Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Димина курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Отсутствие способности  к самоопределению, умения выбирать приводит к тому, что человек утрачивает возможность самореализовываться  как своеобразное существо, активно изменяющее жизнь общества, т.е. возможность строить свою индивидуальную историю в рамках социокультурного пространства.

Типы и уровни самоопределения

В относительно короткий период подростку необходимо создать жизненный план -- решить вопросы кем быть и каким быть. Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

Чтобы помочь сориентироваться самоопределяющемуся школьнику, можно  попытаться выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Основными отличиями этих типов самоопределения, согласно Пряжникову Н.С. и Пряжниковой Е.Ю., могут быть следующие:

1. Для профессионального  самоопределения характерны: а) большая  формализация (профессионализм отражается  в дипломах и сертификатах, в  трудовой книжке, в результатах  труда и т.п.); б) для профессионального  самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

2. Для жизненного  самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и  стиля жизни, которые специфичны  для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

3. Для личностного  самоопределения характерны: а) невозможность  формализации полноценного развития  личности; б) для полноценного  личностного самоопределения лучше  подходят не "благоприятные"  в обывательском представлении  условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств [8].

В современном  мире, когда основную часть времени  взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением, с "главным делом" жизни. Поэтому самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.

По каждому  из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения, которые можно назвать "уровнями возможностей самоопределения". Можно условно выделить по пять таких "уровней" отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения [Приложение A, рисунок 1]. По мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга [8].

Е.А. Климов также  выделяет два уровня профессионального  самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [9, с. 62-63].

В отечественной  и зарубежной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области  теории профессионального самоопределения.

Так, А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значительном для себя деле. Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии. В дальнейшем Ш. Бюлер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением определенного уровня личностного развития. В теории типов личностей Дж. Холланда утверждается, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его типу личности. Автор перечисляет 6 типов личности, утверждая, что любая профессия может быть описана в пространстве этих типов [10].

А. Адлер считал, что выбор профессии основан  на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей  личности. Таким образом, человек  выбирает именно ту профессию, которая  наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах.

Э. Роу связывает  профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания [11, c. 459].

Многообразие  различных концепций вызвано  не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, а так же неоднородностью ее населения.

Также существует множество отечественных исследований в области профориентации. Их особенностью является все более усиливающиеся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Решением проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении занимается литовский  исследователь Л.А. Йовайша. Он занимается в основном двумя проблемами: разработкой оптимальной структуры профориентации, органично включающейся в учебно-воспитательный процесс, и исследованием теоретических и организационно-методических вопросов профконсультирования. Л.А. Йовайша делает акцент на необходимости активности самого молодого человека, подчеркивает важность формирования его самопознания: "самопознание и знание выбираемой профессии - основа правильного выбора профессии" [12, с. 34]. Не раскрывая процесса самопознания с его психологической стороны, автор подробно останавливается на формах организации таких профориентационных мероприятий, которые его формируют, подчеркивает важность того, какую позицию занимает сам юноша в процессе принятия решения о своем профессиональном будущем, являясь субъектом выбора профессии.

Одним из лидеров "воспитательной" концепции в  профориентации признан А.Е. Голомшток. Правильная критика представлений  о неизменности и наследственной обусловленности профпригодности  человека, постановка вопросов о компенсаторных и резервных механизмах, о принципиальной возможности человека овладеть широким кругом разнообразных профессий, о формируемости профпригодности в процессе выполнения моделируемой в профессиональном обучении и реальной профессиональной деятельности, безусловно, ставят его работы в разряд прогрессивных [13].

В исследованиях  Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, П.А. Шавира, И.С. Кона проблема профессионального  самоопределения личности рассматривается  с позиций принципов детерминизма и деятельности: профессиональное самоопределение понимается как существенная сторона общего процесса развития личности, движущие силы которого заключены в его внутренней противоречивости. «Профессиональное самоопределение молодого человека … не сводится к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Поэтому для построения научной теории профориентации важнейшее значение имеет исследование закономерностей формирования внутренней, психологической основы самоопределения. Последняя не возникает как простая равнодействующая всех внутренних предпосылок, но складывается в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром. В русле этого взаимодействия человек активно “ищет себя”, руководствуясь сложившимися у него представлениями о себе, своих ожиданиях, своей возможной роли. Выбор профессии, таким образом, неотделим от развития личности в целом» [14, с. 5].

В «Большой советской  энциклопедии» дается следующая  дефиниция профессиональному самоопределению: «Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности» [15, с. 56].

Определение сущности профессионального самоопределения  является до сих пор нерешенной задачей, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства. Однако можно смело утверждать, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельный и осознанный поиск и нахождение смыслов в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. «От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии» [16, с. 98].

Выбор профессии  становится для старшеклассника  самым важным, неотложным и трудным  делом. «Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его» [17, с. 87]. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни прежде всего зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать специальность. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.

 

1.2 Цели, этапы,  мотивы и факторы профессионального  самоопределения

Профессиональное  самоопределение сегодня -- многомерный  и многоступенчатый процесс, который  можно рассматривать под разными  углами зрения. Во-первых, как серию  задач, которые общество ставит перед  формирующейся личностью и которые  эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени. (Социологический подход, исходит из запросов общества). Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности). В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности) [18].

Условно можно  выделить следующие основные группы задач, которые нужно помочь решить подростку при профессиональном самоопределении:

информационно-справочные, просветительские;

диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

морально-эмоциональная  поддержка клиента;

помощь в выборе, в принятии решения.

Современные отечественные  исследователи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Исходя из этого, его главная, идеальная цель заключается в «постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [19, c. 28].

Перед молодым  человеком лежит множество путей  достижения цели профессионального  самоопределения. Как вариант, такой  путь может быть представлен нами в виде схемы: период активного поиска цели > осознание цели > реализация жизненных ценностей.

Традиционно процесс  профессионального становления  человека рассматривается как ряд  последовательно сменяющих друг друга стадий. Эти стадии так или  иначе связаны с возрастными  этапами развития человека:

Фаза оптанта: человек обретает озабоченность  вопросами выбора или вынужденной  перемены профессии и делает этот выбор.

Фаза адепта: это человек уже ставший на путь приверженности к профессии  и осваивающий ее.

Фаза адаптации: «привыкания» молодого специалиста к работе.

Фаза интернала: это уже опытный в своем  деле работник, который и устойчиво  любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно  и успешно справиться с основными  профессиональными функциями.

Фаза мастерства: может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши.

Фаза авторитета: мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень пр.).

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема