Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Димина курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

Любая профессия  требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.  

Наконец, тип  реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.  

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка  часто задаешь себе вопросы: "Какой  я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше  узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них  не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.  

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…  

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по второй главе: 

Исходя из результатов  качественного и количественного  анализа эмпирического исследования были получены следующие результаты: 

· В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;  

· наиболее значимыми  субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка  являются сам ученик и родители;  

· для большинства  подростков мотивом выбора профессии  выступает мотив реализации своего "Я";  

· трудности  выбора будущей профессии, подросток  связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;  

· обнаруженные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:  

В результате проведенных  исследований, на основе анализа различных  теорий по изучению данной темы, были подтверждена гипотеза преобладания гуманитарной направленности в выборе профессиональной сферы деятельности и социального типа личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном дипломном  исследовании была сделана попытка  проанализировать и обосновать проблему профессионального и личностного самоопределения с учетом сложившейся в стране ситуации, которая характеризуется неопределенностью, вызванной утерей обществом старых ценностно-нравственных жизненных ориентиров и социально-экономической нестабильностью, что непосредственным образом отражается на качестве профессионального самоопределения молодежи. В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование, целью которого являлась разработка системы профориентационной работы в школе. В ходе исследования поставленные цели были достигнуты, основные задачи были выполнены. Выводы можно представить в следующих пунктах:

1. Согласно многочисленным  исследованиям, посвященных профессиональному  самоопределению старшеклассников, его главная цель - постепенное  формирование у школьника внутренней готовности к осознанному построению и реализации перспектив своего развития, готовности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение характеризуется пятью этапами: 1. первичный выбор профессии; 2. этап профессионального самоопределения; 3. профессиональное обучение; 4. профессиональная адаптация; 5. самореализация в труде.

2. Систематизация  и анализ мотивов и факторов  профессионального самоопределения  позволяет говорить об их индивидуальной иерархии, присущей каждому субъекту выбора. Именно от особенностей конкретной личности зависит, какие факторы выбора профессии становятся ведущими, будь то размер заработной платы, возможность профессионального роста, совет родителей, друзей или социальные условия жизни подростка. Их учет позволяет избежать многих проблем, связанных с ошибочным выбором профессии. К трудностям выбора профессии можно отнести неготовность подростка к ответственности, ориентация на стереотипы общественного сознания, многообразие профессий, постоянная смена приоритетов в профессиональной сфере и др. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями. Наличие и осознание цели, идеи, смысла - важное условие профессионального и личностного развития.

3. Главные критерии  профессионального самоопределения  личности - достаточная информация  о профессии и путях ее получения, потребность в обоснованном выборе профессии, степень самопознания школьника, его уверенность в социальной значимости труда, сформированность профессионально важных качеств, наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Результаты исследования уровня профессионального самоопределения выпускников школы свидетельствуют о достаточно низкой сформированности у выпускников профессиональных намерений и показывают, что система профориентационной работы в Беларуси организована слабо и далека от идеальной. Как показала практика, зачастую проблемы профориентационного характера старшеклассников отодвигаются на второй план ввиду своей «несрочности» по сравнению, например, с отклоняющимся поведением.

4. В настоящей  работе были разработаны направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы, составлена программа «Выбор пути» для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ. Цель программы - формирование психологической готовности подростка к выбору профессии и оказание компетентной психологической помощи учащимся в профессиональном и личностном самоопределение и выборе. Ожидаемый результат - сформированность у учащихся личностной готовности к профессиональному самоопределению (к выбору профиля обучения в старшей школе или вида и уровня образования после окончания основной школы); повышение эффективности учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация личностно-профессионального потенциала. Программа состоит из девяти разделов и включает содержание, этапы, формы и направления работы с учащимися, педагогическим коллективом и родителями, взаимодействие с шефствующими и общественными организациями. В программе также перечислены участники реализации программы и их обязанности, описаны проблемы в работе и их решение, приведен план реализации программы и предоставлен список литературы по проблеме для учителя и учащихся.

В школе необходимо проводить систематическую работу по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося. Основными направлениями профориентационной работы в условиях школы являются профпросвещение и профконсультация. Профориентация подростков должна перемещать акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы.

В целом же хочется  подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации как одного из приоритетных направлений деятельности школы и службы занятости. Исходя из этого профориентация в школе должна быть направлена на расширение знаний школьника о себе, стимулирование активного процесса самопознания; ознакомление с существующими возможностями выбора профессий на рынке труда. На основе полученных знаний ведется обучение принятию решения, ознакомление со спецификой рынка труда, подготовка к профессиональному поиску и профессиональному обучению.

Дипломное исследование не претендует на исчерпывающее решение  данной проблемы. Продолжением нашей  работы может служить исследование психологических аспектов выбора профессиональной сферы и их влияние на становление субъектности профессионала.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Божович, Л.И. Этапы  формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. / Сост. Л. М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 2-е изд., доп. - С. 87-98.

Большая советская  энциклопедия, 1969-78: в 30 т. / А.М. Прохоров (гл. ред.). - М.: Сов. энциклопедия, - 1975. - Т. 21. - 3-е изд. - 640 с.

Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учеб. пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева / Под ред. Г.С. Никифорова. - Спб: изд-во СпбГУ, 1991. - 152 с.

Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

Головаха, Е.И. Жизненная  перспектива и социальное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.

Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. (Воспитательная концепция  профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1999. - 160 с.

Денисенков, В.С. О профессиональной ориентации молодежи / В.С. Денисенков // Отдел кадров. - 2002. - N3 (14). - С. 5.

Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976. - 96 с.

Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студ.-слушателей фак. обществ. профессий / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.

Зублевская, А.Ю. Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации подростков / А.Ю. Зублевская // Соц.-пед. работа. - 2002. - №6 (34). - 127 с.

Изучение профессиональной направленности личности учащихся: методические материалы // Министерство труда и  социальной защиты Республики Беларусь, республиканский центр профессиональной ориентации молодежи. - Минск, 2002. - 48 с.

Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1993. - 128 с.

Кем быть. Как  выбирать профессию, http://www.find-job.ru/who/138/

Климов, Е.А. Как  выбирать профессию.: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. - 2-е изд., доп. и дораб. - 159 с.

Климов, Е.А. О  принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на этапе выбора профессии / Е.А. Климов // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 89-91.

Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.

Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов // Сер. Педагогика и психология. - М.: Знание, 1983. - №2. - 95 с.

Климов, Е.А. Школа… а дальше? / Е.А. Климов. - Л.: Лениздат, 1971. - 96 с.

Климов, Е.А., Выбор  профессии: Пробное учеб. пособие  для учащихся 7 -8 кл. сред. шк. в 2 частях. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1987. - 2 ч. - 64 с.

Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 189 с.

Кон. И.С. / Психология ранней юности / И.С. Кон. - Гл. 7: Отношение  к труду и выбор профессии, http://www.neuro.net.ru/sexology/book19.html

Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 158-164.

Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема