Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей и трудностей профессионального становления подростков и разработке на этой основе профилактической программы деятельности социального педагога школы. Были поставлены следующие задачи:
уточнить и обосновать научные и теоретические основы профессионального самоопределения школьников, его цели и этапы;
выявить трудности, мотивы и факторы выбора профессии подростками;
диагностировать уровень профессионального самоопределения выпускников школы;
разработать основные направления и содержание деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению подростков в условиях школы.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально- педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы профессионального самоопределения, его основные характеристики………………………………………………………..6
1.2 Цели, этапы, мотивы и факторы профессионального самоопределения………………………………………………………………...12
1.3 Психолого-педагогические проблемы и ошибки профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...27
Выводы по первой главе………………………………………………………...30
2. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………..31
2.2 Методика Е.А. Климова……………………………………………………..32
2.3Методика Дж. Холланда……………………………………………………..34
Выводы по второй главе………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
Список использованных источников…………………………………………..42
Профессиональный выбор старшеклассников может определяться целым комплексом факторов: желанием освоить избранную профессию, получить высшее образование, изменить или повысить свой социальный статус, материальное положение и т.д. Все множество факторов исследователи подразделяют на объективные (внешние по отношению к личности факторы: семья, домашние условия, образовательный уровень родителей, ближайшее окружение, средства массовой информации, уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий и ряд других) и субъективные (интересы, склонности личности, ценностные ориентации, способности, темперамент, характер, уровень притязаний и др.).
Одним из наиболее сильных факторов, влияющих на личность, в том числе и при выборе профессии, является семья.
Прежде всего,
установлено влияние
- прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса;
- родители оказывают
влияние, обучая своей
- родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой;
- родители воздействуют своим примером;
- родители направляют
или ограничивают выбор своих
детей, настраивая на
- на выбор детей оказывает влияние то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии [29, с. 337].
Также существенное влияние на формирование профессиональных планов оказывают и взаимоотношения в семье, ее атмосфера. «Наличие в семье атмосферы сотрудничества и взаимной поддержки, четкого распределения функций, преобладание методов поощрения и убеждения толкает ребенка на закрепление этой системы отношений и поддержание её в будущей жизни, в том числе и при выборе профессии. Дети из таких семей выбирают профессии, связанные с работой с людьми. Преобладание во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной стороны способствует профориентации детей в сферу искусства. Существование в семье атмосферы отчуждения, преобладание методов наказания приводят к тому, что в своей последующей жизни ребёнок стремиться избегать контактов с людьми и выбирает профессии из “мира вещей”» [17, с. 28].
Кроме семьи, одним из основных социальных институтов, является школа. В ней формируются интересы школьников, представление о различных видах труда, профессиональные навыки и умения.
Большое влияние оказывает на формирование профессиональной направленности школьников и личность учителя. Причём дети усваивают не только программный материал, но и манеру поведения данного учителя, его взгляды и ориентации.
Следующим фактором социальной среды является группа сверстников. Круг друзей представляет собой устойчивое образование регулярно встречающихся лиц. Воздействие сверстников на личность школьника облегчается тем, что круг друзей, как правило, выбирается им самим исходя из индивидуальных предпочтений, интересов. Выявить причины выбора профессии поможет анализ ближайшего окружения школьника: рода занятий друзей и их родителей, ролевой структуры группы и особенностей поведения школьника в ней.
На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Некоторые девушки, особенно с невысоким уровнем образования, не имеют серьезной мотивации на достижение успеха в профессиональной карьере, рассматривая профессию как временное занятие до замужества [21, с. 427].
На выбор школьниками профессии влияют также следующие социальные факторы: настоящее (объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение); прошлое (история индивида, его собственный опыт); будущее (тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.).
Стоит также отметить и то, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Поэтому многие исследователи утверждают, что «качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, степенью развития контрольно-оценочной сферы, являются одним из ведущих факторов выбора профессии» [24, с. 7-8].
«Взгляд на выбор
профессии как на часть жизнеопределения
человека … с учетом всего спектра
факторов профессионального
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру, а именно, можно выделить восемь важных типов обстоятельств (по Е.А. Климову), которые старшекласснику полезно не забыть, принять во внимание при обдумывании своего профессионального будущего:
1) Позиция старших членов семьи. «Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [17, с. 38].
2) Позиция товарищей,
подруг (сверстников). Именно позиция
микро группы может стать
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, характера, способностей, подготовленности учащегося.
4) Личные профессиональные
планы. Профессиональный план
или образ, мысленное
5) Способности. Способности и таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и применительно ко всем другим видам общественно ценной активности, так как именно способности являются основой для формирования его будущей профессиональной пригодности.
6) Уровень притязаний
на общественное признание.
7) Информированность.
Важно, чтобы информация, которая
касается профессионального
8) Склонности
проявляются и формируются в
деятельности. Сознательно включаясь
в разные виды деятельности, человек
может менять свои увлечения,
а значит и направления. Для
старшеклассника это важно,
Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласовались или хотя бы не противоречили друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникать под влиянием предрассудков и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «утянут» товарищи...» [20, с. 389-397].
Павлютенков Е.М. составил несколько иную «иерархию» факторов, где первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений. Второе - средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье -- педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое -- влияние семьи. Пятое -- учебные предметы, причем чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое -- внеклассная работа. Седьмое -- организации. Восьмое -- общественно-полезный и производственный труд. Девятое-- внешкольная работа [22, с. 75].
Несмотря на разногласия, наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Это эмоционально окрашенное избирательное стремление к определенным предметам и видам деятельности, которое предполагает активизацию познавательной активности человека, желание более глубоко, подробно и всесторонне ознакомиться с избранным видом деятельности). Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик (содержание, широта, глубина и устойчивость интереса), учет которых важен при проведении профориентационной работы [17, с. 32].
Высший уровень познавательного интереса - собственно профессиональный интерес. Он характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний. Субъект принимает осознанное решение превратить определенную деятельность в профессиональную. Интересы становятся постоянными, обобщенными и осознанными, связываются с другими ценностными ориентациями личности. «Интересы являются часто ведущими, но отнюдь не единственными мотивами выбора профессии. Для установления соответствия между интересами и профессиональными планами необходимо выявить воздействие других ценностей на выбор профессии, определить место интересов в структуре мотивов выбора» [17, c. 40].
«Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. … В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельности и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии, к типу профессий и зачем профессиональные интересы, направленные на определенный вид трудовой деятельности и отличающиеся высокой устойчивостью. Профессиональные интересы требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике часто затруднено. Поэтому степень выраженности профессиональных интересов и их направленность могут быть искажены отсутствием практического выхода. Следовательно, при изучении профессиональных интересов субъекта выбора профессии встает проблема адекватности оценки и самооценки этого ведущего фактора выбора профессии» [24, с. 5].
Роль самооценки в профессиональном самоопределении
Каждый человек
нуждается в признании