Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42
Любая профессия
требует, чтобы у человека присутствовали
так называемые "профессионально важные
качества" - например, корректору важно
внимание, художнику - образное мышление
и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию,
важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ,
соответствующие профессионально важным
качествам. В ситуации сомнения выбирай
ту профессию, где твои способности будут
максимально реализованы, в этой деятельности
ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип
реализуемой профессиональной деятельности
должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ,
характерологическим типом. Скажем, если
ты общителен - тебе больше подойдут профессии,
связанные с многочисленными контактами,
а если эмоционально неустойчив - не сможешь
выполнять рутинные виды деятельности,
требующие концентрации в течение длительного
времени.
Итак, для того,
чтобы выбрать профессию, необходимо
прежде всего познать себя. Ты наверняка
часто задаешь себе вопросы: "Какой
я?", "Кто я в этом мире?",
"Зачем я живу?". Помочь лучше
узнать себя и частично ответить на
эти вопросы (полностью ты на них
не ответишь никогда) поможет нехитрое
упражнение: посмотри на себя глазами
другого человека. Конкретного человека,
которого ты хорошо знаешь - скажем, друга
или соседа по парте, мамы или любимой
девушки. Попытайся объяснить свои поступки
так, как это сделал бы другой человек
- не зная истинных мотивов. Ты поймешь,
каким тебя видят другие люди, но, с другой
стороны, избавишься от субъективизма,
ведь в своем глазу, как известно, не видать
и бревна.
Твой характер
пока только формируется, поэтому не
надо наклеивать себе же ярлык и отказываться
от профессии артиста только потому, что
ты якобы "застенчив". Борись, работай
над собой, познавай себя. И помни, что
психические свойства человека (будь то
способности, интересы или черты характера)
- исключительно гибкие, изменяющиеся
качества. Известно немало случаев, когда
человеку, не имеющему способностей к
музыке, но страстно желающему ею заниматься,
удавалось развить музыкальный слух. Главное
- интерес; запомни: способности формируются
в деятельности. Привыкай работать, трудиться.
На одних способностях далеко не уедешь.
С другой стороны, интерес - вещь тоже не
совсем устойчивая. Множество ребят думают,
что любят какой-то учебный предмет, а
на самом деле им очень нравится учитель.
Кроме того, трудно понять, понравится
ли тебе психология или та же экономика
- ты ведь в школе не изучал ничего подобного….
Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять
свой кругозор по отношению к миру профессий.
Задавай взрослым людям вопросы об их
профессиональной деятельности - как правило,
люди с удовольствием рассказывают о своей
настоящей работе и о студенческих годах.
Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна
ли тебе данная область, или все, что ты
знаешь о специальности, на которую подаешь
документы - это ее название…
Итак, разобравшись
в своих способностях, интересах и личностных
чертах, ты приступаешь к выбору уже не
профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни,
какие специальности и специализации
соответствуют интересующему тебя виду
деятельности. Это не всегда однозначное
соответствие (например, чтобы ремонтировать
компьютеры, нужно получить специальность
"радиоэлектроника"). Принятие решения
должно основываться на многих факторах
уже не психологического характера: репутация
ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей,
стоимость обучения. Не поленись и выпиши
на отдельном листочке бумаги плюсы и
минусы каждого из вариантов. Проанализируйте
данные вместе с друзьями и родственниками.
И всегда помни: окончательный выбор только
за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь
судьбу. Профессия должна приносить удовольствие
(положительные эмоции тебе) и обеспечивать
максимальную реализацию твоих возможностей
(пользу обществу).
Вывод
по второй главе:
Исходя из результатов
качественного и
· В подростковом
возрасте прослеживается возрастная динамика
в осознанном выборе круга профессий;
· наиболее значимыми
субъектами, влияющими на профессиональное
самоопределение современного подростка
являются сам ученик и родители;
· для большинства
подростков мотивом выбора профессии
выступает мотив реализации своего
"Я";
· трудности
выбора будущей профессии, подросток
связывает с низким уровнем информированности,
а также низким уровень ресурсного
обеспечения в освоении выбираемых профессий;
· обнаруженные
различия оказывают влияние на профессиональное
самоопределение в подростковом
возрасте:
В результате проведенных
исследований, на основе анализа различных
теорий по изучению данной темы, были подтверждена
гипотеза преобладания гуманитарной направленности
в выборе профессиональной сферы деятельности
и социального типа личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном дипломном исследовании была сделана попытка проанализировать и обосновать проблему профессионального и личностного самоопределения с учетом сложившейся в стране ситуации, которая характеризуется неопределенностью, вызванной утерей обществом старых ценностно-нравственных жизненных ориентиров и социально-экономической нестабильностью, что непосредственным образом отражается на качестве профессионального самоопределения молодежи. В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование, целью которого являлась разработка системы профориентационной работы в школе. В ходе исследования поставленные цели были достигнуты, основные задачи были выполнены. Выводы можно представить в следующих пунктах:
1. Согласно многочисленным
исследованиям, посвященных
2. Систематизация
и анализ мотивов и факторов
профессионального
3. Главные критерии
профессионального
4. В настоящей
работе были разработаны
В школе необходимо
проводить систематическую
В целом же хочется
подчеркнуть необходимость
Дипломное исследование не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы. Продолжением нашей работы может служить исследование психологических аспектов выбора профессиональной сферы и их влияние на становление субъектности профессионала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. / Сост. Л. М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 2-е изд., доп. - С. 87-98.
Большая советская энциклопедия, 1969-78: в 30 т. / А.М. Прохоров (гл. ред.). - М.: Сов. энциклопедия, - 1975. - Т. 21. - 3-е изд. - 640 с.
Боровикова, С.А.
Психологическое обеспечение
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и социальное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. (Воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1999. - 160 с.
Денисенков, В.С. О профессиональной ориентации молодежи / В.С. Денисенков // Отдел кадров. - 2002. - N3 (14). - С. 5.
Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976. - 96 с.
Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студ.-слушателей фак. обществ. профессий / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.
Зублевская, А.Ю. Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации подростков / А.Ю. Зублевская // Соц.-пед. работа. - 2002. - №6 (34). - 127 с.
Изучение профессиональной
направленности личности учащихся: методические
материалы // Министерство труда и
социальной защиты Республики Беларусь,
республиканский центр
Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1993. - 128 с.
Кем быть. Как
выбирать профессию, http://www.find-job.ru/who/
Климов, Е.А. Как выбирать профессию.: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. - 2-е изд., доп. и дораб. - 159 с.
Климов, Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на этапе выбора профессии / Е.А. Климов // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 89-91.
Климов, Е.А. Психология
профессионального
Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов // Сер. Педагогика и психология. - М.: Знание, 1983. - №2. - 95 с.
Климов, Е.А. Школа… а дальше? / Е.А. Климов. - Л.: Лениздат, 1971. - 96 с.
Климов, Е.А., Выбор профессии: Пробное учеб. пособие для учащихся 7 -8 кл. сред. шк. в 2 частях. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1987. - 2 ч. - 64 с.
Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 189 с.
Кон. И.С. / Психология
ранней юности / И.С. Кон. - Гл. 7: Отношение
к труду и выбор профессии,
http://www.neuro.net.ru/
Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 158-164.