Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Димина курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Фаза наставничества: авторитетный мастер своего дела передает свой опыт ученикам, последователям [20, c. 419-424].

Процесс профессионального  самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. «Выбор профессии - не одномоментный акт; он состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем продолжительность этапов зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

Первичный выбор  профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального  самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

Профессиональное  обучение: осуществляется после получения  школьного образования для освоения выбранной профессии;

Профессиональная  адаптация: формирование индивидуального  стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

Самореализация  в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом» [21, с. 407].

Таким образом, профессиональное самоопределение  берет начало в окончании подросткового возраста, который можно назвать эпохой самоопределения, и пронизывает весь жизненный путь человека. Несмотря на большое количество литературы, еще не выработан единый подход к проблеме профессионального самоопределения. Это длительный, индивидуальный процесс, включающий в себя несколько фаз и этапов.

Мотивы выбора профессии и ценностные ориентации

Личность формируется  в процессе постоянных взаимоотношений  с людьми. Поэтому ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

«Ценностные ориентации - элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным  опытом индивида в ходе процессов  социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» [6].

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности, представляющие для него значимость: самоутверждение в обществе и ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда, интересная работа; мастерство своего дела; романтика трудовой деятельности; материально-практические ценности (хороший заработок); должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе и т.д.

Главную роль в  выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов  и потребностей личности, целей этой личности. Очевиден тот факт, что в юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.

В педагогической литературе нет единой классификации  мотивов выбора профессии. Как правило, в основе принятия человеком решения лежит не один, а комплекс мотивов. Чем сложнее деятельность, тем сложнее палитра мотивов, лежащих в ее основе. В одном случае выделяются такие группы мотивов: общая мотивация; романтика профессий; научно-познавательные мотивы; мотивы общественной значимости профессии; ссылка на пример или немотивированный выбор. В другом рассматриваются: осознание перспективности избранной профессии; учебные и внеклассные интересы; желание приносить пользу; влияние родных и знакомых. В третьем ставятся мотивы общественной пользы профессии; мотивы психологического характера; мотивы подражания; внешние признаки профессии; интерес к самой профессии и т.д. [22, с. 26].

Павлютенков Е.М. выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, материальные, престижные, утилитарные и мотивы, связанные с содержанием труда. [22, с.59].

Шумская Л.И. сгруппировала  мотивы, влияющие на абитуриентов, по следующим  трем логическим основаниям:

1. Социальные  мотивы, обусловленные пониманием  высокой социальной значимости  высшего образования, престижностью  вуза и избранной специальности,  осознанием своего долга и  ответственности за судьбу страны.

2. Личностно-профессиональные  мотивы, среди которых выделяется: а) внутренне обусловленная мотивация; желание приобрести избранную специальность; ее соответствие жизненному призванию, перспективы профессионального роста и материального благополучия; б) внешне обусловленная мотивация, где в качестве побуждений для поступления в данный вуз выступает желание продолжить семейную традицию, а также советы родителей, друзей, учителей.

3. Ситуативные  мотивы, включающие стремление получить  диплом без последующей работы  по специальности, нежелание работать после окончания школы, служить в армии, невысокий конкурс при поступлении в вуз [23, c. 147].

По характеру  все мотивы можно разделить на чёткие, аргументировано обосновывающие целесообразность выбора данного направления  трудовой деятельности, нечёткие, неуверенные и никак не аргументированные мотивы. «Только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии» [22, с. 13]. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда, и насколько четки, аргументированы мотивы выбора, что даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.

Факторы профессионального самоопределения

В психологической  литературе нет единого взгляда  на то, как формируется выбор профессии  и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки  зрения на выбор профессии как  на выбор деятельности. В этом контексте распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

Другие авторы придерживаются взгляда на выбор  профессии как на частный случай социального самоопределения личности. То есть выбор профессии, с одной  стороны, считается социально заданным, а с другой -- определяется прежде всего социальными характеристиками профессии. Не вызывает сомнения положение о влиянии общества в целом на профессиональное самоопределение его членов, и, конечно же, с профессиональной деятельностью непосредственно связано положение личности в обществе [24, с. 2].

«Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии  как к одному из важнейших событий  в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым  опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте -- на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии также должны быть учтены жизненные планы личности» [24, с. 3].

Выбирая профессию, практически каждый стремится заглянуть  в будущее и оценить свои перспективы через несколько лет, когда настанет время получать диплом и искать работу. Но столь долгосрочный и одновременно точный прогноз трудно сделать даже опытному специалисту по кадрам, поскольку в нашей стране рынок труда пока складывается под влиянием нестабильных экономических условий.

Во время подросткового  периода интересы значительной части  подростков крайне неустойчивы. Подростки, перед которыми реально стоит  вопрос выбора профессии, руководствуются  тремя позициями: хочу -- интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом; могу -- уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности; надо -- спрос на профессию, потребность в ней общества.

На первое место  они ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте -- работа, от которой можно получать новые впечатления.

В последнее  время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу. «Мало кто станет отрицать, что  при выборе профессии и ВУЗа основным критерием, которым руководствуются молодые люди, является будущая зарплата и возможность профессионального роста. Однако на сегодняшний день при выборе профессии все большее значение приобретают внешние факторы, зачастую подавляя индивидуальные предпочтения» [25].

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками [26, c. 150].

Многие исследователи  по-разному подходят к определению  факторов профессионального выбора. Так, Кулагина И.Ю. отмечает, что «существенные факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний. От уровня притязаний зависит то, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом» [27, с. 168].

Ф. Райс утверждает, что выбор профессии зависит в основном от склада его ума, от его направленности. «Призвание для молодых людей с философским складом ума -- это тот единственный путь, который должен привести к достижению главных жизненных целей и осуществлению намерений. Это смысл их существования, та ниша, которую они должны заполнить в этом мире. Если такие подростки поверят, что жизнь имеет смысл и цель, они приложат все свои силы, чтобы обрести этот смысл и достичь этой цели, чему и посвятят своё время, талант и энергию. В том числе и путём выполняемой ими работы.

Для подростков, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению  общества, в котором живут, выбор  профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся  им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными.

Молодые люди, старающиеся  быть “практичными”, выбирают такие  профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны  и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор основан прежде всего экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, занятиями и навыками. Для других молодых людей поиски призвания становятся способом показать окружающим, что они уже выросли, финансово независимы, свободны от родительской опеки и готовы жить самостоятельно. Для них работа - дверь, ведущая в мир взрослых» [28, с. 517].

Более того, Ф. Райс говорит о том, что иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное мест, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.

Малая часть  подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это  необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых  в жизни взрослых, и ценностей  общества привело таких молодых  людей к мысли, что максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравится. Несомненно, что «даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится всё более трудной задачей, поскольку общество становится всё более сложным» [28, с. 518].

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема