Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра
педагогики и методики начального образования
Допустить к защите
Зав. кафедрой
______________О.И. Димова
"_____"
_____________ 2009
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКУ
Исполнитель: студентка 5 курса ОЗО
Ляскина Оксана Викторовна
Подпись: ____________________
Научный руководитель:
ст. преподаватель, Сорокина Н.И.
Подпись: ____________________
Защита
состоялась "_____" ____________2009
Оценка
"_____________________________
Председатель ГАК: _____________________
Благовещенск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое
обоснование развития эмоциональной отзывчивости
младших школьников……………………………………………………
1.2. Средства
развития эмоциональной отзывчивости
младших школьников ………………………………………………………………………………
1.3. Условия
развития эмоциональной отзывчивости
младших школьников на музыку………………………………………………………………
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА МУЗЫКУ………………………………………………………………
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика
развития эмоциональной отзывчивости
младших школьников на музыку………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе
………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………….55
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ
……………………………………………………………………62
ВВЕДЕНИЕ
Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание. Необходимость пристального внимания к области эмоционального связана с влиянием эмоционального настроя личности на характер ви́дения и интерпретации личностью окружающей действительности и тем самым возможностью накладывать отпечаток на процесс становления и развития её убеждений и мировоззрения. Эмоциональность и экспрессивная раскованность отличают общение детей со сверстниками от их взаимодействия со взрослыми. В последние годы становится всё больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная устойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Однако, исследование данной проблемы, разработанность её по отношению к младшему школьному возрасту ещё недостаточна. Не осуществляется работа с ребенком по выражению ощущения себя в музыке и музыки в себе, о мире и о себе. Усвоение знаний, основанное на руководящей роли учителя, на принятии знаний в готовом виде, механическом повторении и «закреплении», т.е. на репродуктивных способах мышления – все это представляет собой самую заурядную учебную работу. Учащиеся не осознают роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. Развитая эмоциональная сфера регулирует деятельность человека, определяет широту и характер отношений с окружающими, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность.
Уже в философских воззрениях Демокрита и Платона уделяется внимание значению чувств в регуляции деятельности, в работах Аристотеля и стоиков поднимается вопрос об аффектах, способах их предупреждения и борьбы с ними.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Древнегреческий философ Пифагор рассматривал музыку как источник ритма, способного определять правильный ритм жизнедеятельности человека. Данное представление Пифагора опиралось на предложенное им понятие «эвритмия» – «способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти» [Петрушин]. Аристотель также предлагает идею очищения посредством аффектов при восприятии искусства драмы – катарсиса (механизм катарсиса используется в современной арттерапии и драматизации) [Изотова с.3].
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Философы, психологи, психиатры, физиологи [Аристотель, Демокрит, Платон, Ч.Дарвин. Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.] изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
Чувства, эмоции играют большую роль в самопознании человека. Самопознание как уяснение собственных качеств, как формирование представления о чертах своего характера и свойствах натуры возникает не только на основе осмысления собственных действий и поступков, но и на основе осмысления пережитых чувств. И процесс такого самопознания происходит тем интенсивнее, чем значительнее эмоциональная жизнь ребенка.
С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущения правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного и творческого потенциала. «Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов. Содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения.
В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…» (Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979, - с.170).
Обыденность, штамп, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребенка – это «топтание на месте», элементарное удовлетворение заложенной в нем естественное потребности. Ни детские чувства, ни мышление в этом случае не получают того импульса, которые только и превращает познание в эмоционально-обогащенный, творческий, поиск. Младший школьный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы, так как психологическими особенностями являются вера в истинность всего, чему их учат, податливость внушению, пытливое любопытство, ожидание нового, интерес к нему. Сила детской эмоциональной памяти велика, и нужно уметь обогащать её положительными эмоциями, интригующей таинственностью. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: "Находиться под впечатлением" в действительности означает, что человек (и не только ребёнок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления… И чем сильнее оказывается впечатление, тем дольше оно может управлять им…впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим" [Амонашвили, С.113].
Поэтому одной из задачи новой технологии развивающего музыкального образования является формирование у учащихся эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Исходя из этого, формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку – одно из важных направлений в музыкальном развитии учащихся.
Правильно организованная музыкальная деятельность содержит в себе большие возможности для повышения уровня развития личности школьника. Музыкальная деятельность как средство музыкального искусства напрямую влияет на развитие таких качеств личности как воображение и фантазия, музыкальная память и ассоциации, интуиция и осознание музыки, музыкально-слуховая наблюдательность и продолжительность внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр чувственного видения мира. Развивая эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, учитель на уроках музыки полноправно участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы личности. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Таким образом, социально - личностная актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность относительно младшего школьного возраста обусловили выбор темы дипломной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку».
Цель исследования: выявить условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку и проверить их эффективность.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку будет эффективным при следующих условиях:
Задачи исследования:
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ
1.1. Психолого-педагогическое
обоснование развития эмоциональности
младших школьников
Анализ теоретических концепций, в которых рассматриваются характеристика и особенности функционирования эмоциональных явлений, позволяет выделить несколько основных подходов к данной проблеме.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку