Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Димина курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Под самооценкой  понимается оценка самого себя, своих  достоинств и недостатков [5, с. 640]. Это  отношение человека к себе, своим  возможностям, желаниям, особенностям личности и поведения. Она всегда носит оттенок субъективности и  отражает особенности приобретенного личного опыта. В значительной мере самооценка связана с психологическими характеристиками личности: темпераментом, способностями, чертами характера. В зависимости от различных свойств личности самооценка может быть более или менее устойчивой, а также разной степени адекватности. С этой точки зрения самооценка может быть завышенной и заниженной. Адекватное отношение к себе, как высший уровень самооценки, устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении, а также в оценках окружающих. В основном наблюдается такая зависимость: чем выше уровень развития способностей, тем адекватнее самооценка, и наоборот.

К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному  числу учащихся. В основном они  склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, так как школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, так как часто обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Климов Е.А. выделяет три уровня адекватности самооценки:

Высокий уровень  присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств  полностью совпадает с оценкой  учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

Средний уровень  наблюдается в том случае, когда  учащиеся частично переоценивают или  недооценивают свои возможности  по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

Низкий уровень  имеет место тогда, когда заметна  резкая переоценка или недооценка своих  интересов, способностей, личных качеств  по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно [30, с. 176].

Исследования  показывают, что старшеклассники  стремятся выбрать тот вид  деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Но поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора профессии их ожидают неудачи [4, с. 45].

В процессе специально формируемой развернутой социально  полезной деятельности, участвуя в  которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности [4, с. 166].

Внутренняя потребность  в самооценке - залог успешного  ее формирования при соответствующих условиях. У старшеклассников самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.

На формирование самооценки большую роль оказывает  социальное окружение, в котором  находится человек, его успехи в  деятельности. В процессе профессионального самоопределения происходит формирование различных образов эталонов самого себя и профессиональных требований, которые складываются под влиянием идеалов и оценок родителей, друзей, сверстников, и, наконец, самого человека.

Таким образом, отмеченный фактор «представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Он обусловливает:

Ї способность  адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;

Ї способность  изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;

Ї способность  выделить главное для себя при  выборе профессии, т. е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно  отразить ситуацию выбора профессии» [24, с. 7-8].

Таким образом, при исследовании факторов выбора профессии следует рассматривать не единичные причины, а их совокупность. Особое внимание следует уделить таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

 

1.3 Психолого-педагогические  проблемы и ошибки  профессионального самоопределения старшеклассников

В подростковом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, моральный облик личности, самоопределение  и стабилизация личности в старшем  подростковом возрасте с выработкой мировоззрения. Также изменяется и учебная мотивация. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость.

«Для подростка  выбор профессии - в значительной степени моральная проблема. Чем  шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее… Подросток стоит перед  выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет» [26, с. 146].

Выбор специальности  характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники  должны сделать выбор между тремя  социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование и непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [26, с. 148].

В настоящее  время насчитывается более 40 тысяч  профессий, при этом примерно 500 из них  ежегодно исчезают и почти столько  же появляется новых. Многие профессии  безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что по существу, тоже становятся новыми, требующими от человека специальной переподготовки, повышения уровня квалификации. Таким образом, старший школьник в профессиональном самоопределении должен не только ориентироваться на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и подготовить себя к возможной смене специальности либо к постоянному повышению квалификации.

«Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности: 1. затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов; 2. попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п.» [26, с. 151].

Исследование  Г.С. Шляхтина, направленное на оценку эмоционального аспекта личностной перспективы, выявило особенности построения жизненной перспективы в юношеском возрасте. В результате исследования стало известно, что стремление повлиять на будущее, подчинить его себе на юношеском этапе социализации выходит на первый план по сравнению с планированием его же. По мнению автора, это отражает такую особенность юношеского возраста, как мечтательность, идеалистичность при недостаточной реалистичности и практичности. Из этих исследований следует, что к моменту профессионального самоопределения далеко не все выпускники готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций [31, с. 13-16].

Кто-то даже и  не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации - страх перед собственным выбором. В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избегать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. В этом случае он обращаются за советом к более авторитетным сверстникам, учителям и четко следует этим советам. К сожалению, советы часто основаны на существующих в общественном сознании предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо», отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны.

Также подростки  могут ориентироваться в своем  выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. Но заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач, - обычно абстрактен, не пережит, поэтому может помешать адекватному восприятия ситуации.

Из сказанного видно, что реально подросток  в большинстве случаев опирается  на мнение близких и значимых для  себя людей. «То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном  выборе - нормально. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его, и у него срабатываю защитные механизмы - механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем … планировании перспектив своего развития, и здесь подросток не самоопределяется, а его «определяют» [32, с. 31-35].

Cовременная  социально-экономическая ситуация  в стране характеризуется преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещением их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе становятся профессии, отвечающие потребностям новых форм экономики. Такая смена приоритетов в профессиональной сфере осложняет социально-профессиональную адаптацию подростков. «Выбирая профессию только по принципу ее престижности, "перспективности" и без учета собственных способностей, склонностей, возможностей, подросток рискует оказаться в последующем профессионально неуспешным и попросту невостребованным вследствие перенасыщения рынка труда такими специалистами, что, в свою очередь, провоцирует социальные и психологические проблемы» [33, с. 85].

Таким образом, существование проблемы профессионального  самоопределения связано с противоречием  между системой внешних стимулов и системой реально действующих  мотивов старшеклассников. Исходя из всего вышесказанного можно выделить основные ошибки при выборе профессии:

1. Отношение  к выбору профессии как к  неизменному. Ведь в любой сфере  деятельности происходит смена  занятий, должностей по мере  роста квалификации человека.

2. Ориентация  на бытующие мнения о престижности профессии.

3. Выбор профессии  под влиянием товарищей.

4. Перенос отношения  к человеку, представителю той  или иной профессии, на саму  профессию.

5. Увлечение  только внешней или какой-нибудь  частной стороной профессии.

6. Отождествление  школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

7. Устарелые  представления о характере труда  в сфере материального производства.

8. Неумение либо  нежелание разбираться в своих  личностных качествах, склонностях,  способностях.

9. Незнание либо  недооценка своих физических  особенностей, недостатков, существенных  при выборе профессии.

10. Незнание основных  действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии [34].

Знание и учет вышеперечисленных ошибок позволит подростку более тщательно проанализировать свои действия по выбору профессии. 

Выводы  по первой главе:

Профессиональное  самоопределение - процесс самостоятельного, осознанного выбора трудовой деятельности. Его цель - постепенное формирование у школьника внутренней готовности к построению, корректировке и реализации перспектив своего развития. Профессиональное самоопределение характеризуется пятью этапами: 1. первичный выбор профессии; 2. профессиональное самоопределение; 3. профессиональное обучение; 4. профессиональная адаптация; 5. самореализация в труде. Мотивы выбора профессии могут быть социальными, личностно-профессиональными и ситуативными. К факторам профессионального самоопределения относятся: профессиональный интерес, жизненные планы, зарплата и возможность профессионального роста, возраст, уровень информированности и уровень притязаний, самооценка, умственная направленность, семья, друзья, учителя и школа, ожидания общества и многие другие. От особенностей конкретной личности зависит, какие факторы выбора профессии становятся ведущими. Их учет позволяет избежать многих проблем, связанных с ошибочным выбором профессии.

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема