Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62
Использование подобранной нами методики поэтапного развития эмоциональной отзывчивости первоклассников на контрольном этапе исследования был отмечен у 25% учащихся, средний – 52% учащихся, низкий – 23% детей. Это подтверждает положительную динамику развития эмоциональной отзывчивости младших школьников к музыке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение A
Методика
«Знания элементов музыкального
языка»
1. Музыкальные звуки бывают высокие, низкие и средние:
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Музыкальные звуки в песне, танце или марше звучат громко или тихо, быстро или медленно:
а) да б) нет в) не знаю
3. Темп – скорость исполнения музыки:
а) да б) нет в) не знаю
4. В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте:
а) да б) нет в) не знаю
5. Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или в миноре (грустно):
а) да
б) нет
в) не знаю
За правильный ответ на каждый вопрос ставится один балл. Максимальное количество баллов – 5.
Анкета
«Эстетические переживания»
Характер ______________________________
Лад ______________________________
Темп ______________________________
Тембр ______________________________
Регистр ______________________________
Звуковедение ______________________________
Музыкальный образ
______________________________
Что чувствовал,
когда слушал музыку ?_____________________________
______________________________
Методика
«Жанры музыки»
Цель: сравнить
два произведения разных жанров (определить
жанр – песня, танец, марш, чем отличаются).
Поставить соответственно галочки в квадратик.
«Пьеса» С.С.Прокофьева
песня
танец
марш
«Игра в лошадки» из «Детского альбома» П.И.Чайковского
песня
танец
марш
Отличие ______________________________
______________________________
Приложение Г
Карта "Эмоциональная
отзывчивость на музыку"
Цель: Определить образное видение, степень развития эмоциональной отзывчивости на музыку (учащиеся отмечают на карте, какая иллюстрация соотносится с эмоционально-образным содержанием прослушанного произведения).
Приложение Д
Карта
- шаблон "Шесть гномов"
Цель: определение экспрессивности и эмоционального опыта учащихся. 6 карточек с изображениями лиц гномов.
Инструкция 1. "Хочешь я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябида АГА.
Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились. Попробуй отгадай, кто из них весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябида АГА.
Как ты догадался? А какой гномик тебе понравился больше?
Обращать внимание детей на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой.
Инструкция 2. (Приготовить цветные карандаши).
"Однажды гномики
попросили художника
Дети рисуют лица гномикам и разукрашивают колпачки, воротнички, волосы гномам. Колпачок и воротничок должен быть одним цветом.
ЭХ
ОХ
Приложение Е
Карта –
шаблон "Шесть гномов"
Методика
«Сочиняю музыку»
Цель: выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Процедура проведения методика напоминает творческий процесс. Выполняется индивидуально.
Инструкция:
Предлагаются несколько ситуаций: «Весенние
голоса», «Летний день», «Звуки большого
города», «Зимняя дорога», «Сказочные
события» и др. Например: как пробуждается
жизнь весной: тает снег, припекает солнышко,
звенит капель, тают сосульки, журчат ручьи.
Как услышать и выразить всё это, и
своё отношение к этому? Можно воплощать
свой замысел на фортепиано, на других
инструментах, голосом, пластикой.
Приложение З
АНКЕТА - ОПРОСНИК для родителей
Почему?
______________________________
Радость
______________________________
Печаль
______________________________
Гнев (злость)
______________________________
Страх
______________________________
Обиду
______________________________
Стыд (вину)
______________________________
Зависть
______________________________
Отвращение
______________________________
Презрение
______________________________
(отметить
каждую эмоцию)
5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет, музыка, картина, литературное произведение) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:
Радость ______________________________
Печаль ______________________________
Гнев (злость)
______________________________
Страх
______________________________
Обиду
______________________________
Стыд (вину)
______________________________
Зависть
______________________________
Отвращение
______________________________
Презрение
______________________________
(отметить
каждую эмоцию)
6. Если
Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь
ли вы исправить ситуацию? (всегда, иногда,
никогда) ______________________________
7. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (да, нет, не могу
сказать) ______________________________
8. Может ли Ваш ребенок
заплакать или засмеяться, сопереживая
вам, другим людям, литературным или телевизионным
персонажам? (да, нет, не могу сказать) ______________________________
9. Ваш ребенок похож
на Вас в выражении своих чувств и эмоций?
(да, нет, не могу сказать) ______________________________
10. Рассказываете
ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях
между людьми? (часто, по ситуации, если
спрашивает, редко, никогда) __________
11. Как Вы думаете,
в чем выражается любовь Вашего ребенка
к Вам? (поведение, слова, зависимость,
не знаю, не проявляется) ____________________________
Таблица
оценки ответов
№ вопроса | Ответы | Баллы |
3 | Да
Нет Не могу сказать |
1
1 0 |
4 | 7 – 9 строк
заполнено
3 – 7 строк заполнено 1 – 3 строк заполнено 9 строк не заполнено |
3
2 1 0 |
5 | 7 – 9 строк
заполнено
3 – 7 строк заполнено 1 – 3 строк заполнено 9 строк не заполнено |
3
2 1 0 |
6 | Всегда
Иногда Никогда |
2
1 0 |
7 | Да
Нет Не могу сказать |
1
1 0 |
8 | Да
Нет Не могу сказать |
1
1 0 |
9 | Да
Нет Не могу сказать |
1
1 0 |
10 | Часто
По ситуации Если спрашивает Редко Никогда |
4
3 2 1 0 |
11 | Поведение
Слова Зависимость Не знаю Не проявляется |
1
1 1 0 - 1 |
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку