Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42
Отсутствие способности
к самоопределению, умения выбирать
приводит к тому, что человек утрачивает
возможность
Типы и уровни самоопределения
В относительно короткий период подростку необходимо создать жизненный план -- решить вопросы кем быть и каким быть. Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.
Чтобы помочь сориентироваться самоопределяющемуся школьнику, можно попытаться выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Основными отличиями этих типов самоопределения, согласно Пряжникову Н.С. и Пряжниковой Е.Ю., могут быть следующие:
1. Для профессионального
самоопределения характерны: а) большая
формализация (профессионализм отражается
в дипломах и сертификатах, в
трудовой книжке, в результатах
труда и т.п.); б) для профессионального
самоопределения требуются "
2. Для жизненного
самоопределения характерны: а) глобальность,
всеохватность того образа и
стиля жизни, которые
3. Для личностного
самоопределения характерны: а) невозможность
формализации полноценного
В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением, с "главным делом" жизни. Поэтому самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.
По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения, которые можно назвать "уровнями возможностей самоопределения". Можно условно выделить по пять таких "уровней" отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения [Приложение A, рисунок 1]. По мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга [8].
Е.А. Климов также выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [9, с. 62-63].
В отечественной
и зарубежной педагогике и психологии
накоплен богатый опыт в области
теории профессионального
Так, А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значительном для себя деле. Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии. В дальнейшем Ш. Бюлер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением определенного уровня личностного развития. В теории типов личностей Дж. Холланда утверждается, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его типу личности. Автор перечисляет 6 типов личности, утверждая, что любая профессия может быть описана в пространстве этих типов [10].
А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей личности. Таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах.
Э. Роу связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания [11, c. 459].
Многообразие различных концепций вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью ее населения.
Также существует
множество отечественных
Решением проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении занимается литовский исследователь Л.А. Йовайша. Он занимается в основном двумя проблемами: разработкой оптимальной структуры профориентации, органично включающейся в учебно-воспитательный процесс, и исследованием теоретических и организационно-методических вопросов профконсультирования. Л.А. Йовайша делает акцент на необходимости активности самого молодого человека, подчеркивает важность формирования его самопознания: "самопознание и знание выбираемой профессии - основа правильного выбора профессии" [12, с. 34]. Не раскрывая процесса самопознания с его психологической стороны, автор подробно останавливается на формах организации таких профориентационных мероприятий, которые его формируют, подчеркивает важность того, какую позицию занимает сам юноша в процессе принятия решения о своем профессиональном будущем, являясь субъектом выбора профессии.
Одним из лидеров
"воспитательной" концепции в
профориентации признан А.Е. Голомшток.
Правильная критика представлений
о неизменности и наследственной
обусловленности
В исследованиях
Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, П.А. Шавира,
И.С. Кона проблема профессионального
самоопределения личности рассматривается
с позиций принципов
В «Большой советской
энциклопедии» дается следующая
дефиниция профессиональному
Определение сущности
профессионального
Выбор профессии
становится для старшеклассника
самым важным, неотложным и трудным
делом. «Психологически устремленный
в будущее и склонный даже мысленно
«перепрыгивать» через
1.2 Цели, этапы,
мотивы и факторы
Профессиональное
самоопределение сегодня -- многомерный
и многоступенчатый процесс, который
можно рассматривать под
Условно можно выделить следующие основные группы задач, которые нужно помочь решить подростку при профессиональном самоопределении:
информационно-справочные, просветительские;
диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
морально-эмоциональная поддержка клиента;
помощь в выборе, в принятии решения.
Современные отечественные исследователи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Исходя из этого, его главная, идеальная цель заключается в «постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [19, c. 28].
Перед молодым
человеком лежит множество
Традиционно процесс профессионального становления человека рассматривается как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии так или иначе связаны с возрастными этапами развития человека:
Фаза оптанта: человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.
Фаза адепта: это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее.
Фаза адаптации: «привыкания» молодого специалиста к работе.
Фаза интернала: это уже опытный в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справиться с основными профессиональными функциями.
Фаза мастерства: может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши.
Фаза авторитета: мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень пр.).