Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62
Приложение И
Веселая |
Радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая. |
Грустная | Печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая. |
Нежная | Ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная, сдержанная. |
Сильная | Четкая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая. |
Взволнован-ная | Тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная. |
Отрывистая | Легкая, острая, шутливая, колючая. |
Страшная | Злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная. |
«Копилка
чувств»
Настроение |
Композитор |
Название сочинения |
Грусть | ||
Радость | ||
Мечтательность
|
||
Героические чувства | ||
Трагические
чувства
(горе, страдание) |
||
Раздумья о жизни | ||
Шутливое настроение | ||
Ощущение сказочности, нереальности | ||
Волнение |
Приложение
К
Методика "Определение эмоционального отношения"
(Н.П. Щербо)
Цель: Выявить специфику детских переживаний по отношению к окружающему, людям и к себе самому; самоощущение в микросоциуме.
Организация.
В качестве стимульного материала
используют схематические карточки-
Условно всю группу явлений, которые ребенку предлагают оценить, можно подразделить на несколько групп:
- взрослым
(родителям, воспитателям и т.
- сверстникам;
При этом явления, отношение ребенка к которым будет выясняться, могут быть самыми разными, носить как обобщенный, так и конкретизированный характер.
Младшим школьникам предлагаются следующий набор слов: мама, папа, сестра (брат), учитель, мой класс, чтение, письмо, математика и т.п.
Инструкция. "Посмотри, какие рожицы нарисованы на картинках. Скажи, пожалуйста, они одинаковые или разные? Чем они отличаются?
Как ты считаешь, какие чувства испытывает человек, когда лицо у него радостное, улыбающееся, вот как это (указывает на изображение)? А что чувствует, когда лицо грустное, печальное? (Если ребенок испытывает затруднение в ответах, можно пояснить ему доступными словами содержание эмоциональных переживаний, условно переданных в нарисованных рожицах).
Давай
договоримся: две веселые рожицы
в нашем задании будут
Две грустные рожицы означают, что человеку очень грустно, у него плохое настроение или он чем-то сильно недоволен. А одна грустная рожицы будет показывать, что человеку скорее грустно, чем радостно, но мрачных чувств он все же не испытывает.
Рожица, выражающая спокойствие, означает, что человек еще не определился, какие чувства он испытывает, хотя и не безразличен к чему-либо. А рожица без всякого выражения (пустой кружок) означает, что человеку что-то совершенно безразлично, он вообще не испытывает к этому ни каких чувств, ни радостных, ни печальных.
Теперь
я буду называть тебе слова, означающие
что-либо знакомое, известное, а ты, в свою
очередь, подумав, какие чувства у тебя
при этом возникают (очень хорошие; очень
неприятные; просто хорошие или не очень
хорошие; разные – одновременно и хорошие,
и грустные; никаких чувств, или они еще
не определены), будешь выбирать карточки
с рожицами, которые наиболее точно отражают
твои чувства".
Обработка
и интерпретация
результатов. Каждая карточка отражает
определенное эмоциональное отношение.
Варианты детских ответов | Эмоциональное отношение | Балл |
Очень нравится. Нравится | Позитивное | 4 |
Не знаю. Пока не разобрался. Еще не определился | Неопределенное | 3 |
Иногда нравится, иногда – нет. По-разному. Когда как | Амбивалентное | 2 |
Мне все равно. Мне безразлично. Никаких чувств не вызывает | Индифферентное | 1 |
Не нравится. Совсем (очень) не нравится | Негативное | 0 |
Позитивное эмоциональное отношение к себе, другим, деятельности и окружающему в целом свидетельствует о наличии у младшего школьника благоприятных переживаний. Все остальные виды эмоциональных отношений – это тревожный симптом, указывающий на наличии проблем в эмоциональной сфере.
Амбивалентное отношение может говорить о наличии у ребенка противоречивых переживаний, глубокого внутреннего конфликта. Амбивалентное самоотношение свидетельствует о развитии самооценки ребенка по конфликтному типу.
Индифферентное – указывает на безучастность, безразличие, "заблокированность" познавательных, социальных потребностей ребенка.
Неопределенное
отношение указывает на наличие
тенденции инфантильности в эмоциональном
развитии ребенка, о несформированности
адекватного для старшего школьного возраста
уровня осознания эмоций, названного Л.С.
Выготским этапом их "интеллектуализации",
что, в свою очередь, провоцирует социальную
зависимость самооценки ребенка и ее развитие
осуществляется по конформному типу.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку