Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:19, методичка
В настоящей брошюре представлены материалы, касающиеся некоторых вопросов содержания и организации методической работы в системе дополнительного образования детей.
Дается характеристика важнейших понятий сферы методической деятельности, основных видов методической продукции, форм методической работы. Предлагаются документы по организации экспертизы, мониторинга образовательной, деятельности, учета программно-методических материалов.
Материалы подготовлены сотрудниками Городского программно-методического центра, других отделов МГДД(Ю)Т, а также методистами ряда учреждений дополнительного образования детей г. Москвы.
Все разработки апробированы в практике педагогической деятельности.
Сборник адресован руководителям методических служб учреждений дополнительного образования детей, методистам, педагогам.
Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основные определения 4
Понятие направленности образовательной деятельности и примерная схема ее описания 5
Памятка участникам и организаторам информационно-методической выставки 11
Как составить методические рекомендации 13
Методический семинар как форма методической работы в УДОД 16
Методические рекомендации, по работе над единой методической темой 18
Рекомендации по разработке нормативной базы конференций в системе дополнительного образования детей 21
Организация психологического сопровождения образовательных программ 23
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для
педагогов дополнительного образования детей 25
Конкурс педагогических работников МГДД(Ю)Т «Мастерство и творчество»:
опыт подготовки и проведения 27
Положение о методическом кабинете Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей 41
Положение об экспертной комиссии МГДД(Ю)Т 44
Примерная схема годового отчета о деятельности методической службы образовательного отдела 48
Карта мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей 49
Учетно-информационная карта по дидактическим разработкам и материалам 58
• обосновать
предусмотренные программой формы
организации занятий
и их
эффективность в достижении поставленной
цели;
При представлении программы можно использовать плакаты, слайды, компьютерные презентации и другие наглядные средства, которые в известной степени украшают эту процедуру. Но их необходимо тщательно продумать по содержанию и оформлению.
Для участников конкурса важно знать критерии, по которым члены жюри оценивают программу. Как правило, основными критериями являются;
- технологичность
программы (доступность для использования
в педагогической
практике);
Обычно устанавливается регламент на выполнение этого задания - 20 минут, в том числе на представление программы - 15 минут, ответы на вопросы жюри - до 5 минут. Крайне важно не выходить за регламент.
Рекомендации по подготовке к представлению программы деятельности, методического материала
Программа деятельности представляется социальными педагогами, педагогами-организаторами, методистами. В программах этого типа конкурсант выделяет и формулирует ведущие идеи, раскрывает пути их реализации, аргументирует преобразования в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария, обосновывает использование предлагаемых педагогических технологий, дает их описание, раскрывает показатели результативности.
Представляя программу деятельности, следует обозначить ее стратегию и тактику, адресность, указать цель и задачи, основные направления, технологии и формы методического сопровождения, результаты и виды используемой методической продукции.
Программа деятельности должна раскрывать суть многоуровневой работы социального педагога, педагога-организатора или методиста в том структурном подразделении, где они работают, и в учреждении в целом, по организации методического, социального или культурно-массового сопровождения образовательного процесса.
При представлении методического материала необходимо обозначить его вид (методические рекомендации, методическая разработка, методическое пособие и т.п.), обосновать актуальность, охарактеризовать структуру и содержание, назвать основные источники (в том числе - библиографические) подготовки данного методического продукта; указать, кому адресован этот материал.
Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по теме «Введение в программу» или досугового мероприятия
Открытое занятие (мероприятие) - центральная часть конкурсных испытаний для педагогов и педагогов-организаторов, требующая большого напряжения. Оно должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику. То есть важно так
построить открытое занятие, чтобы убедительно и увлекательно продемонстрировать умение решать на практике заявленные в программе задачи, продемонстрировать четкость структуры и логическое соответствие содержания занятия идеям, высказанным на первых двух этапах конкурса.
Конкурсное занятие (мероприятие) - не просто иллюстрация опыта, а ваша встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и «зажечь» той образовательной или иной деятельностью, которая изложена в программе. Оно должно продемонстрировать «жизнеспособность» ваших наработок, идей, новаций и модификаций.
Главное здесь - не передача знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск интересов, живое неформальное общение.
Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия.
Конкурсанту рекомендуется спланировать подачу материала так, чтобы проводимое открытое занятие было, с одной стороны, завершенным, а с другой - показывало детям перспективы изучения представленной тематики.
Целесообразно подготовить план проведения открытого занятия (мероприятия). План -личное дело педагога: он имеет право самостоятельно отработать и другую удобную для него модель проведения занятия. Цепь планирования - привести в систему всю подготовительную работу, так организовать образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения задач данного занятия.
При подготовке к выполнению данного конкурсного задания следует помнить:
Действия педагога при разработке структуры занятия (мероприятия) можно представить в виде последовательности шагов по его подготовке и организации.
Шаг первый - определить цель - заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь).
Второй шаг - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ детей.
Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет «узлы». На них сосредотачивается внимание обучающихся (участников). Такое разделение содержания позволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала.
Третий шаг - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала; При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированного подхода к обучающимся (участникам); сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе.
В зависимости от содержания материала планируется и деятельность обучающихся (участников). При одних методах их активность на занятии (мероприятии) ограничивается пониманием и запоминанием материала, при других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения самостоятельно добывать их, работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил.
Шаг четвертый - управление
деятельностью обучающихся (участников)
со стороны педагога. Педагог - источник
социального опыта. Он обучает и воспитывает
своей личностью, оказывает всестороннее
воздействие на ребенка, его разум, чувства,
волю, манеру поведения.
Дети, привлеченные к конкурсному занятию, обычно становятся притихшими, проявляющими любопытство в этой необычной обстановке, когда вокруг много взрослых, новый педагог. И этим следует воспользоваться, удерживая их внимание в поле запланированного, устанавливая обратную связь.
Успех занятия (мероприятия) во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет занятие (мероприятие), умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.
Шаг пятый - педагог на занятии (мероприятии) работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.
Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на современное занятие (мероприятие). Отсюда необходима корректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия (мероприятия). Структурирование последних по смысловым блокам с постановкой познавательных задач и проблемных ситуаций позволяет соединить содержательную и деятельностную (процессуальную) стороны процесса, обеспечить единство деятельности педагога и обучающихся на занятии (мероприятии).
Шестой шаг - организационный - оснащение занятия (мероприятия) разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия (мероприятия) и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов.
Результат занятия (мероприятия) должен соответствовать поставленной цели. Следует выбрать эффективную форму его проведения, исходя из узловых вопросов содержания. Вокруг них группируется второстепенный материал. Исходя из основных вопросов содержания, подбирается и метод. Однако не надо забывать, что ни один из методов не обходится без живого слова педагога.
Конкурсное открытое занятие (мероприятие) не должно быть обычным, рабочим. Это -увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях. Несомненно, победу в этом испытании могут одержать педагоги, обладающие как профессиональными, так и яркими личностными качествами:
Педагог интересен ребенку тогда, когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому его задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед открытым занятием (проведением мероприятия), сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.
Следует иметь в виду, что все необходимое для проведения занятия (мероприятия), кроме технических средств, обеспечивает сам конкурсант или структурное подразделение, в котором он работает. При подготовке к конкурсу необходимо высказать его организаторам свои пожелания по формированию группы обучающихся (возраст, уровень базовой подготовки, пол и т. д.) и необходимым техническим средствам.
Анализ методистом открытого занятия (мероприятия)
Проводя анализ, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Правильность
выбора педагогом задач в организации
и проведении занятия
(мероприятия).
2. Соответствие
содержания анализируемого занятия (мероприятия,
КТД) программе
(соответствие темы, цели и задач).
3. Степень
владения материалом программы (оптимальный
набор элементов и
последовательность действий педагогов
и старших вожатых при проведении занятия
(мероприятия). г