Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
Примерная
схема анализа занятия (мероприятия)
может выглядеть следующим
1. Общие сведения:
2. Тема занятия (мероприятия):
3. Цель и задачи занятия (мероприятия): обучающий и воспитательный аспекты.
4. Содержание занятия (мероприятия):
5. Структура занятия (мероприятия):\
6. Методы обучения:
7. Система работы педагога:
8. Система работы обучаюгцихся (участников):
9. Общие результаты занятия (мероприятия):
• выполнение запланированного объема;
Импровизированный конкурс
На
это конкурсное задание подбирается
тема, связанная с образованием,
ближайшей юбилейной датой
Участники могут написать и озвучить философское эссе на предложенную, поэтический этюд, юмористический рассказ в русле заданной проблематики; оформить плакат и озвучить изображение ан нем, нарисовать серию рисунков, подготовить шараду, аппликацию. При этом желательно показать свое отношение к детям, профессии педагога, своей конкретной специальности. Именно здесь раскрывается диапазон личности конкурсанта: широта кругозора, способность к творчеству, чувство юмора.
Работа жюри по оценке конкурсных заданий
Жюри, состоящее из лучших педагогов и методистов структурных подразделений Дворца, а также призеров предыдущих конкурсов, оценивает по заданиям конкурса педагогическое мастерство каждого участника, его творчество и профессионализм; педагогическую культуру; актуальность, информативность, аргументацию, форму подачи материала и его четкость, доступность, наглядность; развитие познавательной активности обучающихся; техно тогичность методической продукции.
Оценка конкретных заданий:
• творческая самопрезентация: максимальная оценка- 5 баллов;
Для консолидации работы членов жюри и унификации полученных результатов, оргкомитетом конкурса были подготовлены оценочные листы (см. Приложение), в которые включены наиболее значимые критерии оценки выполняемых заданий. Каждый из разработанных критериев имеет различную, в зависимости от значимости, балльную оценку (от 0,5 до 3 баллов). В часть оценочных листов введен в виде критерия «балл предпочтения члена жюри» (при прочих равных), который позволяет, после оценивания выполненного всеми участниками задания, более точно оценить выступление конкурсантов, выделить лучших и добавить им еще до 1 балла.
Список использованной литературы
Приложение
Оценочный лист конкурса
«Творческая самопрезентация участника»
(«Мое
педагогическое кредо»)
ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ Критерии оценки
Пределы оценки Информативность (базовое образование, место и сроки работы, как пришел к этой деятельности, собственная оценка планов и перспектив работы, достижения и нерешенные вопросы по направлению работы)
До 0,5 балла Форма подачи (разнообразие талантов, способность к импровизации, шутке, умение быть привлекательным и обаятельным)
До 1,5 баллов Наглядность (использование фото, рисунков, поделок, костюмов, макетов, моделей и др.)
До 1 балла Педагогическая культура (манера речи, самобытность и оригинальность выступления, поведение и внешний вид)
До 1 балла Отношение к детям (личность воспитанника в педагогических идеях конкурсанта)
До 1 балла Общая оценка До 5 баллов
(дата)
35
(ФИО и подпись члена жюри)
Оценочный лист конкурса «Представление авторской методической продукции»
ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ 1 Критерии оценки
Пределы оценки Актуальность, оригинальность, новизна содержания До 2 баллов Информативность материала (соответствие современным научным данным)
До 2 баллов Четкость и доступность изложения (доходчивость языка и качество стиля, оригинальность преподнесения материала) До 2 баллов Степень владения материалом по тематике разработок До 1 баллаТехнологичность методической продукции (соответствие содержания и формы изложения той категории читателей, которой продукция адресована; возможность усвоения и применения обучающимися; возможность использования другими педагогами) До 2 баллов Балл предпочтения члена жюри (при прочих равных) До 1 балла Общая оценка До 10 баллов
(дата) (ФИО
и подпись члена жюри)
Оценочный лист конкурса «Представление образовательной программы»
ФАМИЛИИ
КОНКУРСАНТОВ
Критерии оценки
Пределы оценки Аргументированность объяснение (актуальность и новизна, направленность
программы и использование приоритетных образовательных технологий; характеристика учебно-воспитательного процесса, разнообразие его форм, раскрытие результатов, наличие критериев и механизма оценки результативности образовательной деятельности) До 2 баллов Степень владения программой (компетентность автора в объяснении внутренней согласованности программных элементов - цели, задач, содержания, возрастного ценза, форм и методов работы)
До 2 баллов Личность обучающегося в программе (возможность усвоения и применения обучающимися; перспективы развития заинтересованности, увлечений и творческой активности; результаты реализации) До 2 баллов Методическое и дидактическое обеспечение программы я продуманность интегративного подхода (участие в реализации программы выпускников и родителей; совместная деятельность с подразделениями Дворца, внешними организациями и учреждениями) До I балла ' Обеспечение наглядности (информативность используемых при защите
иллюстративных материалов и их роль в облегчении восприятия представляемой программы) До I балла Технологичность программы (возможность использования другими
педагогами) До I балла Балл предпочтения члена жюри (при прочих равных)
До 1 балла Общая оценка До 10 баллов
(дата) (ФИО и
подпись члена жюри)
Оценочный лист конкурса «Проведение анализа занятия»
ФАМИЛИИ КОНКУРСАНТОВ Критерии оценки
Пределы оценки Умение определить и обозначить свои До конкретные шаги по осуществлению 2 баллов анализа занятия Умение оценить профессиональный аспект деятельности педагога по параметрам: До Соответствие темы, цели и задач занятия 3 баллов образовательной программе и годовому учебному плану, по которому работает . педагог: - использование активных методов обучения (проблемных, поисковых, исследова- тельских, игровых, заключающихся в применении эффективных способов и приемов развития памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.); - обучение навыкам самостоятельной работы; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; - обоснованное использование различных средств обучения (кино/видео/аудио материалов, компьютеров, учебных пособий, наглядных материалов, литературы и т.п.); - оптимальное сочетание форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной; - создание комфортной психологической атмосферы; - организация санитарно- гигиенических условий, соответствующих нормам техники безопасности. - степень вовлечения обучающихся в образовательную деятельность; - степень достижения образовательных целей занятия; - уровень освоения обучающимися данного дополнительного образовательного курса. Умение подмечать, формулировать и связывать деятельность педагога с До условиями, в которых она осуществ- 2 баллов ляется (динамичность занятия; информа- ционное, обучающее и воспитательное воздействие; наличие обратной связи с [ обучаемыми).