Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Димина курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

1.1 Теоретические  основы профессионального самоопределения,  его основные характеристики………………………………………………………..6

1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12

1.3 Психолого-педагогические  проблемы и ошибки профессионального  самоопределения старшеклассников…………………………………………...27

Выводы по первой главе………………………………………………………...30 

2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте 

2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31 

2.2 Методика Е.А.  Климова……………………………………………………..32 

2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34

Выводы по второй главе………………………………………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39

Список использованных источников…………………………………………..42

Приложения………………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития нашего общества тесно связано с повышением роли человеческого фактора. В связи с этим ставится задача существенного улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышения морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формирования у подрастающего поколения осознанной потребности в труде.

Именно поэтому  школа должна создавать предпосылки  для зрелого и правильного  выбора учащимися своей будущей  профессии. Но нередки случаи, когда  попытки «найти себя» в период учёбы заканчиваются неудачно. В этом большую роль играет оторванность школьной теории от практики жизни. Реально столкнувшись с трудовой деятельностью, молодые люди начинают понимать, что те знания, которые нужны, не давались в школе, и их придётся осваивать самостоятельно. Предотвращение таких ситуаций является одной из задач общеобразовательных учреждений, которые должны обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.

Однако в современных  условиях профессиональное самоопределение школьников затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, социально-политическая и экономическая нестабильность общества не позволяет подростку реализовать свои планы на будущее в полной мере. Во-вторых, существенно изменился «набор» профессий, их содержание и престижность. В-третьих, исчезли многие источники знаний о мире профессий, а телевидение и специальная литература могут предоставить только перечень специальностей и учебных заведений, где им можно обучиться. Все это вынуждает школьников приспосабливаться к ситуации, существующей на рынке труда, вместо активного осуществления профессионального самоопределения.

Практическое  решение поставленной проблемы базируется на теоретических исследованиях  Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Шадрикова В.Д., Митиной Л.М., Марковой А.К. и др., в которых определяются базовые понятия (профессия, профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональное консультирование и т.д.), рассматриваются основные методы исследования и пути преодоления обозначенных трудностей.

Анализ имеющейся  по этой проблеме литературы показывает, что большинство исследований направлено на изучение факторов и условий выбора профессии, а также на сам процесс  выбора: изучаются профессиональная направленность личности, склонности, намерения и т.п. Безусловно, эти аспекты важны, однако работы главным образом ограничивают рассмотрение профессионального самоопределения анализом подготовки выпускников школы к выбору профессии. Но процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. По замечанию Е.А. Климова, вопрос об уточнении выбора профессии время от времени возникает в течение всего активного периода жизни человека [1, с. 90]. Кроме того, результаты многочисленных экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор. С другой стороны, даже мотивированный выбор будущей профессии далеко не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Поэтому ограничиваться выявлением факторов самоопределения недостаточно.

Многие авторы предлагают системы методов по проведению профориентационной работы в школе  на разных возрастных этапах, но на практике специалисты используют только отдельные методики из данных систем, что является причиной неэффективности работы.

Профориентация  как система мероприятий по оказанию помощи молодому человеку, выбирающему  профессию, и как психолого-педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся является важной составляющей учебно-воспитательной работы школы. Роль психолога и педагога социального в этом процессе заключается в постепенном формировании у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспективы своего развития в качестве будущего профессионала. Компетентное содействие выбору профессии требует учета всех факторов профессионального самоопределения. К тому же необходимо обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант берет на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

В школе необходимо проводить систематическую работу по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося. «Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует профессиональному самоопределению личности. Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности позволяет не только изучить, но и развить интересы и склонности каждого школьника. Полученная информация может быть использована для проведения с учащимися профориентационной работы по профессиональному просвещению и консультированию» [2, с. 34].

В современной  литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее конкурентоспособность, уровень безработицы и т.д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности). Однако анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что необходимо существенное уточнение современного понимания профессионального самоопределения как педагогической цели. Не раскрыты в полном объеме способы его диагностики на различных этапах становления, критерии его сформированности, а также принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением старшеклассников в современных условиях.

С учетом всего  вышесказанного и была избрана тема дипломной работы. Объект данного  исследования - профессиональное самоопределение  подростков. Предмет исследования - направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении  особенностей и трудностей профессионального  становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:

уточнить и  обосновать научные и теоретические  основы профессионального самоопределения  школьников, его цели и этапы;

выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;

диагностировать уровень профессионального самоопределения  выпускников школы;

разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному  самоопределению подростков в условиях школы.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические:  анализ философской, социологической,  психолого-педагогической литературы, сравнительное изучение различных  подходов к предмету исследования, моделирование общих и частных  гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы и др.;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (интервьюирование, анкетирование, беседы с учащимися), экспертная оценка, наблюдение, тестирование, обобщение педагогического опыта, диагностика; использовались методики «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной); опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной); методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)), ДДО Е.А. Климова;

- статистические: математическая и статистическая  обработка результатов.

Осуществленное  исследование несомненно имеет как  теоретическую, так и практическую значимость, которая заключается в возможности применения полученных результатов теми, кто занимается теорией и практикой профессиональной ориентации. Данная работа предназначена для педагогических специальностей и может быть использована школьными учителями, социально-психологическими и методическими службами образовательных учреждений для повышения эффективности педагогического процесса.

 

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В основе построения педагогического процесса всегда лежит  то или иное понимание природы формируемого качества. В зависимости от того, как это качество интерпретируется, во многом зависит последующий выбор педагогических средств и, обоснование логики их развертывания. В связи с этим назначение первой главы данного исследования состоит в том, чтобы изучить научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, уточнить сущностные характеристики профессионального самоопределения, выявить его специфику, функции в целостном развитии старшего школьника, а также ведущие факторы, определяющие динамику становления профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

1.1 Теоретические  основы профессионального самоопределения,  его основные характеристики

В пору юности все  определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только темпераментом и характером, но и своими способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки [3, с. 34]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления.

«Стремление применить  свои возможности, проявить себя ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации» [4, c. 258].

Понятие «самоопределение»  используется в педагогике, социологии, психологии для обозначения процесса становления человека, его ценностной ориентации; для развития жизненной перспективы, формирования профессионального выбора в соответствии с определением им своего предназначения, отношения к окружающему миру, обществу, где реализуется переход вероятности в действительность.

В толковом словаре  Ожегова глагол «самоопределиться» означает «определить свое место  в жизни, в обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы» [5, с. 640]. Это разумная и целеустремленная деятельность субъекта, приводящая в конечном итоге к осуществлению запланированной цели.

Таким образом, вся человеческая жизнь может  пониматься как самоопределение - ведь человек, в силу своего беспокойного характера, не может находиться в состоянии покоя.

Одно из наиболее исчерпывающих дефиниций самоопределения  представлено в педагогическом тезаурусе  «Энциклопедия социологии», где  оно определяется как «процесс и  результат выбора личностью собственной  позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы» [6].

Уточнение данного  понятия с различных точек  зрения позволяет в общем виде интерпретировать самоопределение  как способность человека к самостоятельному построению собственной жизни.

Важнейшим звеном, узловым личностным механизмом, создающим  условия для самоопределения  в любой области является выбор. Смысловую сущность самоопределения  некоторые авторы трактуют как поиск смысла, цели своего существования.

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными  ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание, которые связываются  многими мыслителями именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность". В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [7, c. 78-79].

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема