по направлению работы)

До 0,5 балла    
Форма подачи

(разнообразие  талантов, способность к импровизации, шутке, умение быть привлекательным и обаятельным)

До 1,5 баллов    
Наглядность

(использование       фото,       рисунков, поделок, костюмов, макетов, моделей и др.)

До 1 балла    
Педагогическая  культура

(манера речи, самобытность и оригинальность выступления, поведение и внешний вид)

До 1 балла    
Отношение к детям

(личность воспитанника  в педагогических идеях конкурсанта)

До 1 балла    
Общая оценка До  5 баллов    
 

(дата)

 
35 

(ФИО и подпись  члена жюри)

 

           Оценочный лист конкурса «Представление авторской  методической продукции» 

    ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ    1
    Критерии  оценки
Пределы оценки    
Актуальность, оригинальность, новизна содержания До 2 баллов    
Информативность материала

(соответствие  современным научным данным)

До 2 баллов    
Четкость  и доступность изложения (доходчивость языка и качество стиля, оригинальность преподнесения материала) До 2 баллов    
Степень владения материалом по тематике разработок
До 1 балла
   
Технологичность методической продукции (соответствие содержания и формы изложения той категории читателей, которой продукция адресована; возможность усвоения и применения обучающимися; возможность использования другими педагогами) До 2 баллов    
Балл  предпочтения члена  жюри (при прочих равных) До 1 балла    
Общая оценка До 10 баллов    

     
    (дата) (ФИО и подпись члена жюри)

       Оценочный лист конкурса «Представление образовательной  программы»

              ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ 

    Критерии  оценки
Пределы оценки    
Аргументированность объяснение

(актуальность  и новизна, направленность программы  и использование приоритетных образовательных технологий; характеристика учебно-воспитательного процесса, разнообразие его форм, раскрытие результатов, наличие критериев и механизма оценки результативности образовательной деятельности)

До 2 баллов    
Степень владения программой

(компетентность автора в объяснении внутренней согласованности программных элементов - цели, задач, содержания, возрастного ценза, форм и методов работы)

До 2 баллов    
Личность  обучающегося в программе (возможность усвоения и применения обучающимися; перспективы развития заинтересованности, увлечений и творческой активности; результаты реализации) До 2 баллов    
Методическое  и дидактическое  обеспечение программы я продуманность интегративного подхода (участие в реализации программы выпускников и родителей; совместная деятельность с подразделениями Дворца, внешними организациями и учреждениями) До  I балла '    
Обеспечение наглядности

(информативность  используемых при защите иллюстративных  материалов и их роль в облегчении восприятия представляемой программы)

До  I балла    
Технологичность программы

(возможность  использования другими педагогами)

До  I балла    
Балл  предпочтения члена  жюри

(при  прочих равных)

До 1 балла    
Общая оценка До  10 баллов    

      (дата) (ФИО и подпись члена жюри) 

        Оценочный лист конкурса «Проведение анализа занятия» 

    ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ
    Критерии  оценки
Пределы оценки    
Умение  определить  и  обозначить свои До    
конкретные    шаги    по    осуществлению 2 баллов    
анализа занятия      
Умение      оценить      профессиональный      
аспект      деятельности      педагога      по      
параметрам: До    
Соответствие  темы, цели и задач занятия 3 баллов    
образовательной программе и годовому      
учебному  плану, по которому работает      
. педагог:      
- использование активных методов  обучения      
(проблемных, поисковых, исследова-      
тельских, игровых, заключающихся в      
применении  эффективных способов и      
приемов развития памяти, внимания,      
мышления, воображения и т.д.);      
- обучение навыкам самостоятельной      
работы;      
- учет возрастных и индивидуальных      
особенностей  обучающихся;      
- обоснованное использование различных      
средств обучения (кино/видео/аудио      
материалов, компьютеров, учебных пособий,      
наглядных материалов, литературы и т.п.);      
- оптимальное сочетание форм обучения:      
индивидуальной, парной, групповой,      
коллективной;      
- создание комфортной психологической      
атмосферы;      
- организация санитарно-гигиенических      
условий, соответствующих нормам техники      
безопасности.      
- степень вовлечения обучающихся в      
образовательную деятельность;      
- степень достижения образовательных      
целей занятия;      
- уровень освоения обучающимися  данного      
дополнительного образовательного курса.      
Умение  подмечать, формулировать и      
связывать деятельность педагога с До    
условиями, в которых она осуществ- 2 баллов    
ляется (динамичность занятия; информа-      
ционное, обучающее и воспитательное      
воздействие; наличие обратной связи с      
[ обучаемыми).      

Информация о работе Практические материалы для организаторов методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Вып. 1. / Серия: Дополнитель