Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Ляскина 2 для примера.doc

— 1.86 Мб (Скачать документ)
gn="justify">- Я коза  хочу учится, бе-бе-бе, бе-бе-бе.

"Ты  коза нам не мешай, кукол  с толку не сбивай.

Не бе-бе-бе" – а как? – "А, бе, ве… вот  так". 

4. А  потом пристал теленок, замычал: "Му-му-му!

Я теленок  несмысленный, ничего не пойму".

"Ты, теленок, не мешай, кукол с  толку не сбивай.

Не му-му-му" А как? – "А, бе, ве… - вот так". 

    Освоению  игр без навязчивого дидактизма собирает внимание детей, активизирует чувство коллективизма и в то же время самостоятельность. Сначала учащиеся разучивают песню, затем вводятся некоторые игровые моменты: движения рук, повороты корпуса, помогающие учащимся показать в пении смену действующих лиц.

    На  начальном этапе внедрения разработанной  нами серии заданий музыкально-игрового характера, направленных на проявление творчества, учащиеся стеснялись выполнять их: мало, кто соглашался участвовать в играх. Но в ходе последующей работы, ученики почувствовали себя более раскрепощено и уверенно: они с особым удовольствием выполняли предлагаемые нами задания, звучащие музыкальные образы вызывали у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливали радость и удовольствие от движения. Реализация эмоциональных переживаний происходила посредством  выразительных движений: в мимике, пантомимике, в интонации и тембре голоса. Дети заражаются эмоциональной энергетикой исполняющих роли, а исполняющие роли дети также получают в свою очередь, эмоциональную поддержку со стороны зрителей.

    После занятий проводились индивидуальные беседы, во время которых можно вскрыть причины действий ребенка, выяснить отношение детей к своей деятельности – удачна она или нет, как поступил бы в следующий раз и пр. Вопросы были такими:

  • Каковы твои впечатления от занятий: было интересно, весело, скучно, безразлично, почему?
  • Удовлетворен ли ты ролью, которую исполнял в этот раз, если нет, то почему?
  • Каким ты себя чувствовал: добрым, веселым, большим, смелым, забытым и пр.?
 
    1.   Результаты опытно-экспериментальной работы
 

    С целью повышения уровня эмоциональной  отзывчивости на музыку на формирующем  этапе эксперимента нами была разработана и проведена серия занятий по музыке, на которых использовались различные виды упражнений, заданий, фрагменты уроков, музыкально-игровых ситуаций, способствующих  повышению уровня эмоциональной отзывчивости учащихся  1 класса МОУ СОШ №1 с. Ленинское. Для определения эффективности реализации выдвинутых нами условий (создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку; систематическое использование учителем методов и приемов, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников; развитие творческих проявлений через музыкально-игровую деятельность), способствующих развитию эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку нами была выбрана экспериментальная  группы 1 класса.

    На  втором этапе опытно-экспериментальной  работы  мы в практической деятельности реализовали заданий, направленных на формирование умений «чувствовать музыку», осознавать свои чувства и переживания, ощущать свою сопричастность содержанию музыке, ее образам, событиям; устанавливать зависимость между своими эмоциями и звучащей музыкой с опорой на средства музыкальной выразительности; умений содержательно рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции; упражнения, направленные на формирование умений выбирать способы действия (движения, походка, мимика, жест) для передачи характера различных персонажей; привычки, позы, выражения; способности выражать разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом; инсценирование песен и др.

    На  заключительном этапе мы провели  анализ, обработку и систематизацию полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

    После анализа проведенных диагностик, мы сравнили полученные результаты констатирующего и заключительного этапов, а также выявили динамику в формировании эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.

    На  заключительном этапе с целью  выявления динамики в сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку учащимся были предложены те же методики, что и в констатирующем экспериментальном срезе.  Результаты занесены в таблицу 3:

Таблица 3 

Результаты  заключительного этапа развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку 

                    Уровни

Критерии 

Высокий Средний Низкий
Эстетические  переживания 4ч. - 25% 7ч. - 44% 5ч. - 31%
 Эмоциональная экспрессия 5ч. - 31% 11ч. - 69% 0ч. - 0%
Творческие  проявления в музыкальной деятельности 3ч. - 19% 7ч. - 44% 6ч. - 37%
 

     Диаграмма 2 

              Критерии 1,  2,  3 

              Ряд 1 – высокий уровень  (синий)

              Ряд 2 – средний уровень  (красный)

              Ряд 3 – низкий уровень    (желтый) 

    После проведения тестирования нами были сделаны  следующие выводы:

- по  критерию эстетические переживания низкий уровень понизился с 11 чел. (69%) до 5чел. (31%); средний уровень повысился с 4чел. (25%) до 7чел. (44%); высокий уровень повысился с 1чел, (6%) до 4чел. (25%).

    Наибольшая  динамика наблюдается по критерию эмоциональной экспрессии низкий уровень изменился с 6чел. (37%) до 0чел. (0%); средний уровень с 8чел. (50%) до 11чел. (69%); высокий уровень повысился с 2 чел. (13%) до 5чел. (31%).

    По  критерию творческие проявления в музыкальной  деятельности произошли небольшие изменения, так низкий уровень изменился 9чел. (56%) до 6чел. (37%); средний уровень с 5чел. (31%) до  8чел. (44%), высокий уровень с 2чел. (13%) до 3чел. (19%).

    Диаграмма 3

      Динамика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников

    на  музыку   

    

            1 – 4   первый критерий   (начало и конец)

            2 – 5   второй критерий    (начало и конец)

            3 – 6   третий критерий    (начало и конец) 

            1 ряд – высокий уровень (синий)

            2 ряд – средний уровень  (красный)

            3 ряд – низкий уровень   (желтый) 

      Таким образом, мы   видим, что в 1 классе по-прежнему доминирует количество учащихся со средним уровнем сформированности эмоциональной отзывчивости (52%). Но в то же время видна положительная динамика формирования экспрессивной выразительности и эстетических переживаний на высоком уровне (25%), а на низком уровне, наоборот, в сторону понижения (23%).

    Таким образом, разработав и внедрив серию  занятий по музыке, на которых использовались  различные виды заданий, методы и приемы, способствующих  повышению уровня развития эмоциональной отзывчивости учащихся экспериментального класса при соблюдении выдвинутых нами условий (создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку; систематическое использование учителем методов и приемов, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников; создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников), мы практически подтвердили объективность выдвинутой нами гипотезы. 

    Выводы  по 2 главе 

    Проанализировав вышеизложенные результаты диагностики, мы смогли выделить экспериментальный 1 класс. Дальнейшее исследование велось непосредственно в этом классе.

    На  этом этапе подтвердилась практическая необходимость в развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку, на какой основе необходимо строить учебные занятия.

    Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку более интенсивно будет происходить при соблюдении следующих условий:

  • создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку;
  • систематическое использование учителем методов и приемов, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников;
  • создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников

    Выявлены следующие критерии, позволяющие судить о развитости эмоциональной отзывчивости младшего школьника на музыку.

1. Эстетические  переживания.

2. Эмоциональная  экспрессия.

3. Творческие  проявления.

    При соблюдении данных условий, полученные результаты опытно-экспериментальной  работы показывают положительную динамику в уровне   развитости эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В дипломной работе нами исследована одна из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогической теории и практики – развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.

    Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остаётся  одной из актуальных задач музыкального воспитания.

    В современных подходах к руководству  развитием эмоциональной отзывчивости младших школьников в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкальной деятельности. Музыка развивает психологическую способность эмоционального переживания взаимодействия с миром. Музыка – особый фактор, возбуждающий через механизмы интонирующего воздействия (мелодии) и ритмического чувства, данного детям от природы, непосредственно проживаемое чувство, когда (здесь и сейчас" учащиеся печалятся, радуются, гневаются, восторгаются, становятся нежными, решительными, любящими, энергичными, но звуки музыки могут детей наполнить агрессией, возвести в расслабленность. Приобретаемые навыки в ходе музыкальной деятельности становятся не самоцелью, а органичной, необходимой частью эмоциональной отзывчивости данного произведения.

    Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки. Эмоциональность выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям, сердце становится восприимчивым к доброму слову поучения, совету, напутствию.

    Изучение, анализ теоретических вопросов проблемы, организация и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили положение выдвинутой нами гипотезы, согласно которой развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку будет эффективным при следующих условиях:

  • создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку;
  • систематическое использование методов и приемов, способствующих формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников (метод эмоционального воздействия, словесные методы, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии);
  • создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников.

    Принимая  во внимание вышесказанное, можно правильно и целенаправленно организовать развитие эмоциональной отзывчивости младшего школьника через музыкально-игровую деятельность, творческие задания.

    Опытно-экспериментальная  работа подтвердила эффективность  выявленных нами педагогических условий, критериев и подобранной методики, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости младшего школьника на музыку. 

    Целостная система музыкально-игровых заданий, методов и приёмов, творческих заданий, опирающихся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения и сценического действия позволила сформировать у младших школьников чувство интереса к учению, внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, эмоциональные представления, осознавать свои чувства и переживания при восприятии музыкального произведения.

    Своё  умение младшие школьники реализовывали  в разнообразных и привлекательных для них видах музыкальной деятельности. Применяемые методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости способствовали активизации эмоциональных творческих проявлений у младших школьников.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку