Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Димина курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

К трудностям выбора профессии можно отнести неготовность подростка к ответственности, ориентация на стереотипы общественного сознания, многообразие профессий, постоянная смена приоритетов в профессиональной сфере и др. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями. Наличие и осознание цели, идеи, смысла - важное условие профессионального и личностного развития.

 

Глава II Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте 

2.1 Цели, задачи, организация  исследования 

Подростковый  и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом  к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Развивающая психологическая  диагностика выступает в  качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется

«образ «Я»  в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной). В свою очередь, повышение уровня cамосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора учащимися профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой - возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности с учетом жестких требований рыночной экономики.

Цель исследования состояла в поиске закономерностей, влияющих на выбор профессии в  подростковом возрасте.

С этой целью  были проведены 2 методики: Дж. Холланда и Е.А Климова

Задачи исследования:

1. Проанализировать, какой тип личности преобладает  у мальчиков, а какой у девочек.

2. Исследовать  преобладание направленности в  выборе сферы деятельности.

3. Разработка  рекомендаций для правильного  выбора профессии.

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий.

 Для выявления  возрастной динамики выбора профессии  было проведено эмпирическое  исследование, в котором принимали  участие учащиеся 11 класса. Исследование  велось с использованием стандартных методик Е.А Кдлимова, и Дж. Холланда. Опросник Холланда позволил выявить преобладающий тип личности, тест Климова - к какой из групп профессий у учеников есть склонность. 
 

2.2 Методика Е.А. Климова. 

 Методика  предназначена для отбора на  различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова 

 Методика  предназначена для отбора на  различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

 Содержание  методики: испытуемый должен в  каждой из 20 пар предлагаемых  видов деятельности выбрать только  один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

 Лист ответов  сделан так, чтобы можно было  подсчитать число знаков «+»  в каждом из 5-ти столбцов. Каждый  из 5-ти столбцов соответствует  определенному типу профессии.  Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

 Время обследования  не ограничивается. Хотя испытуемого  следует предупредить о том,  что над вопросами не следует  долго задумываться и обычно  на выполнение задания требуется  20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

 Инструкция: «Предположим, что после соответствующего  обучения вы сможете выполнить  любую работу. Но если бы вам  пришлось выбирать только из  двух возможностей, что бы вы  предпочли?»

Обработка результатов.

Таблица 1. Сравнительная  таблица средних значений по методике Е.А. Климова.

        Климов 

      П. Т. 

Ч. 

З.С. Х.О. 

М.  

3,6 

4,2 

3,7 

5,2 

3,5  

Д. 

4,1 

1,7 

4,4 

4,6  
 

П.- природа 

Т.- техника 

Ч.- человек 

З. С.- знаковая система 

Х.О.- художественный тип 

Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Направленность  на сферу деятельности Человек-человек  в 11 классе преобладает над направленностью  на сферу деятельности Человек-Техника. При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте- это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

Проводя сравнительный  анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

Так подтвердились  различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков.

Таким образом  мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как  техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение. 
 

2.3 Методика Дж. Холланда. 

Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.

 Инструкция. «В бланке теста приведены  широкий круг интересов и установок.  Из двух предложенных профессий  вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно»

Обработка результатов.

Таблица 2. Сравнительная  таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда

Тип личности Холланд  

Р. 

И. С. К. П. А.  

5,8 

6,5 

4,7 

5,3 

5,3  

3,3 

5,2 

6,9 

4,7 

3,7 

4,4  
 

Р.-реалистичный

И.- интеллектуальный

С.- социальный

К.- конвенциальный

П.- предпринимательский

А.- артистичный 

 Анализируя  преобладающий тип личности у  выборки учащихся 11 класса мы  видим, что мальчики имеют более  реалистичный тип личности, чем  девочки. И в то же время  у девочек более выражен социальный  тип личности, по сравнению с  мальчиками.

Выводы

 Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:

· - мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек-Техника, Человек- Знаковая система;

· - девочки больше направлены на сферу деятельности Человек-Человек, Человек- Художественный образ;

· преобладание социального типа личности.

 Полученные  результаты можно использовать  при профориентации учащихся  старших классов, при организации  личностно-ориентированного подхода  в процессе обучения, для повышения  мотивации по отдельным предметам,  связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Рекомендации. 

Если ты с  детства мечтал стать врачом или  космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у  тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.  

Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. 

Хорошо, когда  проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и  психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку  отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. 

Трудности профессионального  самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. 

Как же разобраться  в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.  

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема