Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Ляскина 2 для примера.doc

— 1.86 Мб (Скачать документ)

    Творчество учащихся проявляется тогда, когда он хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его собственное художественное отношение в целом. Вокальное искусство предусматривает создание образов персонажей. В выразительном исполнении песен должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов, которая проявляется через эмоциональность.

    В музыкально-ритмической деятельности создается творческая ситуация, при которой у младшего школьника движения могут возникнуть сами. Например, три состояния: легкой зыби на море, разыгравшейся стихии и успокоения после бури. Ребенок последовательно переживает эти три состояния: состояние душевного покоя, постепенно переходящее в тревогу, затем взволнованность и опять умиротворение в душе. Каждое эмоциональное состояние «руководит» выбором учащегося соответствующего движения – их характера, амплитуды, пластики, экспрессии и т.д. Младший школьник сам пробует найти меру движений, т.е. проявляет творчество, учитель только уточняет, подправляет, советует, как можно улучшить образ. Содержание человеческого чувства продиктовало форму своего выражения, что способствует формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.

    Таким образом, в данном параграфе мы обосновали понятие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку, выявили и обосновали условия формирования данного понятия, определили критерии эмоциональной отзывчивости.     

Выводы  по 1 главе 

1. Эмоции  – это особый класс субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Практическая деятельность играет основную роль в развитии сложных чувств и эмоций младшего школьника, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.

2. В  современных подходах к руководству формированием эмоциональной отзывчивости у младших школьников в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.

3. Эмоциональная  отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки.

4. Условиями формирования эмоциональной отзывчивости являются: создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку; использование методов и приемов, способствующих формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников (метод эмоционального воздействия, словесные методы, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии); создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников.

5. Эмоциональная  отзывчивость младших школьников  на музыку квалифицируется следующими критериями: эстетические переживания; эмоциональная экспрессия; творческие проявления. 

      

 

  1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА   МУЗЫКУ
 
    1. Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку
 

    С целью выявления и  формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку нами была проведена опытно – экспериментальная работа на базе МОУ СОШ № 1 с. Ленинское, ЕАО. В эксперименте приняли участие учащиеся 1 класса -  16 человек.  Учащиеся данного класса обучаются по традиционной системе обучения «Музыка» Д.Б. Кабалевского. 

    Организация исследования осуществлялась по следующим  этапам:

    1.Проведение  диагностического  исследования  с целью выявления первоначального уровня развитости эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку в экспериментальном классе.

    2.Разработка  содержания, внедрение разработанной  нами методики формирующего эксперимента.

    3.Анализ, обработка и систематизация полученных  результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.

    На  первом этапе разрабатывался и проводился констатирующий эксперимент. В ходе диагностического этапа эксперимента осуществлялось исследование исходного состояния развитости эмоциональной отзывчивости учащихся , а также прослеживалась динамика данного процесса через создание и внедрение избранных нами для формирующего эксперимента   условий:

  • создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку;
  • систематическое использование учителем таких методов, как метод эмоционального воздействия, метод побуждения к сопереживанию, как метод эмоционального воздействия, метод эмоциональной драматургии, словесных методов;
  • развитие творческих проявлений через музыкально-игровую деятельность.

    С целью определения сформированности эмоциональной отзывчивости первоклассников на основе обобщения передового опыта выявлены следующие критерии, позволяющие судить о сформированности эмоциональной отзывчивости младшего школьника на музыку.

1. Эстетические  переживания.

2. Эмоциональная экспрессия.

3. Творческие  проявления в музыкальной деятельности. 

Таблица 1

 Характеристика  уровней развитости эмоциональной отзывчивости  младших школьников на музыку 

Показатели Высокий Средний Низкий
 Эстетические 

переживания  

Учащийся умеет  «чувствовать музыку», осознает свои чувства и переживания, ощущает свою сопричастность содержанию музыке, ее образам, событиям, т.е. эмоционально отзывчив, интуитивное ощущение общей интонации; безошибочно устанавливает зависимость между своими эмоциями и звучащей музыкой с опорой на средства музыкальной выразительности;  достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции. Учащийся «чувствует музыку» ситуативно, неточно в передаче эмоционального характера музыки; ребенок оценивает только свои собственные эмоции. Затрудняется объяснить, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции; средства музыкального выражения используют с помощью педагога; недостаточный словарь музыкальных и эстетических терминов. Учащийся не проявляет личностного отношения   в процессе  слушания музыки; с помощью педагога анализирует произведение, опираясь только на средства музыкальной выразительности,  ошибается в их значении;  затрудняется в определении и подборе  слов, которые передают настроение и переживание. Ограниченное использование музыкальных и эстетических терминов. 
  Эмоциональная экспрессия Самостоятельно  выбирает способы действия (движения, походка, мимика, жест) для передачи характера различных персонажей; (с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения) способен выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом или в предлагаемом задании интересно и точно проявляет мимические и вокальные речевые реакции Выбирает способы  действия не всегда самостоятельно, чаще ориентируется на других или учителя для передачи характера различных персонажей (затрудняется «передразнивать» чьи-то привычки, позы, выражения); затрудняется выражать разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом; неуместно проявляет мимические и вокальные речевые реакции. Проявляет однообразие в способах действия для передачи характера различных персонажей; не  выражает разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом или в предлагаемом  задании неспособен проявлять мимические и вокальные речевые реакции.
Творческие 

проявления в

 музыкальной  деятельности

Самостоятельно  придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно выбирает формы воплощения,

экспериментирует  с

музыкальным материалом.

В музыкальной  деятельности задания выполняют не достаточно самостоятельно. На детали музыкальных произведений обращает внимание с помощью учителя. Обращает внимание к звучащей музыке эпизодично. Не всегда может придумать содержание и развитие образа. Равнодушен  к музыкальной деятельности. Не способен придумать сюжет к музыкальному произведению. Проявляет эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключается на занятия своими делами.

 

    В соответствии с поставленными условиями  были подобраны и проведены следующие  диагностические исследования:

    По  первому критерию:

  1. Задания на понимание средств музыкальной выразительности (приложение А). Каждому ребенку выдается карточка с пятью заданиями, на которые они должны дать однозначный ответ.
  2. Анкета «Эстетические переживания» (приложение Б). Цель: дать словесную характеристику прослушанным музыкальным произведениям (какой характер, понравилась или нет, как можно назвать это музыкальное произведение, что представляли себе, слушая произведение, какие испытали чувства). Предлагается послушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
  3. Методика «Жанры музыки» (приложение В). Цель: сравнить два произведения разных жанров (определить жанр – песня, танец, марш, чем отличаются). Учащиеся прослушивают два музыкальных произведения – «Пьеса» С.С.Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. 
  4. Карта "Эмоциональная отзывчивость на музыку" [Дмитриева, с.75] (приложение Г).

По второму  критерию:

  1. Карта – шаблон «Шесть гномов» [Изотова, с.202] (приложение Д, Е).

По третьему критерию:

6. Методика  «Сочиняю музыку» [Школяр, с.228]. Цель: выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. (приложение Ж).    

    По  первому критерию результаты обрабатывались по совокупности каждого уровня и выявлены следующие результаты: высокий уровень – 1 человека (6% );  средний уровень –  4 чел. (25%); низкий уровень – 11 чел. (69%). 

    По  второму критерию получены следующие  результаты:

    Карта-шаблон «Шесть гномов» 6 карт с изображением лиц гномов с различными эмоциональными выражениями. Цель данной методики: выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть) и уметь невербально выразить эти состояния. В ходе проведения данной методики дети проявили интерес и желание выполнить здание, так как методика носила игровой характер (предлагался рассказ о гномиках). В результате учащиеся 1 класса адекватно (точно) идентифицировали эмоции, могли сами показать невербально каждую эмоцию, свободно рассказывали о нарисованных гномиках, какой гном нравится больше или меньше и почему - 2 чел. (13%); 8 чел. (50%) - допустили ошибки в точности изображения мимики (брови, рот, глаза), определении имен гномиков, соответствующего цвета колпачка; 6 чел. (37%) - затруднялись написать имена гномиков, невербально изобразить каждого гномика, цвета колпачков не всегда соответствовали эмоции, не могли идентифицировать цвет колпачка с именем гномика, этим учащимся оказывалась помощь учителя.

    По  третьему критерию получены следующие  результаты.

    Методика  «Сочиняю музыку». После выбора ситуации первоклассник размышляет о логике и оригинальности развития образного содержания будущего музыкального произведения. Пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепенно появляются персонажи (дети сами выбирают сказочных персонажей и животных) разыгрывают последующие придуманные действия. Учитель следит за тем, какой характер у персонажей, каковы их взаимоотношения, какие у них повадки и т.д. Творческая деятельность детей максимально самостоятельна. Учитель наблюдает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструменты, используют голос, пластику. Творчество детей анализировать непросто, так как «техническое мастерство» воплощения бывает низкого уровня. Но результаты данной методики мы оценивали по уровням и получили: 2 чел. (13%) – высокий уровень; 5 чел. (31%) – средний уровень; 9 чел. (56%) – низкий уровень. Учащиеся, показавшие низкий уровень творческих проявлений в выполнении заданий пытались подражать другим, выполняли эпизодично, повторяли за кем-то из учеников или были просто наблюдателями.

    Таким образом, данные результатов исследований по всем критериям показали, что учащиеся имеют средний уровень развитости эмоциональности, что является показателем к дальнейшей работе по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

    Опытно  – экспериментальная работа велась в двух направлениях: как учащимися, так и с родителями.

    Анкета - опросник «Особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми» (приложение З). Одному из родителей выдавался бланк с вопросами. На каждый вопрос по желанию они отвечали в краткой или развёрнутой форме.

    Количественный  анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям: - степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;

  • особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.

Высокая степень участия – от 15 до 19 баллов.

Средняя степень участия – от 12 до 14 баллов.

Низкая  степень участия – от 0 до 11 баллов.

    По  результатам анкетирования мы видим, что высокую степень участия  в эмоциональном развитии ребенка  показали 56% родителей, среднюю степень участия – 31% родителей, низкую степень участия – 13% родителей. Качественный анализ опросника показал, что причинами эмоциональности своих детей родители считают: наследственность, много энергии, подвижный темперамент, «живчик». Экспрессивные выражения детей достаточно хорошо показывают настроение ребенка, считают родители и только 2 человека не смогли ответить на этот вопрос. Наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях родители ориентируются в основном по ситуации. Специальных бесед о чувствах и эмоциях родители не ведут.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку