Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62
Заполнение таблицы «Копилка музыкальных терминов», которая показывает, какие чувства и настроения отражены в музыкальных произведениях, расширяет словарь эстетических эмоций, развивает эмоциональную память.
5. Фрагмент урока. Слушание пьесы «Мама» из цикла «Детский альбом» П.Чайковского.
-
Послушайте пьеску «Мама» из
«Детского альбома» П.И.
- Пётр Ильич всю жизнь помнил свою маму, её чудные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, проникающий в душу.
В рассуждениях о музыке, песнях дети сами приходят к выводу: музыка – это определенное эмоциональное состояние, которое лучше всего поддается выражению в том-то и том-то. И это состояние, обычно связанное с радостным ощущением жизни, оказал композитор. Эмоциональная отзывчивость младших школьников на музыку выражается в том, что ребята сами определяют из нескольких ритмических формул наиболее обобщенную, которая наиболее отвечает состоянию радостного возбуждения, выражаются оттенки общего радостного настроения (кокетство, игра в серьезность, решительность, ласковость и пр.). Школьники отмечают, что от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми, отношение к животным и др. Мрачное настроение часто делает всё окружающее безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный светлый настрой даёт возможность видеть красивое, удивительное, приятное вокруг.
Для формирования эстетического переживания предлагаются домашние задания, которые предполагают работу первоклассников с родителями и могут быть увлекательными и нетрудными и могут иметь проблемный характер, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости:
Упражнения, направленные на формирование умений выбирать способы действия (движения, походка, мимика, жест) для передачи характера различных персонажей; привычки, позы, выражения; способности выражать разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом.
1. «Дождь идёт» – упражнение на интонацию.
- Произнеси с разной интонацией слова «дождь идёт»: вопросительно, восклицательно, утвердительно.
- Дождь идет, дождь идет…
Ну, когда же он пройдет?
- Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Дождь идет, дождь идет,
Дождь идет…
Н.Михайлова
- Попробуй спеть их с разным настроением: уныло, с юмором, сердито, печально, задиристо, дерзко, надоедливо.
- Изобрази
звуки дождя лёгким
Он поясняет слова, их наполняя красой.
Каждая жилка дар речи имеет. Сколь дивно искусство,
Мимические задания.
1. «Игра
с платком». Игра развивает воображение,
выразительность движений, артистизм.
Учащимся необходимо
У кого лучше получиться показать того или иного героя, тот и победил.
2. «Ласка». Участники делятся по парам. Они должны показать мальчика с улыбкой, который гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.
3. «Цветок».
Учитель читает небольшой
Текст: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.
4. «Отгадай, кто мы?». Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных. Ведущий выходит из класса, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями учащиеся показывают, во что они превратились, а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.
5. «Обезьянка». Участвующие в игре делятся, по парам. Одному в паре предлагается стать зеркалом, второму – обезьянкой и повторять всё, что она будет показывать пари помощи мимики. Другие учащиеся в этот момент оценивают «правильно – неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие дети затем менялись ролями.
Задание: необходимо представит без слов, с помощью мимики и рта (пантомима) показать того или иного героя:
1.
Нахмуриться, как: ребёнок;
2.
Улыбнуться как: вежливый
3. Сесть, как: пчела на цветке; наказанный Буратино; обиженная собака; поросёнок на кактусе; наездник на лошади; невеста на свадьбе.
С детьми в начале игры можно обговорить движения и мимику.
Становясь другим "человеком", "животным", выражая его воображаемые мысли и эмоции, школьник одновременно выражает свои мысли и эмоции. Здесь возникает чувственное общение между играющими детьми через воображаемого другого "человека" или "животного". Если мимические и пантомимические движения детей реально изображаю мысли и эмоции другого "человека", "животного" в воображаемой ситуации, зрители внимательно наблюдают за происходящим, но и сочувствуют персонажам и самим играющим, не отделяя первых от вторых, проникают в переживаемые ими состояния, заражаются их эмоциональной энергетикой.
Музыкально-игровые ситуации с творческими заданиями.
Ритм – неотъемлемая часть не только музыки, но и жизни вообще. Ритм во втором классе рассматривается как один из основных элементов выразительности мелодии, выражающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности.
Первым творческим заданием по освоению ритма предлагаем игру «Имена и ритмы». Учащиеся должны хлопками изобразить ритмические рисунки своих имен, друзей, соседей по парте. Ударные слоги отмечать более сильными хлопками.
СА-ша – два хлопка Ι Ι
На-та-ша – три хлопка ׀ Ι ׀
Петр – один хлопок Ι
Еще одно творческое задание на развитие чувства ритма - известная детская песенка «Тень-тень» с элементами театрализации:
Тень-тень, потетень
Выше города плетень
После первого исполнения песни хором с прохлопыванием ритмического рисунка предлагаем пропеть по ролям (одну роль могут одновременно исполнять один – три человека). Одновременно с пением каждый хлопает ритм ладошками. Далее детям предлагается «пропеть» свою роль ладошками, без участия голоса.
Также
детям предлагалось задание по озвучиванию
стихотворения С.Маршака «
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
Учащимся необходимо подобрать тембр, находить ритм и темп исполнения.
Ещё детям было предложено упражнение «Эхо в горах» с целью развития коммуникабельности, внимания, музыкального слуха, памяти, чистоты интонирования. Учащиеся должны были повторять друг за другом ритмические рисунки, хлопая в ладоши, поют разные гласные звуки, слоги.
Таким
образом, одно творческое задание включает
в себя несколько методов и
приемов исполнения: пение, театрализация,
пластическое интонирование, ритмопластика,
перевоплощение ….
Инсценирование песен:
На
уроках музыки учащиеся с большим
удовольствием принимали
В репертуаре учащихся младших школьников особое место занимают песни – игры, где слово и поэзия соединяются с театрализованными действиями. Первоклассникам предлагалось не просто исполнить песню, а сыграть ее. В отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям им предлагалось самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Несложные инсценировки доставляют детям много радости, усиливают эмоциональную отзывчивость на музыку. Интересный сюжет, шуточный текст, задорный характер образов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности.
При разучивании песни «Урок» были
выбраны герои: ветер, коза, теленок, утенок.
Остальные ребята изображали кукол. Исполняя
роль, каждый ученик придумывал самостоятельно
движения своего образа. Ребята изображали
действия кукол. Разучивание и выразительное
диалоговое исполнение вызвало бурю положительных
эмоций, желание тоже изобразить какого-нибудь
героя.
УРОК муз. Т.Попатенко, сл. М.Ивенсен
1.С букварем уселись куклы на лугу на траве,
Дружно куклы учат буквы: "А, бе, ве. А, бе, ве…"
Ты нам, ветер, не мешай и страницы не листай –
Ты буквы
не прочтешь, только всех собьешь.
2.Подошел утенок важно, прокричал: "Кря, кря, кря!"
И давай щипать бумажный корешок букваря.
Ты, утенок, не мешай, кукол с толку не сбивай:
"Не
кря, кря, кря". А как? – "А, бе, ве…
– вот так".
3. Подошла, стуча копытцем к нам коза: "Что тебе?"
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку