Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 19:39, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы изучаемой проблемы.
2. Определить педагогические условия формирования эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки.
3. Выявить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
4. Разработать виды заданий для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
5. Выработать рекомендации учителям начальной школы по данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ …………..7
1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития эмоциональной отзывчивости младших школьников…………………………………………………………7
1.2. Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников …………………………………………………………………………………………13
1.3. Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку………………………………………………………………………………..19
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………..27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКУ…………………………………………………………………………….29
2.1. Определение уровня развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку ……………………………………………………………..29
2.2. Методика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку……………………………………………………………………………….36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………62

Работа состоит из  1 файл

Ляскина 2 для примера.doc

— 1.86 Мб (Скачать документ)

    Демокрит  и Эпикур считали, что возникновение  и развитие эмоций и чувства являются руководителями поведения человека. Платон и школа стоиков утверждали, что поведением руководит разум, мышление, а не чувства, и подчеркивали роль мышления в формировании чувств, считая, что возникновение эмоционального отношения к окружающему является следствием оценки значимости этих предметов для человека.

    Эмоции, утверждал естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которого субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

    Эмоции  не наглядны и выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, внутреннее состояние индивида и его отношение  к окружающему. В чувствах человека в форме непосредственного переживания проявляются все установки человека, отношения к миру и другим людям. 

    В модифицированном виде концепции эмоционального развития существуют в современной  психологии как когнитивный [А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж.П. Сартр и др.] и мотивационный подходы [Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, З. Фрейд и др.].

    Эмоции  – обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности, психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания. "Эмоции в качестве процесса есть не что иное, как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов" [Додонов, с.29]. Эмоциональность – совокупность устойчивых характеристик, определяющих индивидуальные особенности возникновения и протекания эмоциональных переживаний [Изотова, с.266].

    Многие  психологи отмечают связь эмоций и чувств  с нравственностью [П.В.Симонов], говоря о том, что "языком сверхсознания" является совесть и если красота и смешное сообщают о своем присутствии положительными эмоциями, то голос совести имеет преимущественно негативную эмоциональную окраску.

    А.В. Запорожец доказывал, что важна оценочная функция эмоций, так как они раскрывают для человека значимость окружающего мира, конкретных предметов, т.е. помогают ориентироваться в той действительности, в той системе отношений, в которой развивается и воспитывается человек. О роли эмоций в развитии субъекта писал А. Валон, который подчеркивал, что именно эмоции соединяют человека с социальной жизнью, с окружающим миром ценностей. При этом реально действующим мотивом может стать только та цель деятельности, к которой выработано определенное эмоциональное отношение.

    Эмоции  играют существенную роль не только в  регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у субъекта потребностями, но и в активизации, формировании новых мотивов.

    Сложный характер имеют поводы и процессы, приводящие к активизации социальных мотивов поведения. А.Д. Кошелева отмечает, что отношение старших  детей к предложенному заданию меняется и эффективность его выполнения значительно возрастает, когда с помощью образных описаний и наглядных изображений исследователь вызывает у испытуемых эмоциональное отношение, симпатию к малышам. Эмоции, вызванные восприятием или представлением определенных обстоятельств, активизируют имевшиеся у ребенка в латентном состоянии мотивы и придают им действенный характер. Правильная организация активности, когда спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, прогулками, физическими упражнениями, приводит к улучшению эмоционального тонуса младшего школьника, делает его эмоциональное самочувствие и поведение более ровным. «От ребёнка младшего школьного возраста можно требовать сдержанности в движениях, добиваться их соразмерности, ловкости. И такие действия вызывают у него положительную эмоциональную реакцию» [Якобсон, с.100].

    А.Н. Леонтьев, изучая связь эмоций с деятельностью, отмечает, что эмоции играют роль внутренних сигналов. Они несут информации о внешних объектах, их связях и отношениях. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельностью. Эмоции имеют ситуационный характер и выражают оценочное личностное отношение к тем ситуациям, которые складываются или возможны в деятельности. Чувства являются результатом "специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном", имеют предметный характер и выражены в устойчивом отношении" [Изотова с.41].

    С.Л. Рубинштейн обращает особое внимание на тесную взаимосвязь эмоций с деятельностью  индивида. С одной стороны, по его мнению, ход и результат деятельности вызывает у человека те или иные чувства, а с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. "Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от неё" [Рубинштейн, 2003, С.559].

    Необходимо подчеркнуть, что личность организует свою деятельность не только исходя из эмоциональных оценок, но и с учётом всего своего прошлого опыта, знаний, убеждений, всей своей осознаваемой в данный момент системы своих программ-потребностей.

    С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук выделяют социальные чувства (долг, честь, справедливость, сострадание и др.), эстетические чувства (чувство прекрасного, возвышенного, комического и др.), чувства, связанные с понятием собственности (бескорыстие, чувство обладания, лишения и др.), моральные чувства: направленность на других людей (благодарность, любовь, ненависть), на себя (самодовольство, раскаяние, стыд и др.), а также интеллектуальные чувства, связанные с оценкой тех или иных событий (радость, разочарование, удивление, тревога, гнев и др.),  т.е. предметные чувства, которые являются более осознанными и имеют отношение к нескольким предметным сферам, определяющим содержание переживаний по отношению к определенным объектам.

    А.Г. Ковалев рассматривает чувства как "устойчивые отношения личности, имеющие предметную направленность" [А.Г. Ковалев].

    Проблеме  развития эмоциональной сферы ребенка  от рождения до взросления посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. С точки зрения деятельностного подхода нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на различных этапах отногенеза  [Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, И.М. Юсупов и др.].

    Согласно  Л.С. Выготскому, эмоция "не менее  важный агент, чем мысль. Забота педагога должна заключаться не только в том, чтобы ученики продумали и усвоили географию, но и прочувствовали её" [Выготский, 1996, С.105]. Эмоции в учебном процессе интенсифицируют мышление, способны снять интеллектуальные и психологические нагрузки. В связи с этим Л.С. Выготский пишет: "…именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство" [Выготский, 1996, С.106].

    По  мнению А.В. Запорожца, возникновение новых эмоций, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В младшем школьном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование), знакомство с природой и музыкой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту к окружающей жизни и в произведениях искусства. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Группа нравственных эмоций играет важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.

    В младшем школьном возрасте к особенностям умственных свойств, эмоционально-волевой сферы и мотивов относятся глубокая потребность в эмоциональном отношении к окружающей действительности; непроизвольность, лёгкая переключаемость внимания, его связь с тем, что конкретно, наглядно, затрагивает образно-эмоциональную сферу. Педагогу необходимо при разработке занятий ориентироваться на синтез рационально-логического характера деятельности и вчувствования, художественно-эстетического переживания.

    Значительные  перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения  его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его  эмоциональная жизнь, появляются новые переживания, рождается новое эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Живость непосредственного проявления чувств первоклассником – социальных и асоциальных – является для учителя не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы учащегося надо развивать, а какие – искоренять.

    В младшем школьном возрасте появляются новые сложные формы социальных эмпатийных переживаний – сопереживание, сочувствие, содействие другому лицу, необходимые для совместной деятельности и общения. Понятие "социализация" включает в себя освоение культуры человеческих отношений, социальных норм, видов деятельности, ролей, форм общения. Ряд эмоциональных состояний и переживания людей ему не интересен, недоступен не только для переживания, но и для понимания. Поэтому содержательная сущность эмпатии определяется специфическими способами освоения культуры человеческих отношений, основанными на эмоциональном принятии и осознании переживаний другого человека. Таким образом, эмпатию мы рассматриваем как "постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека" [с.79]. В младшем школьном возрасте эмпатийное реагирование связано с преобразованием эмоциональной сферы ребенка от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной нравственными критериями и отношениями форме эмпатийного переживания.

    К концу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура  эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта. Но у каждого ребенка уровень развития эмоциональных представлений различен, поэтому возникает необходимость в формировании эмоциональной отзывчивости младшего школьника. Своевременное формирование эмоциональной отзывчивости младшего школьника подразумевает формирование и актуализацию у него представлений об экспрессивном выражении эмоции, переживании эмоции и ситуационном содержании эмоции. Младший школьник должен ориентироваться в признаках (мимических и пантомимических) различных эмоций и соотносить их с определенным значением.

    Ежкова  Н. выделяет следующие функции эмоций [Ежкова 2003 с.20].:

-  регулирующая  и охранная (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

- способствуют  раскрытию потенциальных творческих  способностей;

- побуждают  к определённым поступкам, окрашивают  поведение в целом;

- помогают  приспосабливаться к ситуации;

- сопровождают  общение (выбор партнёра, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

- являются  показателем общего состояния  ребёнка, его физического и  психического самочувствия.

    Таким образом, эмоции – это особый класс  субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Практическая деятельность играет основную роль в развитии сложных чувств и эмоций младшего школьника, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.  
 

       1.2  Средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников 
 

    Эмоциональная отзывчивость человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды в ней равноценны для  эстетического развития. Многие писатели, педагоги, деятели культуры указывают на особое значение в этом отношении младшего школьного возраста.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку