Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62
Под эмоциональным (от лат. emoveo – потрясаю, возбуждаю, волную) понимается обращённость к чувству, переживанию, настроению. Область эмоционального включает в себя в традиционном понимании прежде всего аспекты, связанные со взаимодействием субъектов, их личностными особенностями, переживаниями, установлением диалогических отношений, благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность».
Эмоциональность обучения – это такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулирует также волевую направленность этой деятельности.
Особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это выведение учеников на игровой уровень деятельности, восприятие произведений искусства, музыки, литературы, театра, кино и др. В современных подходах к руководству формированием эмоциональной отзывчивости у младших школьников в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.
К. Орф, немецкий композитор и педагог, главную цель своей системы связывал с развитием творческих способностей детей в процессе элементарного музицирования. Суть этой деятельности состояла в синтезе музыки с речью, ее ритмической и мелодической стороной; музыка связывалась с движением, пантомимой, театрализованной игрой, обеспечивая тем самым синтетическую творческую деятельность. Но в данной системе музыка использовалась как фон для других видов деятельности и не рассматривалась во всем многообразии и богатстве.
Венгерский композитор Золтан Кодаи, создал систему массового музыкального воспитания, в основу которой положил новый способ упражнений пению (сольминизации). Обучение по данной системе влияет на успешность развития ладового чувства, звуковысотного слуха и певческих навыков.
В вариативных и некоторых других авторских программах обучения и развития детей с помощью педагогических методов решается задача формирования эмоциональной отзывчивости ребенка. О.П. Радыновой представлена программа "Слушаем музыку", где на основе качественного подбора музыкальных произведений, доступных пониманию ребенка, реализуются задачи обогащения эмоциональной сферы детей [Радынова].
Оригинальные авторские программы созданы учеными и педагогами для обучения детей младшего школьного возраста различным видам искусства: Б. Неменский "Изобразительная деятельность"; Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская "Литература как предмет эстетического цикла", программа для обучения музыкантов А. Ражникова, программа детской архитектурной студии В.Кирпичева и др.
В некоторых программах обогащение и развитие эмоциональной сферы – основная идея общего развития ребенка, в отдельных программах – составляющая его развития, роль которой оценивается более или менее высоко. Положительным моментом многих программ является то, что данный ряд задач решается как методами и средствами эстетического воспитания, так и в контексте коммуникативного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Игра – оптимальное психолого-
Необходимо отметить и роль педагога, способствующего игровому уровню взаимодействия. Выход на игровой уровень взаимодействия предполагает живой интерес к личностным особенностям детей, понимание и принятие внутреннего мира учащихся, праздничную приподнятость. Учитель надо стремится быть интересным, удивить, заинтриговать, для этого важно чутко улавливать реакцию учащихся, следить за их игровой ролью и контролировать свою, чтобы не испортить игру бестактностью, поспешностью, неповоротливостью.
Музыка представляет собой
В
связи с этим содержанием музыки,
прежде всего, является эмоциональная
сторона психических
Эмоциональная сторона воспитания младшего школьника ярко отражается в музыкальном развитии. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.
Таким образом, развитию эмоциональной отзывчивости способствуют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию детей. Музыкальная деятельность с элементами игры является одним из средств формирования эмоциональной отзывчивости у младшего школьника. Посредством музыки воспитывается у младшего школьника способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности.
К видам музыкальной деятельности относятся: пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Формирование эмоциональной отзывчивости происходит в процессе пробуждения у первоклассников внутреннего сопереживания, направленного на тактичную поддержку эстетических впечатлений. По мнению С.Н. Беляевой-Экземплярской "музыка пробуждает множество зрительных образов и ассоциаций, зависимых от слушателей, их устремлений и слушательского опыта" [Осенева, с.221].
Вызвав эмоциональный отклик учащихся на музыку, учитель подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки (песня, танец, марш).
Песня воздействует на чувства учащихся, занимает его досуг, в яркой образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Так как в пении сочетается слово и музыка, то оно обладает большей массой эмоционального воздействия. Развитию эмоциональной отзывчивости у первоклассников способствует понимание эмоционально-смыслового содержания песни, ее выразительное исполнение с движением, с инсценированием, с сопровождением игрой на инструментах. Поэтический текст песни необходимо прочитать педагогу выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Затем объяснить непонятные слова, использовать наглядность, чтение текста в диалоге. Такая работа помогает более выразительно петь песню. Выразительность исполнения песни выражается в умении правильно брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, связно тянуть звук и т.д.
В
основе музыкально-ритмической
Игра
на детских музыкальных
Представления учащихся об эмоциональной сущности ритма усиливаются своеобразием звучания инструментов (их окраской), для которых написана та или иная партия.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость развивается в процессе различной музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости
младших
школьников на музыку
На рубеже двух тысячелетий в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное научно– педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется в ориентации на «личностно–ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребёнка, его музыкальности и творческого потенциала.
Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержание. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве.
Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки. Развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку