Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42
Под самооценкой понимается оценка самого себя, своих достоинств и недостатков [5, с. 640]. Это отношение человека к себе, своим возможностям, желаниям, особенностям личности и поведения. Она всегда носит оттенок субъективности и отражает особенности приобретенного личного опыта. В значительной мере самооценка связана с психологическими характеристиками личности: темпераментом, способностями, чертами характера. В зависимости от различных свойств личности самооценка может быть более или менее устойчивой, а также разной степени адекватности. С этой точки зрения самооценка может быть завышенной и заниженной. Адекватное отношение к себе, как высший уровень самооценки, устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении, а также в оценках окружающих. В основном наблюдается такая зависимость: чем выше уровень развития способностей, тем адекватнее самооценка, и наоборот.
К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, так как школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, так как часто обусловливает расхождение способностей и склонностей.
Климов Е.А. выделяет три уровня адекватности самооценки:
Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно [30, с. 176].
Исследования
показывают, что старшеклассники
стремятся выбрать тот вид
деятельности, который соответствовал
бы их пониманию собственных
В процессе специально
формируемой развернутой
Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. У старшеклассников самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.
На формирование самооценки большую роль оказывает социальное окружение, в котором находится человек, его успехи в деятельности. В процессе профессионального самоопределения происходит формирование различных образов эталонов самого себя и профессиональных требований, которые складываются под влиянием идеалов и оценок родителей, друзей, сверстников, и, наконец, самого человека.
Таким образом, отмеченный фактор «представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Он обусловливает:
Ї способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;
Ї способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;
Ї способность выделить главное для себя при выборе профессии, т. е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии» [24, с. 7-8].
Таким образом, при исследовании факторов выбора профессии следует рассматривать не единичные причины, а их совокупность. Особое внимание следует уделить таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников
В подростковом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, моральный облик личности, самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения. Также изменяется и учебная мотивация. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость.
«Для подростка выбор профессии - в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее… Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет» [26, с. 146].
Выбор специальности
характеризуется
В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что по существу, тоже становятся новыми, требующими от человека специальной переподготовки, повышения уровня квалификации. Таким образом, старший школьник в профессиональном самоопределении должен не только ориентироваться на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и подготовить себя к возможной смене специальности либо к постоянному повышению квалификации.
«Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности: 1. затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов; 2. попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п.» [26, с. 151].
Исследование Г.С. Шляхтина, направленное на оценку эмоционального аспекта личностной перспективы, выявило особенности построения жизненной перспективы в юношеском возрасте. В результате исследования стало известно, что стремление повлиять на будущее, подчинить его себе на юношеском этапе социализации выходит на первый план по сравнению с планированием его же. По мнению автора, это отражает такую особенность юношеского возраста, как мечтательность, идеалистичность при недостаточной реалистичности и практичности. Из этих исследований следует, что к моменту профессионального самоопределения далеко не все выпускники готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций [31, с. 13-16].
Кто-то даже и не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации - страх перед собственным выбором. В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избегать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. В этом случае он обращаются за советом к более авторитетным сверстникам, учителям и четко следует этим советам. К сожалению, советы часто основаны на существующих в общественном сознании предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо», отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны.
Также подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. Но заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач, - обычно абстрактен, не пережит, поэтому может помешать адекватному восприятия ситуации.
Из сказанного
видно, что реально подросток
в большинстве случаев
Cовременная
социально-экономическая
Таким образом,
существование проблемы профессионального
самоопределения связано с
1. Отношение
к выбору профессии как к
неизменному. Ведь в любой
2. Ориентация
на бытующие мнения о
3. Выбор профессии под влиянием товарищей.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
5. Увлечение
только внешней или какой-
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
7. Устарелые
представления о характере
8. Неумение либо
нежелание разбираться в своих
личностных качествах,
9. Незнание либо недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии [34].
Знание и учет
вышеперечисленных ошибок позволит
подростку более тщательно
Выводы по первой главе:
Профессиональное самоопределение - процесс самостоятельного, осознанного выбора трудовой деятельности. Его цель - постепенное формирование у школьника внутренней готовности к построению, корректировке и реализации перспектив своего развития. Профессиональное самоопределение характеризуется пятью этапами: 1. первичный выбор профессии; 2. профессиональное самоопределение; 3. профессиональное обучение; 4. профессиональная адаптация; 5. самореализация в труде. Мотивы выбора профессии могут быть социальными, личностно-профессиональными и ситуативными. К факторам профессионального самоопределения относятся: профессиональный интерес, жизненные планы, зарплата и возможность профессионального роста, возраст, уровень информированности и уровень притязаний, самооценка, умственная направленность, семья, друзья, учителя и школа, ожидания общества и многие другие. От особенностей конкретной личности зависит, какие факторы выбора профессии становятся ведущими. Их учет позволяет избежать многих проблем, связанных с ошибочным выбором профессии.