Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Ляскина 2 для примера.doc

— 1.86 Мб (Скачать документ)

    Использование подобранной нами методики поэтапного развития эмоциональной отзывчивости первоклассников на контрольном этапе исследования был отмечен у 25% учащихся, средний – 52% учащихся, низкий – 23% детей. Это подтверждает положительную динамику развития эмоциональной отзывчивости младших школьников к музыке.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  2. Адищев В. И. Музыка – язык чувств / В.И. Адищев // Начальная школа. – 2004. - №1. – С.96 – 99.
  3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
  4. Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – С. 57-65.
  5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. - №3. – С. 78-86.
  6. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993. – Ч.2. – С. 113 – 114.
  7. Бакланова Т.И. Обучение в 1-ом классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с. 
  8. Банникова Е.И. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Е.И.Банникова // Начальная школа. – 2003. - №8. – С. 102 – 105.
  9. Батаршёв А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: психологическая диагностика / А.В. Батаршёв. – М.: Сфера, 2002. – 83 с.
  10. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  11. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 256 с.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология развития человека. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. –  1006 с.
  13. Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание, 2007. - №12. – С. 12 – 14.
  14. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  15. Дубовец С. Развитие эмоций у детей / С. Дубовец // Дошкольное воспитание, 2008. - №1. – С. 59 – 63.
  16. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студентов сред. спец. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.
  17. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной педагогической деятельности / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. – С. 20-27.
  18. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 288 с.
  19. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. – М.: просвещение, 1989. – 191 с.
  20. Коджаспирова Г.М. педагогика: учеб. для студ. образов. учреждений сред. проф. образований / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
  21. Креативный ребёнок: диагностика и развитие творческих способностей / серия "Мир вашего ребёнка". – Ростов/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
  22. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях / А.Г. Ковалев // Вопросы психологии. – 1957. - №4. – С. 19-24.
  23. Критская Е.Д. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика / Е.Д. Критская //   Искусство в школе. – 1993. -  № 1. –  С. 18 – 22.
  24. Критская Е.Д. Методика работы с учениками. «Музыка»: 1- 4 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
  25. Лифинцева Н.И. Развитие у ребенка эстетического восприятия / Н.И. Лифинцева, О.А. Бычихина // Искусство и образование. 2006 - №6. – С.23 – 34.
  26. Лихачёв Б.Г. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /  Б.Г. Лихачёв. – М.: ЮРАЙТ. 1999. – 464 с.
  27. Лиханова М.В. Эмоционально – осознанное интонирование в вокально – хоровой работе со школьниками // Музыка в школе.  – 2003. - № 6. – С. 59-61.
  28. Мерзлякова С.И. Ежедневник музыкального руководителя детского сада / С.И. Мерзлякова. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001. – 208 с.
  29. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
  30. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  31. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др./ Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
  32. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1995. - № 4. – С. 37 – 40.
  33. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / В.И. Петрушин. – М.: Пед. поиск, 2000. – 430 с.
  34. Пути и средства музыкального воспитания / Н.И. Клященко, Н.А. Лейзеров, Б.Н.Абросимов. – М.: Наука, 1989. – 192 с.
  35. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. / О.П. Радынова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - Ч.1. – 608 с.
  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.; СПб.: Питер, 2003. – 705 с. – (Мастера психологии).
  37. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКМОС, 2000. – 381 с.
  38. Свиридова Л. Эмоциональность и её связь с психологическим фактором в текстовом аспекте / Л. Свиридова // Прикладная психология и психоанализ. – 2004. - №4. – С. 56-60.
  39. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.
  40. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижерикова / Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
  41. Сметанкина И.П. О музыкальном воспитании школьников / И.П. Сметанкина // Начальная школа. – 2003. - №9. – С.48 – 51.
  42. Сухомлинский, В.А. О воспитании: выдержки из книг и статей / В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1973. – 272 с.
  43. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности / Б.М. Теплов // Музыка в школе. – 2004. - №5. – С. 8-9.
  44. Шипилкина Т.А. Музыкально – игровая драматизация на уроках музыки в начальной школе // Начальная школа. До и После. – 2004. - № 8. – С. 61-62.
  45. Щуркова Е.Н. Нежная педагогика / Е.Н. Щуркова. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2005. – 160 с.
  46. Юдина Е.И. Музыка в системе межпредметных связей начальной школы / Е.И. Юдина // Начальная школа. – 2003. - №8. – С.105 – 108.
  47. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов / Худож. Ольга и Алексей Ивановы / Е.И. Юдина. – М.: "Аквариум ЛТД", 1999. – 272 с.
  48. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация / Под ред. Е.М. Борисовой / П.М.Якобсон. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. – 304 с.
 
 
 

 

      Приложение A 

Методика  «Знания элементов музыкального языка»   

1. Музыкальные  звуки бывают высокие, низкие  и средние:

а) да            б) нет           в) не знаю 

2. Музыкальные  звуки в песне, танце или  марше звучат громко или тихо, быстро или медленно:

а) да               б) нет              в) не знаю

3. Темп – скорость  исполнения музыки:

а) да              б) нет          в) не знаю

4. В мелодии  звуки движутся вверх, вниз  или стоят на месте:

а) да               б) нет              в) не знаю

5. Музыкальная  пьеса может быть написана  в мажоре (радостно) или в миноре (грустно):

а) да               б) нет              в) не знаю 

За правильный ответ на каждый вопрос ставится один балл. Максимальное количество баллов – 5.

 

Приложение  Б

 

Анкета  «Эстетические переживания»  
 

Характер _________________________________________________________ 

Лад ______________________________________________________________ 

Темп _____________________________________________________________ 

Тембр ____________________________________________________________ 

Регистр ___________________________________________________________ 

Звуковедение ______________________________________________________ 

Музыкальный образ ________________________________________________ 

Что чувствовал, когда слушал музыку ?________________________________ 

__________________________________________________________________ 
 
 

 

Приложение В

 

Методика  «Жанры музыки» 

Цель: сравнить два произведения разных жанров (определить жанр – песня, танец, марш, чем отличаются). Поставить соответственно галочки в квадратик.  

«Пьеса» С.С.Прокофьева

песня                  танец                  марш  
 

«Игра в  лошадки» из «Детского альбома» П.И.Чайковского

песня                    танец                  марш  
 

Отличие _______________________________________________________________ 

______________________________________________________________________ 

 

 Приложение Г 

Карта "Эмоциональная  отзывчивость на музыку" 

Цель: Определить образное видение, степень развития эмоциональной отзывчивости на музыку (учащиеся отмечают на карте, какая иллюстрация соотносится с эмоционально-образным содержанием прослушанного произведения).

 

 

Приложение  Д

 Карта - шаблон  "Шесть гномов" 

Цель: определение  экспрессивности и эмоционального опыта учащихся. 6 карточек с изображениями лиц гномов.

Инструкция 1. "Хочешь я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябида АГА.

Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились. Попробуй отгадай, кто из них весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябида АГА.

Как ты догадался? А какой гномик тебе понравился больше?

    Обращать  внимание детей на брови, рот, глаза  изображения. Использовать показ мимикой.

Инструкция 2. (Приготовить цветные карандаши).

"Однажды гномики  попросили художника нарисовать  их вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядя? С кого начнешь? Выбирай! У каждого гномика свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?" 

                                             

    

Дети рисуют лица гномикам и разукрашивают колпачки, воротнички, волосы гномам. Колпачок и воротничок должен быть одним цветом.

          

                 ЭХ                                        ОЙ                                        ФУ      

             

           ОХ                                      АГА                                                УХ                                                                                                               

 

Приложение  Е

Карта –  шаблон "Шесть гномов" 
 
 

       
       
       

       

 

Приложение Ж

 

Методика  «Сочиняю музыку» 

    Цель: выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методика напоминает творческий процесс. Выполняется индивидуально.

    Инструкция: Предлагаются несколько ситуаций: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города», «Зимняя дорога», «Сказочные события» и др.  Например: как пробуждается жизнь весной: тает снег, припекает солнышко, звенит капель, тают сосульки, журчат ручьи. Как услышать и выразить всё это, и своё отношение к этому? Можно воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах, голосом, пластикой. 
 
 
 

 

Приложение  З

АНКЕТА  - ОПРОСНИК для родителей

  1. Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________
  2. Кто из родителей заполняет анкету? (мать, отец) ____________________
 
  1. Считаете  ли Вы своего ребенка эмоциональным? (да, нет, не могу сказать) __________________________________________________________

Почему? ______________________________________________________ 

  1. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок  испытывает:

Радость _________________________________________________________

Печаль _________________________________________________________

Гнев (злость) ____________________________________________________

Страх __________________________________________________________

Обиду __________________________________________________________

Стыд (вину) _____________________________________________________

Зависть _________________________________________________________

Отвращение _____________________________________________________

Презрение _______________________________________________________

(отметить  каждую эмоцию) 

5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет, музыка, картина, литературное произведение) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:

Радость ________________________________________________________

Печаль _________________________________________________________

Гнев (злость) ____________________________________________________

Страх __________________________________________________________

Обиду __________________________________________________________

Стыд (вину) _____________________________________________________

Зависть _________________________________________________________

Отвращение _____________________________________________________

Презрение _______________________________________________________

(отметить  каждую эмоцию) 

6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли вы исправить ситуацию? (всегда, иногда, никогда) _________________________________ 

7. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (да, нет, не могу

сказать) ___________________________________________________________ 

8. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая вам, другим людям, литературным или телевизионным персонажам? (да, нет, не могу сказать) ___________________________________________________________ 

9. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (да, нет, не могу сказать) ___________________________________________________ 

10. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда) __________ 

11. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) ____________________________ 

Таблица оценки ответов 

      № вопроса Ответы Баллы
      3 Да

      Нет

      Не могу сказать

      1

      1

      0

      4 7 –  9 строк  заполнено

      3 – 7 строк  заполнено

      1 – 3 строк  заполнено

      9 строк не  заполнено

      3

      2

      1

      0

      5 7 –  9 строк  заполнено

      3 – 7 строк  заполнено

      1 – 3 строк  заполнено

      9 строк не  заполнено

      3

      2

      1

      0

      6 Всегда

      Иногда 

      Никогда

      2

      1

      0

      7 Да

      Нет

      Не могу сказать

      1

      1

      0

      8 Да

      Нет

      Не могу сказать

      1

      1

      0

      9 Да

      Нет

      Не могу сказать

      1

      1

      0

      10 Часто

      По ситуации

      Если спрашивает

      Редко

      Никогда

      4

      3

      2

      1

      0

      11 Поведение

      Слова

      Зависимость

      Не знаю

      Не проявляется

      1

      1

      1

      0

      - 1

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку